Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:01, курсовая работа
В 2000 г. доля заработной платы в душевых доходах населения составила 38%. Но это средний показатель, охватывающий как бюджетников, так и работников частного сектора экономики. Если принять во внимание, что заработная плата бюджетников составляет только 60% от заработной платы работников частного сектора экономики, то доля заработной платы в денежных доходах семьи, все члены которой получают заработную плату из бюджета, составляет только 24,5%, а доля заработной платы в денежных доходах семьи, работники которой заняты в частном секторе экономики - 41%.
Пока не создана рыночная инфраструктура, немедленно должна быть повышена роль государства в механизме управления заработной платой. Для этого необходимо, используя экономические методы, предпринять решительные действия к устранению необоснованных диспропорций в заработках наемных работников и доходах предпринимателей и более динамичному становлению рынка труда и социального партнерства. Государство обязано обеспечить сбалансированность соответствующих уровню ВВП минимальных гарантий и покупательной способности заработной платы по мере развития производства.
В организации социального партнерства, когда заработок по категориям персонала находится на уровне нормального воспроизводства рабочей силы, необходимо обеспечить подготовку различного рода соглашений и коллективных договоров - по срокам заключения, приоритетности и взаимоувязке в регулировании тех или иных вопросов оплаты труда, обязательности выполнения по всей иерархии социально-трудовых отношений.
Успех становления рынка труда
в России в значительной степени
зависит именно от усилий органов
государственной власти. Чтобы
реализовать преимущества конкуренции
в цене рабочей силы, необходимы всесторонняя
информация о вакансиях и периодическая,
не реже одного раза в год, публикация
данных о тарифных ставках и окладах, надтарифных
выплатах по профессионально-
Однако пока идет процесс "наладки"
механизма функционирования рынка
труда и системы социального
партнерства, важно, чтобы государство,
используя экономические
В механизме управления заработной платой исходной базой выступает ее минимальный размер (МЗП). Важным ее критерием является потребность трудящихся и членов их семей, минимально допустимый объем которой определяют с помощью бюджета прожиточного минимума (ПМ), рассчитываемого по методике Министерства труда и социального развития от 10 ноября 1992 г.
Из года в год органы государственной власти в принципе соглашаются с требованиями профсоюзов о необходимости приближения МЗП к ПМ, однако никаких реальных мер для реализации этих требований не предпринимается. Более того, до середины 1995 г. сохранялась устойчивая тенденция к снижению доли МЗП в ПМ. Если в июне 1992 г. МЗП составляла 55% по отношению к ПМ, то в июле 1994 г. - 22%, а июле 1995 г. - всего 15%. Начиная с августа 1995 г. и по декабрь 1996 г. соотношение этих показателей колеблется в пределах 17-20%. Поскольку покупательная способность МЗП, устанавливаемой государством, оказалась на катастрофически низком уровне, особенно важно в генеральном соглашении перейти от декларативных положений к конкретному механизму сближения МЗП и ПМ.
Необходимо повысить и роль отраслевых соглашений. Однако на 1996 г. по данным Федерации независимых профсоюзов лишь в немногих отраслевых соглашениях - в угольной промышленности (для занятых на подземных работах), на морском транспорте, в строительстве и промышленности строительных материалов (для занятых добычей и переработкой нерудных строительных материалов на подземных работах) - предусмотрено превышение минимальной тарифной ставки над средним по стране ПМ.
Очень важны и региональные соглашения по определению приемлемого уровня гарантированного минимума заработной платы. Например, в трехстороннем соглашении на 1996 г. по Москве предусмотрено обязательство работодателей выплачивать заработанную сумму за полный рабочий день не ниже ПМ. Если на предприятии МЗП окажется ниже ПМ, то в соответствии с соглашением работодатель обязан составить совместно с профсоюзом программу ее поэтапного повышения. Разработку таких программ взяли на себя также работодатели Челябинской области в соглашении на 1994-1996 гг.
Один из факторов, который должен учитываться, - сопоставление МЗП со средним уровнем оплаты труда. Доля МЗП по отношению к средней в РФ в 1994-1995 гг. колебалась от 6 до 11% по различным месяцам, а в декабре 1996 г. упала примерно до 8%. В развитых странах с рыночной экономикой эта доля доходит до 40-50%, а в России в дореформенных 1989 и 1990 гг. составляла соответственно 27 и 24%.
Если установить рассматриваемое соотношение таким, каким оно сложилось в дореформенный период, то МЗП можно было бы увеличить с 20 до 50-55% по отношению к ПМ. Кроме того, существует объективная необходимость увеличения доли заработной платы в доходах примерно в 1,5 раза, что позволит вывести соотношение МЗП и ПМ на уровень примерно 75%.
При обосновании минимального уровня заработной платы необходимо учитывать и такие факторы, как дифференциация сравнительного уровня жизни различных социальных групп населения, размеры социальных выплат, занятость населения и производительность труда.
