Структуризация национальной экономики. Эволюция отраслевой структуры производства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ развития и структуризации национальной экономики Российской Федерации.
Объектом курсовой работы является национальная экономика Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является развитие национальной экономики Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 67.13 Кб (Скачать файл)

Спецификой финансовых реформ было то, что в условиях социалистического режима само понятие свободного рынка отсутствовало. Нужно было создать эти условия, в которых образовались бы и начали нормально работать обычные рыночные механизмы.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала12:

    • структурные реформы;
    • приватизацию;
    • макроэкономическое регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и налоговой политике. При помощи чисто монетаристских способов правительство удерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.

За период финансовых реформ Россия прошла ряд глубоких финансовых кризисов. Регресс объемов промышленного производства более остро проявился в 1996 г., когда была всецело исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и сегодня, заключается он в понижении размеров обрабатывающей отрасли – отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем возрастает доля секторов экономики с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на использование и владение землей была отложена. Ожидалось, что предоставление права на владение территорией частным лицам положительным образом отразится на размерах сельскохозяйственного производства. Хотя сформировалась диаметрально противоположная ситуация – понижение размеров производства в данном секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сейчас стабильная тенденция к понижению размеров производства сельскохозяйственной продукции. Воздействие на единую тенденцию понижения размеров производства оказало понижение инвестиционной активности страны более чем в 2 раза.

Результатом реформ стал их успех лишь по некоторым направлениям и единый провал в рамках национальной экономики. Подтвердил это мировой кризис 1998 г. Внезапное повышение темпов инфляции в 2000 г. привело к фактически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса13.

Главное условие расширенного воспроизводства - соответствие между потреблением и накоплением в государственном доходе страны. Накопление, то есть осуществление вложений в целях расширения выпуска продукции и увеличения благосостояния общества, ведет к развитию производительных сил, созданию материальных условий для перехода к наиболее высокой ступени развития человеческого общества. Хотя в любой этот промежуток времени общество, повышая скопления, ограничивает возможности для роста потребления. Несомненно, временно можно расширить размер потребления с помощью увеличения производительности применения вложений. Впрочем, длительное свертывание вложений сможет негативно воздействовать на развитие национальной экономики.

На первый взгляд доля валового накопления основного капитала в национальном доходе РФ уменьшилась незначительно, хотя, поскольку реальный размер валового национального продукта и дохода за 1991-1998 гг. снизился практически в два раза, настоящие вложения в экономику страны сократились практически в 6 раз. Вследствие этого переход к устойчивому финансовому росту в РФ маловероятен без наращивания вложений в реальный сектор экономики.

В 2005 г. доля накопления в структуре ВВП РФ увеличилась до 21,1%, а в 2009 грам. - до 21,4%. Среднегодовые темпы прироста вложений в основной капитал составили в 2001-2005 гг. 9,2%, а в 2006-2009 гг. - 13,1%14.

Впрочем, по динамике валового накопления основного капитала РФ существенно отстает не только от множества стран СНГ.

Главные задачи региональной политики РФ на ближайшую перспективу содержатся в преодолении депрессивного состояния отдельных регионов и выравнивании социально-экономического развития, обеспечении необходимого уровня жизни населения в каждом регионе, стабилизации социально-экономического положения в районах с экстремальными природными условиями (Крайний Север, Дальний Восток и др.).

Структура экспорта РФ близка к структуре экспорта развивающихся стран. Главные товары, экспортируемые из нашей страны, - нефть, природный газ, металлы, минеральные продукты, продукция химической промышленности, драгоценные камни и изделия из них.

Так, удельный вес данных товаров в 2009 г. составил 75,9% единой стоимости экспортируемых товаров против 71,8% в 1999 г.

Доля машин, оборудования и транспортных средств уменьшилась за данный период с 17,6 до 13,1%.

В структуре импортируемых продуктов преобладают машины, оборудование и транспортные средства (43,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (18), текстиль, текстильные изделия и обувь (5,7%).

За годы рыночных реформ в результате приватизации государственных и муниципальных компаний было создано многообразие форм собственности с преобладанием частной собственности, более адекватной рыночным взаимоотношениям.

На начало 2010 г. доля частных компаний в общем числе компаний РФ достигла 84,1%, вместе с тем доля государственных и муниципальных компаний уменьшилась до 7,8%. Для привлечения стратегических инвесторов и совершенствования корпоративного управления в 2010 г15.

Глава 3. Современные подходы к проблеме планирования и прогнозирования национальной экономики РФ в 2015-2016 гг.

Прогноз социально-экономического становления оценивает развитие российской экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия последующих серьезных санкций со стороны ЕС и Соединенных Штатов, а еще внедрения новых ответных санкций со стороны РФ. Санкции, введенные РФ на импорт продовольственных продуктов, прекратят влияние в августе 2015 года.

С 2015 года будут понемногу отменяться санкции в отношении российских компаний. При всем этом в 2015 г. будут сохраняться геополитические риски, что описывает высокие премии за риск и низкие возможности осуществления займов на внешних рынках в данный период. В 2016 - 2017 гг. ожидается возобновление доступа компаний на мировые рынки капитала. Вывод капитала в 2016 - 2017 гг. не будет выше 20-30 млрд. долл. Соединенных Штатов в год16.

Развитие мировой экономики предполагается со среднегодовыми темпами 3,7 - 4,0% в год. Учитывается стабилизация цены на нефть Urals на уровне 100 американских долларов за баррель, а еще опережающее по отношению к тарифам на нефть понижение цены экспортируемого газа в связи с усилением конкурентной борьбы на европейских газовых рынках.

