Социально-психологические аспекты бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:14, практическая работа

Краткое описание

Эффективное управление бизнесом предполагает максимально полное использование того широкого набора ресурсов, который имеется в распоряжении организации. Из всех ресурсов главным являются люди. Но от людей можно получить высокую отдачу лишь при определенных условиях. Самоотдача персонала, готовность людей внести максимальный вклад в работу определяются их собственным желанием трудиться в полную силу, настроем на работу, в основе которого лежит трудовая мотивация.
Прежде всего, необходимо определить истоки мотивации. Работу персонала любой организации можно рассмотреть с позиции тех обменов, которые осуществляются между работником и компанией. Организация ожидает от работника таких рабочих результатов, которые отвечали бы установленным требованиям или превосходили их.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 31.95 Кб (Скачать файл)

Социально-психологические  аспекты бизнеса

Эффективное управление бизнесом предполагает максимально  полное использование того широкого набора ресурсов, который имеется  в распоряжении организации. Из всех ресурсов главным являются люди. Но от людей можно получить высокую  отдачу лишь при определенных условиях. Самоотдача персонала, готовность людей  внести максимальный вклад в работу определяются их собственным желанием трудиться в полную силу, настроем на работу, в основе которого лежит  трудовая мотивация.  
Прежде всего, необходимо определить истоки мотивации. Работу персонала любой организации можно рассмотреть с позиции тех обменов, которые осуществляются между работником и компанией. Организация ожидает от работника таких рабочих результатов, которые отвечали бы установленным требованиям или превосходили их. 
Особое внимание руководителей самых разных организаций к трудовой мотивации персонала обусловлено тем вкладом, который вносит мотивация в результаты труда работников организации. Трудовая мотивация персонала формируется в процессе работы в организации. 
В первую очередь, приходя в организацию, работник думает не только о заработной плате, хотя часто именно размер зарплаты оказывает решающее воздействие на решение работать именно в данной компании. Для работника важны и взаимоотношения в коллективе, и отношения с руководством, и условия труда, и перспективы карьерного роста, и многое другое, т. е. то, что принято называть корпоративной культурой. 
Корпоративная, или предпринимательская, культура воплощает в себе взаимоотношения в коллективе, ценностные ориентиры коллектива, ценностные ориентиры бизнеса, а также предпринимательского поведения.  
Другим условием выбора места работы являются особенности организационной среды. Работник пристрастно воспринимает те условия, в которых протекает его работа. Особенно его беспокоит, насколько эти условия соответствуют его ожиданиям. От того, в какой мере работник получает возможность удовлетворения важнейших для него потребностей, на основе которых он в свое время принял решение о работе в данной организации, и зависит в конечном итоге его трудовая мотивация. 
Реальные рабочие результаты персонала могут проявляться в показателях производительности и качества труда, в том вкладе, который работники вносят в достижение значимых для организации рабочих целей, например, расширение номенклатуры услуг, совершенствование производства, выход на новые рынки и др. 
Трудовая мотивация персонала формируется под действием самого широкого набора факторов, постоянно действующих на работников в процессе их профессиональной деятельности в организации. В дополнение к методам материального и морального стимулирования, мотивирующее действие на работников оказывают условия и организация труда, взаимоотношения в коллективе и отношения с непосредственным руководителем, понимание работником своих карьерных перспектив, осведомленность о целях руководства и о положении дел в компании и др. 
Деньги, хоть и являются важнейшим стимулом, это лишь один из методов воздействия на мотивацию работников. Не случайно лучшие компании и за рубежом, и у нас в стране отличаются широким разнообразием средств воздействия на трудовую мотивацию. 
Компенсационный пакет, предлагаемый работникам, должен содержать материальные стимулы, такие как: 
• заработная плата; 
• премии, бонусы (тринадцатая зарплата); 
• участие в прибылях; 
• планы дополнительных выплат; 
• участие в акционерном капитале; 
• оплаченный отпуск; 
• оплата кратковременной и/или долговременной нетрудоспособности; 
• пенсии. 
К дополнительным стимулам компенсационного пакета можно отнести следующие формы нематериального стимулирования, обеспечивающие условия работы: обеспечение работников рабочей одеждой и обувью; оплата транспортных расходов; доплаты на питание; оплата питания. 
К дополнительным стимулам комфортности и причастности можно отнести: скидки на покупку товаров (продукции) компании; компенсация расходов на образование; предоставление беспроцентных кредитов; загородные поездки и пикники, оплаченные компанией; различные формы страхования работников и членов их семей; оплата медицинского и стоматологического обслуживания работников; машина, предоставляемая компанией. 
Рассматривая влияние предлагаемого организацией компенсационного пакета на мотивацию персонала, следует в первую очередь учитывать мнение работников. Это мнение в значительной степени определяется тем, насколько справедливыми, с точки зрения работника, являются обмены между ним и организацией. Ответ на этот вопрос он получает, сравнивая, что за аналогичные рабочие результаты получают от компании другие работники, что за аналогичные результаты предлагают своему персоналу другие работодатели. То есть дело не ограничивается тем, каков абсолютный размер того, что работник получает от организации в обмен на свою работу, большое значение имеет и то, как он это воспринимает. 
Сегодня не меньшее значение, чем размер и содержание компенсационного пакета, предлагаемого персоналу, играет и целенаправленная работа администрации по информированию работников о том, как компания заботится об их интересах, насколько важны для руководства проблемы тех или иных профессиональных групп или отдельных работников. По сути дела, речь идет о внутрифирменной системе формирования общественного мнения, призванного способствовать росту удовлетворенности персонала местом работы и предлагаемой системой компенсаций. 
В современных условиях, по мере роста уровня образования и жизненного уровня работников, возрастает значение внутреннего вознаграждения и использования различных программ признания, безусловно, в сочетании с соответствующим денежным вознаграждением. 
Говоря об управлении мотивацией, следует учитывать, что для разных категорий персонала потребности, установки и ценности, определяющие их отношение к работе, будут существенно различаться. Результаты многочисленных опросов, проводимых на различных российских предприятиях, показывают, что даже внутри одного предприятия для разных категорий работников имеются существенные различия в трудовой мотивации. Если для рядовых работников на первый план выходит заработная плата, условия труда, действенность системы социальной защиты и уверенность в завтрашнем дне, то для руководящего состава более важными являются карьерные перспективы и возможность проявления самостоятельности в работе, а зарплата стоит только на третьем месте. 
Комплексный подход к управлению мотивацией персонала предполагает использование максимально широкого набора средств воздействия на мотивацию персонала. 
К основным средствам воздействия на мотивацию персонала можно отнести следующее: 
• организация работ;  
• материальное стимулирование; 
• моральное стимулирование;  
• индивидуальный подход к работнику; 
• постановка целей;  
• оценка и контроль;  
• информирование;  
• организационная структура;  
• практика управления;  
• меры дисциплинарного воздействия;  
• обращение к наиболее значимым для работника ценностям;  
• убеждение.  
Для целенаправленного воздействия на мотивацию работника руководитель может вносить изменения в организацию работ, может использовать широкий набор методов морального стимулирования, индивидуальный подход, именно руководитель ставит перед подчиненным рабочие цели, оценивает и контролирует их достижение, информирует по важнейшим вопросам, может варьировать использование разных стилей управления и мер дисциплинарного воздействия. 
Целенаправленное воздействие на мотивацию подчиненных требует от руководителей не только большей осведомленности в вопросах управления людьми, но и освоения новых моделей управленческой деятельности. 
Прежде чем приступить к решению более сложных вопросов, связанных с формированием мотивирующей рабочей среды, имеет смысл начать с вопросов более простых, решение которых часто лежит на поверхности. Начать работу по усилению мотивации работников стоит с выявления факторов, негативно влияющих на мотивацию персонала (демотиваторов), и с последующего планирования первоочередных шагов по их нейтрализации. 
В число демотиваторов, которые называют работники российских организаций, кроме низкой зарплаты, чаще всего попадают такие факторы, как:  
• плохие условия труда и быта;  
• неинформированность персонала;  
• нечеткость поставленных руководством целей; 
• неуверенность в завтрашнем дне;  
• низкий уровень социальной защиты.  
Все названные факторы составляют внешнюю мотивацию. Безусловно, список факторов, негативно влияющих на мотивацию персонала, у разных компаний может заметно различаться. 
Проанализировав факторы внешней демотивации, выдвигаемые работниками предприятий, необходимо выявить факторы внутренней демотивации. Внутренняя мотивация играет большое значение, т. к. факторы положительной мотивации могут стать демотивирующими факторами. Учет внутренней мотивации достаточно сложен, так как внутренняя мотивация имеет способность «испаряться», процесс ее «испарения» зачастую остается незамеченным до тех пор, пока не происходит серьезных срывов в работе или пока работник внезапно для компании не покидает ее. Так, завышенные ожидания от предполагаемой работы, могут служить демотивирующим факторам. Работникам можно пообещать высокое вознаграждение, но, не выплатив его, мы можем заработную плату превратить в мощный демотиватор. 
Учеными, например, Т. Андреевой, выдвигается несколько демотивационных факторов. Первым из них является: нарушение негласного «контракта». Названный демотивационный фактор появляется в результате завышенных ожиданий потенциального сотрудника, которые расходятся с действительным положением вещей в компании. 
Вторым демотивационным фактором выступает неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит. «Опытным руководителям известно, как опасно брать на работу специалиста, слишком квалифицированного для предлагаемой ему позиции. Даже если он вдруг согласится на эту работу сам по каким-то личным причинам (например, из финансовых соображений), через несколько месяцев он заскучает и начнет искать применение своим нереализованным талантам и навыкам». Неосмотрительное отбрасывание невостребованных навыков работника со временем чревато серьезнейшей демотивацией, если туда попадают навыки, которыми сам сотрудник дорожит. 
Третьим фактором является игнорирование идей и инициативы. Обычно новые сотрудники предлагают много новых идей, но от них часто просто отмахиваются от нежелания расстаться с привычной рабочей рутиной, что сводит на «нет» и мотивацию труда. 
Четвертый демотиватор: отсутствие чувства причастности к компании. Данный демотиватор наиболее актуален для сотрудников, работающих вне штата компании. У таких работников нередко складывается впечатление, что для менеджеров компании они являются людьми второго сорта, которые работают на компанию исключительно из-за денег.