Таким образом, обоснование МЗП требует комплексного подхода, а также решения следующих задач:
на федеральном уровне устанавливать МЗП не в денежном выражении, а в соотношении с ПМ, что обеспечит ее равную покупательную способность по всем регионам;
применять не месячную, а часовую
или дневную МЗП, что позволит
оплачивать лишь фактически отработанные
часы с учетом выполнения норм труда
и будет способствовать выявлению
занятости населения и
отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве нормативной базы при определении размеров социальных выплат, а также экономических, административных и других санкций, не относящихся к трудовым отношениям;
пересмотреть структуру бюджета ПМ с учетом опережающих темпов роста стоимости квартплаты и жилищно-коммунальных услуг по сравнению с ценами на продукты питания;
после финансовой стабилизации перейти к ежегодному пересмотру в сторону увеличения норм потребления продуктов питания и товаров народного потребления в методических рекомендациях по расчету ПМ;
для семей с низкими доходами обеспечить социальные выплаты, позволяющие поэтапно увеличивать среднедушевой доход до ПМ при условии, что все члены семьи работают;
ввести новую шкалу налогооблож
Определяющую роль в механизме управления заработной платой играет тарифная ставка. Чтобы оптимизировать дифференциацию и абсолютную величину тарифных ставок и окладов, необходимо задействовать систему гарантий и ограничителей, "включить" меха-низм регулирования элементов тарифной системы на различных уровнях социально-трудовых отношений.
Одним из основных элементов тарифного регулирования заработной платы является размер ставки первого разряда. Если при обосновании МЗП, являющейся социальным нормативом для установления не только тарифных ставок, но и пенсий, социальных пособий, стипендий и т.д., мы ориентируемся на средний ПМ, то при определении минимальной тарифной ставки речь идет только о заработке работника и, следовательно, необходимо использовать ПМ трудоспособного человека с учетом иждивенческой нагрузки.
При расчете минимальной тарифной ставки на предприятиях исходят из государственного минимума, норм генерального, отраслевого и региональных соглашений. Но фактически заложенные в отраслевые соглашения минимальные тарифные ставки выдерживаются на предприятиях далеко не всегда из-за недостатка финансовых средств, необязательности положений отраслевых соглашений или слабого противодействия работодателям со стороны профсоюзов.
В России на предприятиях различных
форм собственности регулирование тарифных
ставок и окладов по категориям персонала
осуществляется либо на основе единой
тарифной сетки (ЕТС), либо с помощью тарифных
сеток рабочих и схем должностных окладов
руководителей, специалистов и служащих.
Преимущество ЕТС заключается в том, что
она наглядна и обоснованна для всех профессионально-
Важным является вопрос о достаточности
для нормального
В качестве ориентира для
Для повышения гарантированных тарифных ставок и окладов необходимо увеличить их удельный вес вместе с гарантированными компенсационными доплатами (за работу в ночное время, вредные условия труда и т.п.) в общем заработке не менее чем до 70-75%. В каждой организации конкретное соотношение можно выводить на основе анализа реальной структуры заработной платы.
Как оптимизировать соотношение тарифных ставок и окладов?
Наиболее сложной является проблема
упорядочения соотношений тарифных
ставок и в целом заработной платы
между отраслями и между
Например, если принять установленную на 1996 г. в отраслевых соглашениях тарифную ставку рабочего основной профессии в угольной промышленности за 100%, то в нефтедобывающей промышленности она достигнет 79,5%, газовой - 63,9% и т.д. В то же время средняя заработная плата по указанным отраслям за 11 месяцев 1996 г. составила соответственно 1 млн 465 тыс. руб., 2 млн 194 тыс. руб. и 3 млн 16 тыс. руб., т.е. соотношение средней заработной платы по указанным отраслям прямо противоположно тому, что предусматривалось в отраслевых соглашениях при установлении тарифных ставок первого разряда. Так, средняя заработная плата в угольной промышленности примерно в 1,5 раза ниже, чем в нефтедобывающей и в 2 раза ниже, чем в газовой.
Анализ причин перекосов в определении тарифных ставок и заработной платы по отраслям, регионам и предприятиям, а также опыт развитых стран позволяют выделить ряд положений, которые следует учитывать при построении механизма их регулирования.
На государственном уровне необходимо запустить те механизмы хозяйствования, которые ставят заслон предприятиям, пытающимся за счет необоснованно низкой зарплаты и слабости профсоюзных комитетов (или их отсутствия) удерживаться на плаву. При этом важно не допускать перехода критической черты возможного высвобождения работников с таких предприятий.
В соответствии с законами рынка
тарифные ставки и оклады различных
профессионально-
Если на федеральном уровне устанавливать
фиксированные соотношения
Тогда как же решать проблему установления гарантированных тарифных ставок, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы в различных отраслях и на предприятиях? Противостоять стремлению работодателей к занижению тарифных ставок и окладов должны гарантии, предусмотренные в соглашениях более высокого порядка, чем коллективный договор. Оптимальным уровнем, на котором можно установить гарантированные тарифные ставки и оклады, максимально приближенные к стоимости воспроизводства рабочей силы, являются, по-видимому, отраслевые (межотраслевые) соглашения в рамках каждого региона.
Нужны и адекватные меры воздействия на предприятия, выплачивающие своим работникам необоснованно высокие заработки. С целью оптимизации соотношения заработков по отраслям, предприятиям и категориям персонала целесообразно в региональных соглашениях предусмотреть механизм регулирования предельных темпов роста заработной платы (фонда заработной платы и выплат социального характера) по отраслям либо предельных отклонений их уровня от средних по региону или зафиксированных в отраслевых соглашениях. Что касается смежных профессий, то по каждой из них также необходимо оговаривать в региональных соглашениях либо вилки окладов, либо предельные отклонения от средней величины оклада.
Информация о работе Совершенствование системы оплаты труда работников