Вариант 1 (базовый) подразумевает сохранение инерционных трендов, сложившихся в заключительный период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные затраты на развитие компаний инфраструктурного сектора при стагнации государственного спроса.

В 2015 году рост экономики ускоряется до 1,2% сначала в результате восстановления роста инвестиционного спроса с помощью компаний инфраструктурного сектора и государственных вложений. Рост потребления, наоборот, продолжит замедляться, что станет сдерживать способности роста экономики. Это будет связано с сохранением высокой инфляции, ужесточением условий на рынке потребительского кредита и замедлением роста заработной платы в бюджетном секторе.

В 2016 - 2017 гг. на фоне уменьшения оттока капитала, по мере понижения геополитической напряженности и восстановления интереса бизнеса к инвестированию в расширение производства, годовые темпы прироста экономики могут повыситься до 2,3-3,0 процента.

Это будет связано с ускорением роста потребления, при этом в отмеченный период финансовый рост будет удерживаться снижением инвестиционного спроса со стороны компаний инфраструктурного сектора, металлургии, а еще отсутствием роста государственных капитальных инвестиций. В первом варианте прогноза предполагается понижение темпов прироста кредитного портфеля экономики до 12-15% в 2015 - 2017 годах17.

Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) подразумевает наиболее интенсивную политику, нацеленную на понижение отрицательных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для наиболее стабильного долгосрочного роста.

Сценарий определяет развитие экономики в условиях увеличения доверия частного бизнеса, использования дополнительных мер стимулирующего характера, связанных с затратами бюджета по финансированию новых инфраструктурных проектов, поддержанию кредитования более уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования развития человеческого капитала.

Сценарий подразумевает проведение наиболее мягкой бюджетной политики с помощью модификации действующего бюджетного правила и полного применения ресурсов Фонда национального благосостояния, направляемых на финансирование новых проектов и докапитализацию банковской системы. Среднегодовые темпы прироста кредитов нефинансовым организациям в 2015 - 2017 гг. повысятся до 15 - 17 процентов18.

Вариант учитывает более стремительное понижение оттока капитала, который может быть всецело исчерпан к 2017 году.

Вариант кроме того учитывает эффективную реализацию запланированных мер по поддержке экспорта, что даст возможность к 2018 году достичь немаловажного наращивания объемов экспорта промышленной продукции высокой степени обработки (в 2 раза по отношению к 2011 году). Экспорт нефти и газа кроме того выше, нежели в базовом сценарии.

В условиях второго варианта с 2015 года рост ВВП начинает ускоряться и за год составит 3,3%, в 2016 - 2017 гг. - 3,3 - 4,3 процента. В среднем за период 2015 - 2017 гг. ежегодный подъем ВВП более чем на 1,4 п. п. выше, нежели в варианте 1.

Дополнительно проработан вариант А, тестирующий экономику на смещение в худшую сторону ситуации в мировой экономике, приводящее к более сильному понижению тарифов на нефть. В данных условиях среднегодовая стоимость на нефть Urals в 2015 году понижается до 91 доллара США за баррель, в 2016 - 2017 гг. ожидается ее стабилизация на уровне 90 американских долларов за баррель.

Принимая во внимание сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, данный сценарий в наибольшей степени обостряет риски стабильности банковской системы, платежного баланса и единого уровня уверенности экономических агентов. В условиях данного сценария ожидается понижение ВВП в 2015 году на 0,6% и восстановление на уровне 1,7 - 2,8% в 2016-2017 годах19.

Главными приоритетами финансовой политики в прогнозный период считаются:

    • увеличение стабильности государственной экономической системы и понижение инфляции;
    • совершенствование инвестиционного климата, развитие конкурентной борьбы и понижение административного давления на бизнес;
    • общественное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
    • модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;
    • инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных отраслей;
    • диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
    • сбалансированное региональное развитие;
    • развитие Таможенного союза и адаптация государственной экономики к требованиям ВТО.

Деятельность Правительства РФ по обозначенным ценностям будет включать последующие основные направления.

В доли социального развития и вложений в человеческий капитал:

    • повышение уровня оплаты труда отдельных категорий сотрудников бюджетной сферы, согласно с указами Президента РФ, становление и изменение пенсионного и социального обеспечения, увеличение адресности социальных выплат;
    • реализация мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, соответствующих требованиям инновационной экономики. Будут кроме того реализовываться меры, нацеленные на упрощение процедуры привлечения в РФ высококвалифицированных зарубежных экспертов, либерализацию условий их присутствия и осуществления трудовой работы в РФ;
    • развитие системы здравоохранения методом реформирования системы обязательного медицинского страхования, модернизации применяемого оборудования и технологий, формирования сети передовых центров высоких медицинских технологий, а еще перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, применения механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, повышения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;
    • развитие открытости системы образования к внешним запросам, использование проектных способов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, с успехом реализующих новые образовательные подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и полный характер принимаемых решений;
    • продолжение политики стимулирования строительства жилья, для начала строительных работ комфортного жилья экономического класса и малоэтажного строительства жилья, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки квартир на условиях ипотеки.

 

Заключение

Большое воздействие на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает технологический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые сектора экономики исчезают или стагнируют, а другие, к примеру, атомная энергетика, активно развиваются. Характерной спецификой считается зарождение смежных отраслей экономики – нефтехимической, ракетно-космической и т. д.

Большое воздействие на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает технологический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые сектора экономики исчезают или стагнируют, а другие, к примеру, атомная энергетика, активно развиваются. Характерной спецификой считается зарождение смежных отраслей экономики – нефтехимической, ракетно-космической и т. д.

Информация о работе Структуризация национальной экономики. Эволюция отраслевой структуры производства в современной экономике