http://www.hrstudent.ru/osnovi-biznesa/socialno-psihologicheskie_aspekty_biznesa.html

 

 

http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-115743!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Введение

Эффективное развитие бизнеса- главная цель любого предпринимателя. Чтобы результативность предприятия стала максимально высокой, управление должно предполагать полное использование имеющимся набором ресурсов. Одним из главных таких ресурсов являются сотрудники. Работники на предприятии - это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятия. Особенно их роль возросла в период рыночных отношений, а инвестиционный характер производства, его высокая наукоёмкость, изменили требования к работнику - повысили значимость творческого отношения к труду. Сейчас основная задача предпринимателя - руководителя предприятия - хорошо подобранный трудовой коллектив, представляющий собой команду единомышленников и партнеров, способных понимать, осознавать и реализовывать замыслы руководства предприятия. Только она служит залогом успеха предпринимательской деятельности, выражения и процветания предприятия. Особое внимание руководителей самых разных организаций к трудовой мотивации персонала обусловлено тем вкладом, который вносит мотивация в результаты труда работников организации. Трудовая мотивация персонала формируется в процессе работы в организации. 
В первую очередь, приходя в организацию, работник думает не только о заработной плате, хотя часто именно размер зарплаты оказывает решающее воздействие на решение работать именно в данной компании. Для работника важны и взаимоотношения в коллективе, и отношения с руководством, и условия труда, и перспективы карьерного роста, и многое другое, т. е. то, что принято называть корпоративной культурой.

Иными условиями выбора рабочего места является особенность организационной  среды. Ведь каждому человеку очень  важно соответствуют ли эти условия  его ожиданиям. От того, в какой мере работник получает возможность удовлетворения важнейших для него потребностей, на основе которых он в свое время принял решение о работе в данной организации, и зависит в конечном итоге его трудовая мотивация. 

 

 

 

Типы, причины, разрешения конфликтов

На малых фирмах кадровая политика, как правило, направлена на формирование единой команды, способной  обеспечить большую результативность действий. Сплоченная команда - залог эффективности работы фирмы . Однако наличие команды не гарантирует высокую результативность, так как максимальная отдача от работника возможна лишь при соответствующих условиях, обеспечивающих социально-психологическое благополучие и удовлетворение трудом .

В процессе трудового  взаимодействия персонала могут возникать конфликты, которые обладают как негативными, так и конструктивными свойствами .

Позитивные стороны  проявляются, когда конфликт используется для улучшения дел на предприятии . Он может служить дополнительным источником информации о фактическом положении дел и помогает выявить разнообразие точек зрения по решаемым проблемам . Конфликтная ситуация возникает при нарушении баланса интересов сторон, поэтому управление ею является важнейшей функцией менеджера по персоналу и высшего звена управления предприятием .

В мировой практике выделяют три  основных типа конфликтов:

• «конфликт  целей», когда его участники по-разному  видят состояние объекта в  будущем;

• «конфликт  познания» (творческий), когда расходятся взгляды, концепции по обсуждаемой  проблеме . Такие конфликты относятся к категории сложных;

• «эмоциональный конфликт» (чувственный), когда люди вызывают друг у друга антипатию, раздражение и т .д

По признаку сферы  действия различают четыре типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой конфликт .

