Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:56, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении основных понятий и видов инвестиций, методов по оценке эффективности инвестиционных проектов в условиях белорусской экономики.
В соответствии со сформулированной целью можно определить такие задачи данной курсовой работы:
дать понятие и описать основные виды инвестиций;
рассмотреть экономическую сущность инвестиций;
изучить эффективные подходы к формированию инвестиционной политики;
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды инвестиций…………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность и значение инвестиций………............................5
1.2 Классификация инвестиций…………………………………………………..9
1.3. Капиталовложения как вид инвестиций……………………………………11
2. Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе…...15
3. Оптимизация инвестиционной деятельности предприятия…………………..27
3.1.Оценка эффективности инвестиций…………………………………………27
3.2.Направления активизации инвестиционной деятельности предприятия…33
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников……………………………………………..40
5. Региональному признаку:
В научной литературе приводятся и другие классификации инвестиций. Все эти классификации имеют право на жизнь как в практическом плане, но особенно в научном, так как они позволяют более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования.
1.3 Капиталовложения как вид инвестиций
Инвестициями являются денежные средства, имущество, права собственности, и т. п., которые можно вложить в развитие предпринимательской деятельности, с целью получения прибыли, а также какого-либо другого эффекта.
Капитальными вложениями являются инвестиции в уставной капитал предприятия, среди которых есть и затраты на возведение новых объектов, расширение и реконструкция уже имеющихся объектов, а также техническое переоснащение имеющихся объектов производства, покупка машин, станков и механизмов, инструментов для производства, а также вложения в разработку новых проектов и иные расходы.
Если придерживаться данных определений этих понятий, то те инвестиции, которые были вложены в оборотные средства, не относятся к капитальным вложениям.
В соответствии с видом использования капитальные вложения можно разделить на производственные и непроизводственные. Первый вид вложений направлен на развитие производства, второй – на то, чтобы развивалась социальная сфера.
В зависимости от форм воспроизводства основных фондов, капитальные вложения могут быть направлены:
В экономическом анализе большое значение имеет структура инвестиций в основной капитал, представляющая собой долю средств, вложенных в данном периоде по конкретным направлениям их использования. Выделяют отраслевую, территориальную, технологическую, воспроизводственную структуры, а также структуру по формам собственности.
Отраслевая структура характеризует величину средств капитального характера из общего их объема, вложенных в ту или иную отрасль хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство и пр.
Территориальная структура отражает распределение инвестиций в территориально-региональном разрезе — по странам, регионам, районам и др.
Технологическая структура капитальных вложений показывает, какая их часть была направлена на строительно-монтажные работы; на приобретение машин, оборудования, механизмов, дорогостоящих инструментов и инвентаря.
Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности показывает долю капитальных вложений, осуществленных в рассматриваемом периоде субъектами частной, государственной, муниципальной и смешанных форм собственности.
Воспроизводственная структура — это распределение инвестиции по основным формам воспроизводства, к которым относятся строительство новых предприятий, расширение действующих предприятии, реконструкция, техническое перевооружение, поддержание действующих мощностей. В настоящее время действует тенденция к увеличению доли затрат на реконструкцию и техническое перевооружение. Это вызвано тем, что такие капитальные затраты способствуют расширению мощности действующих предприятий, а по объемам вкладываемых Ресурсов и срокам выполнения работ оказываются выгоднее нового строительства. Проведение реконструкции и технического перевооружения связано не только с дополнительными затратами, но также и с потерями от снижения мощности предприятия в период проведения работ. Поэтому связанные с ними затраты и потери должны быть возмещены дополнительной прибылью, полученной в результате ее проведения.
Инвестиции, в первую очередь реальные инвестиции, т.е. капитальные вложения, играют исключительно важную роль в экономике страны и любого предприятия, так как они являются основой для:
Таким образом, инвестиции нужны в первую очередь для оздоровления экономики страны и на этой основе решения многих социальных проблем, прежде всего для подъема жизненного уровня населения.
2. Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе
Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. Под инвестиционной политикой понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
К основным инвестиционным стимулам можно отнести: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение между новыми границами экономически развитого Европейского Союза и Российской Федерацией, располагающей огромными сырьевыми и энергетическими запасами; социальная, политическая и экономическая стабильность; законодательная и организационная обеспеченность инвестиционного процесса; развитый научно-технический, промышленный и экспортный потенциал; высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила; единое таможенное пространство с Россией и Казахстаном; экономическое и историческое объединение Беларуси со странами СНГ, способное обеспечить выход на товарные рынки России и стран СНГ. Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают Беларусь все более привлекательной для инвесторов. С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке. Большое внимание в республике уделяется информационному обеспечению международной деловой общественности и зарубежных инвесторов: проводятся семинары, международные конференции по инвестиционной деятельности и иностранным инвестициям.
Среди форм международного экономического сотрудничества, широко используемых в развитых и в развивающихся странах, важное место занимают свободные экономические зоны. Мировая практика показывает, что они являются одной из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления и способны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов страны за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий. Поэтому идея создания СЭЗ получила широкое распространение и в Беларуси.
В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Республика Беларусь – единственная страна среди стран СНГ, принявшая в 2001 году Инвестиционный кодекс - основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные инвестиции. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства. Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время подписано более 60 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций. Республика Беларусь является участницей многосторонних договоров, в том числе Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (ICSID), Саульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Конвенция MIGA).
За последнее время в Республике Беларусь было принято немалое количество правовых актов, направленных на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны:
С 2009г. успешно действует созданный институт «инвестиционных договоров с Республикой Беларусь» (Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»).
Инвестиционный договор представляет собой одну из возможных форм государственно-частного партнерства. При заключении такого договора инвестор получает дополнительные гарантии и преференции, в том числе закреплена возможность получения индивидуальных преференций.
В целях совершенствования инвестиционного климата 6 июня т.г. Президентом Республики Беларусь подписан Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009г. № 10», который уточнил некоторые нормы и расширил перечень предоставляемых льгот при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь.
В целях его реализации принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» (вместе с «Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь"; "Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь"; "Положением о порядке согласования перечня технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого инвестором и (или) организацией, в установленном порядке, созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для использования на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь"; "Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь").