Структура нефтегазового комплекса России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной расчётно-графической работе я попытаюсь оценить эффективность отраслевой политики государства в нефтегазовом комплексе России. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть структуру НГК;
2.Выделить основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства в нефтегазовом комплексе;
3.Изучить основные документы, определяющие отраслевую политику государства в нефтегазовом комплексе;
4.Провести анализ изменений, происходящих в нефтегазовом комплексе (в поведении компаний, в его структуре и результативности), вследствие реализации государственных мер отраслевой политики.

Содержание

Введение
1. Структура нефтегазового комплекса России
2. Основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства в нефтегазовом комплексе
3. Основные документы, определяющие отраслевую политику государства в нефтегазовом комплексе
4. Анализ изменений, происходящих в нефтегазовом комплексе вследствие реализации государственных мер отраслевой политики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

эк отрасли.docx

— 37.33 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

1. Структура нефтегазового комплекса России

2. Основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства в нефтегазовом комплексе

3. Основные документы, определяющие отраслевую политику государства в нефтегазовом комплексе

4. Анализ изменений, происходящих в нефтегазовом комплексе вследствие реализации государственных мер отраслевой политики

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Нефтегазовый комплекс – основной элемент российской экономики. Предприятия нефтегазового комплекса дают более четверти объема производства промышленной продукции России, более трети всех налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему, более половины поступлений страны от экспорта. Капитальные вложения в нефтегазовый комплекс за счет всех источников финансирования составляют около одной трети от общего объема инвестиций. Поэтому рассмотрение данной отрасли и политики государства в данном комплексе актуально и интересно для более детального рассмотрения.

В России нефтегазовый комплекс курирует Министерство энергетики Российской Федерации.

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в ряде случаев оказывает благотворное воздействие на данную отрасль. Однако зачастую сложно определить эффективность этой политики.

В данной расчётно-графической работе я попытаюсь оценить эффективность отраслевой политики государства в нефтегазовом комплексе России. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть структуру  НГК;

2.Выделить основные типы, виды и инструменты отраслевой  политики государства в нефтегазовом  комплексе;

3.Изучить основные документы, определяющие отраслевую политику  государства в нефтегазовом комплексе;

4.Провести анализ изменений, происходящих в нефтегазовом  комплексе (в поведении компаний, в его структуре и результативности), вследствие реализации государственных  мер отраслевой политики.

 

 

1. Структура нефтегазового комплекса России

 

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов. В отрасли действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн. т/год), мини-нефтеперегонные заводы и заводы по производству масел. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км и нефтепродуктопроводов – 19,3 тыс. км.

Структуру отрасли составляют 10 крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. Наиболее мощными из них являются нефтяные компании "Роснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "ТНК-ВР" и "Газпром-нефть". Транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется предприятиями акционерных компаний "Транснефть" и "Транснефтепродукт".

Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геолого-разведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспортирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры. Единая система газоснабжения имеет более 155 тыс. км магистральных газопроводов и отводов с пропускной способностью более 580 млрд. куб. м, 6,1 тыс. км конденсатопродуктопроводов. В России насчитывается около 530 тыс. км распределительных газопроводов.

Природный и попутный нефтяной газ является в настоящее время основным источником обеспечения внутренних потребностей страны в первичных энергоресурсах.[5]

 

 

2. Основные типы, виды и инструменты отраслевой  политики государства в нефтегазовом  комплексе

 

Термин "отраслевая политика государства" вошел в отечественную экономическую литературу относительно недавно. Отраслевая политика является частью государственной экономической политики, направленной на регулирование деятельности экономических субъектов в рамках отдельных отраслей национальной экономики, в частности в нефтегазовом комплексе.

В зависимости от конечной цели можно выделить два вида отраслевой политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая отраслевая политика направлена на развитие отрасли, сдерживающая – на сокращение деловой активности в отрасли (в этом случае речь идет, как правило, о программах реструктуризации или перепрофилировании действующих нефтегазовых предприятий).

Условно отраслевую политику, в зависимости от применяемых методов, можно разделить на активную и пассивную.

Активная отраслевая политика основывается на государственно-плановой экономической концепции. Считается, что государство должно активно вмешиваться в функционирование отрасли с тем, чтобы стимулировать ее развитие.

Пассивная отраслевая политика государства исходит из либерально-рыночной экономической концепции. Общая цель пассивной отраслевой политики состоит в решении проблем, связанных с провалами рынка, и создании конкурентной среды. нефтегазовый экономика государство

Основными критериями для принятия решений относительно регулирования отрасли выступают:

1. экономическая эффективность, достигаемая через развитие конкуренции между экономическими субъектами;

2. оптимизация поведения экономических субъектов: экономические субъекты должны самостоятельно принимать хозяйственные решения – недопустимо подавление конкурентного механизма прямым государственным регулированием.