Перечисленные типы конфликтов могут быть взаимосвязанными . Например, внутриличностный конфликт заставляет индивида действовать агрессивно в отношении других и приводит к межличностному .

Наиболее частые причины конфликтов:

• дефицит ресурсов;

• разный вклад  в общее дело;

• несбывшиеся  ожидания;

• плохие условия  и организация труда;

• некачественно  сформированная команда исполнителей;

• отсутствие учета  человеческого фактора и др .

Обязательным  элементом разрешения споро/разногласий являются переговоры между конфликтующими сторонами, при ведении которых необходимо придерживаться основных положений:

1. При переговорах  необходимо найти компромисс, т . е . стремиться прийти к соглашению путем взаимных уступок .

2. Представление  о победе и поражении в переговорах  заменяется представлением о  партнерстве .

3. Переговоры  должны быть направлены на  анализ проблемы и поиски разрешения .

4. Переговоры  могут оцениваться по двум  категориям:

а) соглашение должно максимально отвечать интересам  каждой из сторон;

б) соглашение должно улучшить или хотя бы не испортить  отношения между сторонами .

5. Чем больше  людей участвуют в переговорах,  тем сложнее разрешить конфликт .

6. Необходимо  в процессе переговоров спорить  не по поводу занимаемых позиций  сторон, а по существу самой  проблемы .

При этом следует:

• сделать разграничение  между участниками и предметом  переговоров;

• сосредоточиться  на интересах сторон, а не на их позициях;

• прежде чем  решить, что делать, выделить круг возможностей и разработать взаимовыгодные варианты;

• настаивать на том, чтобы результат основывался  на какой-то объективной норме .

7. Следует учитывать  наличие трех стадий ведения  переговоров: анализ, планирование, дискуссия .

8. Причиной конфликта  часто бывает не объективная  реальность, а то, как ее воспринимают  разные люди .

9. Достижение договоренности  намного облегчается, если партнеры  чувствуют себя собственниками  идеи .

 

Социально-психологические  аспекты современного российского предпринимательства.        

 Современное предпринимательство  в России выполняет три социально-экономические  функции, которые оказывают все  большее влияние на различные  области общественной жизни.        

 Экономическая функция – формирование  рыночной экономики, переход рычагов  управления экономикой от государства  к частным лицам, инициативное  развитие отельных направлений  в промышленности и сельском  хозяйстве       

 Социальная функция – формирование  нового социальной группы - предпринимателей и бизнесменов; формирование среднего класса – социального слоя обеспеченных людей; изменение отношение общества к бизнесу от отрицательного к положительному.         

 Психологическая функция – формирование  классового самосознания новой  русской буржуазии, осознание  себя как особой активной экономической  (и даже политической) силы, способной  оказывать влияние на различные  стороны жизни страны. Самореализация  себя через собственный бизнес, политику, инновационные технологии  или благотворительность.          

 Здесь следует отметить, что предприниматели,  как активная социальная группа, тесно взаимодействует с тремя  слоями общества: с клиентами  (потребителями их товаров или  услуг), с наемными работниками  и представителями госструктур  (Рис. 1.6). Клиенты выполняют важнейшую  функцию в бизнесе, являясь  потребителями продукции предпринимателей  и обеспечивая возврат потраченных  финансовых средств в виде  оплаты за товары или услуги. Кроме того, между предпринимателями  и потребителями существуют и  другие связи (рекламно-информационные  и имиджевые), которые могут иметь  решающие последствия для развития  того или иного бизнеса.        

 

 

    Наемные работники возникают  на определенном этапе развития бизнеса. Когда предприниматель уже не может сам выполнять все функции  на своем предприятии. Сначала они  выполняют роль исполнителей производственных функций, а затем и менеджмента. В настоящее время в России, в отличие от Запада, наемные работники пока представляют собой разобщенную саму людей, не сплоченную реальными профсоюзами, что облегчает взаимодействие с ними предпринимателями, однако, в перспективе не исключена жесткая конфронтация между бизнесом и наемным трудом.         

 Государство, с одной стороны,  осуществляет регламентацию бизнеса  и жесткий контроль, получая взамен  финансовые ресурсы в виде  налогов. Кроме того, не является  секретом то, что в настоящее  время имеет место значительный  «серый» финансовый поток между  предпринимателями и отдельными  чиновниками в виде взяток  и «откатов». Третья составляющая  государства – это силовые  структуры, которые могут оказывать  как позитивное, так и негативное  влияние на бизнес-процессы.  

 

 

Список литературы

http://www.nanocorp.info/management-mb/7/


Информация о работе Социально-психологические аспекты бизнеса