Содержание принципов права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- на основе теоретического анализа систематизировать знания о принципах права социального обеспечения;
- раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»;
- охарактеризовать различные принципы права социального обеспечения.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения. 5
Глава 2.Содержание принципов права социального обеспечения 16
2.1. Всеобщность социального обеспечения 18
2.2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета 20
2.3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств 22
2.4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума 24
2.5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми 26
2.6. Многообразие видов социального обеспечения 27
2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав 31
Заключение 33
Библиографический список 34

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

- внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; не отчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения2.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные  институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Постановлением Правительства  РФ от 7густа 1995 г.  №790 была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

1) реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях;

2) обеспечение финансовой  стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

3) адаптация системы  пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям;

4) рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

5) повышение эффективности  пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением.

Исходя из заявленных выше целей реформа должна основываться на следующих принципах:

1) каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

2) каждый работающий  по найму подлежит обязательному  государственному пенсионному страхованию;

3) каждый застрахованный  по обязательному государственному  пенсионному страхованию имеет  право на трудовую пенсию в  соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

4) финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

5) средства обязательного  государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Правовые принципы были предметом научного анализа многих ученых: В.С.Андреева, Е.И.Астрахана, Е.Г.Азаровой, А.Д.Зайкина, М.Л.Захарова, Р.И.Ивановой, Е. Е. Мачульской, В.А.Тарасовой, Э.Г.Тучковой, Я. М. Фогеля и др. Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта вроде Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

В историческом аспекте  значительное влияние на формирование принципов права социального  обеспечения оказала рабочая  страховая программа, принятая VI ( Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:

- обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;

- страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;

- все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;

- всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных..

Идеи, сформулированные в начале XX века, не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы — одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Под принципами права  социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

 

Глава 2.Содержание принципов права социального обеспечения

 

 

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Так, например, В. Ш. Шайхатдинов  к отраслевым принципам относит:

- связь обеспечения, как правило, с трудом;

- обеспечение не только граждан, но и их семей;

- свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

- приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

- зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума3.

С.И. Кобзева, наряду с всеобщностью и дифференциацией, называет еще ряд принципов:

- осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

- обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

- гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

- многообразие видов социального обеспечения;

- участие общественных объединений, представляющих интересы граждан в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова  называют такие принципы, как:

- всеобщность социального обеспечения;

- предоставление социального обеспечения как работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью;

- установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;

- многообразие оснований и видов социального обеспечения;

- дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств;

- участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав4.

Не оспаривая формулировки отдельных принципов и их полноту, полагаем, что с учетом реалий сегодняшней  российской действительности можно назвать следующие принципы права социального обеспечения:

  1. Всеобщность социального обеспечения.
  2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета.
  3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.
  4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.
  5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.
  6. Многообразие видов социального обеспечения.
  7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

2.1. Всеобщность  социального обеспечения

 

 

Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социальное обеспечение  по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип всеобщности  воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии — это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги либо со скидкой услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее. В России 38 млн. пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий — второй по объему источник доходов населения после оплаты труда5.

Закон РФ «О государственных пенсиях  в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидностью

По ранее действовавшему законодательству нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи  с трудовой деятельностью, назначалось ежемесячное пособие при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Решение о предоставлении пособия сопровождалось проверкой материального и семейного положения человека.

В настоящее время  в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Всеобщность социального  обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Информация о работе Содержание принципов права социального обеспечения