Таким образом, главной целью государства при осуществлении отраслевой политики в целом является создание условий, благоприятствующих развитию отрасли.

В арсенал инструментов отраслевой политики входят различные инструменты налогово-бюджетного, кредитно-денежного, внешнеэкономического и антимонопольного регулирования, а также законотворчество. К отраслевой политике также относят государственное регулирование деятельности естественных монополий. Используя эти методы, государство может воздействовать на издержки производства, инвестиционную активность, цены и объем выпускаемой продукции в отрасли, а также на количество и относительные размеры экономических субъектов.

Также к инструментам отраслевой политики относят:

1. Варьирование доступной  продавцам и покупателям информацией. Так, например, государственные органы  могут создавать информационно-аналитические  центры, которые будут систематизировать и предоставлять информацию о нефтегазовом комплексе.

2. Государство может определять  субъектов рынка, которым предоставляется  право ведения деятельности в данной отрасли через механизм лицензирования. Таким образом, государство может формировать желательную рыночную структуру и регулировать цены и объем выпускаемой продукции.

3. В случае усиления  монополизации, государство может  прибегнуть к методам антимонопольной  политики, в том числе в части  пресечения вступления участников  рынка в сговор и контроля за слияниями и поглощениями.

4. В некоторых случаях  государство может напрямую влиять  на принятие решений по поставкам  товаров и услуг на рынок, а  также брать функции по управлению предприятиями в соответствии с общественными интересами, например, через процедуру национализации[2].

Основные типы:

1. Пассивная политика или антимонопольное регулирование.

Цель – борьба с монополиями, контроль над вертикальными и горизонтальными слияниями и поглощениями. Эта политика пассивна, так как она не вызывает никакой производственной активности.

2. Пассивная наступательная политика.

Стимулирует экономическую активность. Пассивность – нет воздействия на конкретные решения предприятий. Эта политика сочетает антимонопольное регулирование и методы фискальной, кредитно-денежной и правовой политики.

3. Активная защитная политика.

Предотвращает определённые решения предприятий. Она сочетает меры антимонопольного регулирования и внешнеторговой протекционистской политики для целенаправленного влияния на отраслевую структуру.

4. Активная наступательная политика.

Сочетает конкретные цели государства и его направленные воздействия на решения предприятий. Она включает разработку системы координации экономических решений предприятий и контроль над потоками капитала в экономике в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации экономических решений (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями. Мы классифицируем такую политику как защитную, поскольку большинство ее целей "негативны": государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Несмотря на энергичные и решительные действия, связанные с осуществлением такой политики, мы условно можем классифицировать ее как политику пассивную: с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой стороны, этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности. Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем. Одним из аргументов против выбора модели пассивной и защитной отраслевой политики является то, что ее осуществление ставило бы конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран. Концепция "благоприятного экономического климата" (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но безусловно содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как "наступательную". Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения. Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства принятия более конкретных мероприятий.

Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского Сообщества приняли подобную модель политики в 70-80 гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, и позитивных целей, и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние – как положительное, так и отрицательное, – на развитие экономической системы в целом [1].

 

3. Основные  документы, определяющие отраслевую  политику государства в нефтегазовом  комплексе

 

Как уже говорилось ранее, нефтегазовый комплекс является основным элементом экономики Российской Федерации, поэтому она подвергается строгой регламентации различными нормативно – правовыми актами, такими как Конституция РФ, ФЗ "О недрах", Налоговый кодекс. Нефтегазовый комплекс в целом подвергается следующим налоговым взносам: налог на добавленную стоимость, плата за воду, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, разовые платежи за право на добычу (государственная лицензия), налог на прибыль, страховые взносы, налог на имущество, плата за экологию, налог на доходы по ценным бумагам, подоходный налог. Однако для снижения налоговой нагрузки на отрасль и привлечения инвестиций Правительством РФ были предусмотрены "налоговые каникулы" для нефтяных компаний. Суть этого мероприятия не о том, что нефтяные компании не будут ничего платить в бюджет, а речь идет о том, что компании, которые работают на новых месторождениях, не будут платить налог на добычу полезных ископаемых на срок около 7 лет, так как это основной налог, которую платят сырьевые компании. Цена сечения будет повышена до 15 долларов за баррель, то есть за 15 долларов за баррель компании этот налог вообще платить не будут. То есть фактически в 2 раза будет увеличена эта стоимость, и это позволит сэкономить порядка миллиарда долларов в год нефтяному комплексу. Также есть инициативы обнулить налоговую ставку по работе на новых месторождениях, на шельфах, и увеличить срок налоговых каникул [3].

Необходимо также указать на тот факт, что работа нефтегазового комплекса России зависит от деятельности многих государственных органов, в т. ч. от исполнительных органов власти: Министерства энергетики РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ и др.

Информация о работе Структура нефтегазового комплекса России