Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

) Основная цель курсовой работы состоит в изучении возможных путей снижения себестоимости продукции.
Задачи исследования данной курсовой работы:
• изучить суть понятия себестоимость продукции;
• проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
• наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………2
1.1. Цели курсовой работы.
2. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды………………………………………………………….4
2.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), её экономическое значение.
2.2.Виды себестоимости…………………………………………………….8
2.3.Классификация затрат, образующая себестоимость продукции…......................................................................................................10
3. Резервы снижения себестоимости – источник получения прибыли……..18
4. Себестоимость единицы……………………………………………………..25
5. Заключение…………………………………………………………………...26
6. Список используемой литературы…………………………………………28
7. Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

экономика и организация деятельности предприятия.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Снижение себестоимости  может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

2. Совершенствование  организации производства и труда.  Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

При одновременном совершенствовании  техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому  фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.). Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

При улучшении использования  основных фондов снижение себестоимости  происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов. Экономия исчисляется как произведение абсолютного сокращения затрат (кроме амортизации) на единицу оборудования (или других основных фондов) на среднедействующее количество оборудования (или других основных фондов).

Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления; уменьшения расходов на транспортировку готовой продукции.

Определенные резервы  снижения себестоимости заложены в  устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.

3. Изменение объема  и структуры продукции, которые  могут привести к относительному  уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному  уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле

ЭП = (Т * ПС) / 100,

где ЭП - экономия условно-постоянных расходов;

ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году;

Т - темп прироста товарной продукции по сравнению  с базисным годом.

Относительное изменение  амортизационных отчислений рассчитывается особо. Часть амортизационных отчислений (как и других затрат на производство) не включается в себестоимость, а  возмещается за счет других источников (спецфондов, оплаты услуг на сторону, не включаемых в состав товарной продукции, и др.), поэтому общая сумма амортизации может уменьшиться. Уменьшение определяется по фактическим данным за отчетный период. Общую экономию на амортизационных отчислениях рассчитывают по формуле

ЭА = ( АОК / ДО - А1К / Д1 ) * Д1,

где ЭА - экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений;

А0, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году;

К - коэффициент, учитывающий величину амортизационных  отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году;

Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Чтобы не было повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда.

4. Улучшение использования  природных ресурсов. Здесь учитывается:  изменение состава и качества  сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик добывающих отраслей промышленности.

5. Отраслевые и прочие  факторы. К ним относятся: ввод  и освоение новых цехов, производственных  единиц и производств, подготовка  и освоение производства в  действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.

Значительные резервы  заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции  и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода  по вновь вводимым в действие цехам  и объектам. Расчет суммы изменения  расходов осуществляется по формуле

ЭП = ( С1 / Д1 - С0 / Д0 ) * Д1 ,

где ЭП - изменение затрат на подготовку и освоение производства;

С0, С1 - суммы затрат базисного и отчетного года;

Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Влияние на себестоимость товарной продукции изменений в размещении производства анализируется тогда, когда один и тот же вид продукции производится на нескольких предприятиях, имеющих неодинаковые затраты в результате применения различных технологических процессов. При этом целесообразно провести расчет оптимального размещения отдельных видов продукции по предприятиям объединения с учетом использования существующих мощностей, снижения издержек производства и на основе сопоставления оптимального варианта с фактическим выявить резервы.

Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли отражения в вышеизложенных факторах, то их относят к прочим. К ним можно отнести, например, изменение размеров или прекращение  разного рода обязательных платежей, изменение величины затрат, включаемых в себестоимость продукции и др.

Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости  и резервы необходимо суммировать  в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции.

Рассмотрим на примере  предприятия ООО «Дальнегорское  Автотранспортное предприятие» (Приложение А).

 

В целях снижения себестоимости  перевозок используются следующие  методы, доказавшие свою эффективность:

  • использование оптимальных норм расхода горюче-смазочных материалов для каждого автомобиля, учитывающих категорию транспортного средства, выполняемую работу, условия эксплуатации и еще ряд факторов;
  • повышение коэффициента использования транспортного средства, включающего в себя оптимальную загрузку каждого конкретного автомобиля, установление оптимального маршрута и скорости движения;
  • снижение затрат на техническое облуживание и ремонт автомобильного парка без потери качества работы;
  • совершенствование и автоматизация методов погрузки/выгрузки машин, что значительно позволяет сократить простой автотранспорта;
  • повышение производительности труда на всех уровнях;
  • повышение квалификации работников предприятия за счет дополнительного обучения и различных тренингов;
  • постоянное материальное стимулирование работников, направленное на обеспечение бережного и компетентного использования материальных ценностей предприятия.

 Выявление  резервов  снижения   себестоимости   должно   опираться   на комплексный  технико-экономический  анализ  работы   предприятия:   изучение технического   и   организационного   уровня   производства,   использование производственных мощностей и основных фондов, сырья  и  материалов,  рабочей силы, хозяйственных связей; а также всех составляющих себестоимости.

 

 

4. Себестоимость единицы.

Грузовые перевозки.

 себестоимость 1 т/км 
май пробег -14232 км делим себестоимость на кол-во км. 34.59руб.с/ст-ть 1 т/км (тоннакилометр)

август пробег 20580 км. 1т/км - 22,73руб 
Пассажирские перевозки.

 май 141847 км. 18,86руб  с/ст-ть 1 пас.км (пассажирокилометра) 
август 158900км , 14,93руб. с/ст-ть 1 пас/км 
Заказные перевозки. 
май 2595 км с/ст-ть 48,95руб пас/км 
август 3200 км, с/ст-ть 7,15 руб. 

Необходимо учитывать  сезонность работы, а также рыночные отношения. В летний период больше спрос на услуги автотранспорта и соответственно выше цена (заказные пассажирские перевозки и грузовые перевозки). Кроме этого большая конкуренция на данном рынке услуг. Условный потребитель ориентируется на более низкие цены. А также качество оказываемых услуг. Специфика пассажирского междугороднего транспорта - регулирование цен субъектом, т.е. департамент транспорта, подчиняемся расписанию. Есть пассажир или нет, мы обязаны ехать и нести затраты. В зимний период часто в убыток себе.

 

5. Заключение.

 

В курсовой работе изучена себестоимость продукции и механизм ее формирования, основные направления и пути ее снижения. Поставленная цель курсовой работы и сопутствующие ей задачи достигнуты, что хотелось бы представить следующими выводами.

Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции материальных, природных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.

Основным документом, регламентирующим отнесение издержек на себестоимость  продукции, являются «Основные положения  по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)». Они обеспечивают единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях, независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности. Существуют также нормативные акты, определяющие особенности формирования затрат в отдельных отраслях.

Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды