Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:09, курсовая работа
Цель работы: изучить формы и методы продажи товаров в магазине на примере ОДО «Дембой».
Объект исследования: коммерческий отдел ОДО «Дембой».
Задачи работы:
Изучить сущность и значение форм методов продажи товаров;
Провести анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
Изучить роль форм и методов продажи в совершенствовании торгового обслуживания.
Наибольший удельный вес в структуре реализации товаров в 2009 г. занимали сухие строительные смеси (25,5%) и железобетонные изделия (23,2%).
Наглядно ассортимент реализованных товаров представлен на рис. 2.6 и 2.7
Рис. 2.6 Структура ассортимента (2008г.)
Рис. 2.7 Структура ассортимента (2009г.)
Для того, чтобы проанализировать работу у ОДО «Дембой» с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, выпускаемой в течение года, количество вновь освоенной продукции и рассчитаем коэффициенты обновляемости продукции за последние несколько лет. Результаты анализа динамики обновляемости продукции приведены в таблице 2.5
Таблица 2.5 Динамика обновляемости продукции
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2009/2007,% |
1. Количество наименований реализ |
156 |
167 |
192 |
123,1 |
2. Количество вновь реализуемой продукции |
9 |
11 |
25 |
277,8 |
3. Коэффициент обновляемости |
0,058 |
0,066 |
0,130 |
0,1 |
Из данных таблицы 2.5 можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости продукции за 2007-2009 гг. вырос на 0,1, а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется и извлекается все большее количество новой продукции.
Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализуемой ОДО «Дембой» продукции достигается путем торговли строительными материалами, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется всё большее количество разновидностей последних. ОДО «Дембой» же в свою очередь стремится сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды продукции, так и изымая старые.
Проанализируем рентабельность торговой деятельности за 2008-2009 г. по данным Отчета о прибылях и убытках (Приложение 1).
Таблица 2.6 Рентабельность торговой деятельности за 2008-2009 г.
Показатели |
Фактически за 2008 г. |
Фактически за 2009 г. |
Отклонение | |||
Сумма |
Уровень,% |
Сумма |
Уровень,% |
Сумма |
Уровень | |
Розничный товарооборот |
3516,1 |
100,0 |
4128,8 |
100,0 |
612,7 |
0,0 |
Валовые доходы |
413,1 |
11,7 |
7390 |
17,9 |
325,9 |
6,1 |
Расходы на реализацию товаров и отчисления от валовых доходов |
405,7 |
11,5 |
733,6 |
17,8 |
327,9 |
6,2 |
Прибыль от реализации товаров |
7,4 |
0,2 |
5,4 |
0,1 |
-2,0 |
-0,1 |
Внереализационные доходы |
3,7 |
0,1 |
4,5 |
0,1 |
0,8 |
0,0 |
Внереализационные расходы |
11,7 |
0,3 |
9,5 |
0,2 |
-2,2 |
-0,1 |
Операционные доходы |
12,6 |
0,4 |
15,5 |
0,4 |
2,9 |
0,0 |
Операционные расходы |
4,5 |
0,1 |
5,5 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
Прибыль отчетного периода |
7,5 |
0,2 |
10,4 |
0,3 |
2,9 |
0,0 |
Таким образом, за 2008-2009 гг. прибыль отчетного года выросла на 2,9 млн.р. или на 38,7%. При этом прибыль от реализации снизилась на 2,0 млн. руб. (-27%).
Вывод: ОДО «Дембой» является торговой организацией г. Смолевичи в сфере розничной торговли строительными материалами.
За 2008-2009 гг. объем товарооборота в сопоставимых ценах вырос на 14,3; в действующих – на 17,4%.уровень расходов на оплату труда за 2008-2009 гг. вырос на 0,83%. Производительность труда снизилась на 6,2 млн. руб./чел (-6,2%). Среднемесячная заработная плата выросла на 0,05 млн. руб. (+7,5%).
Уровень расходов на реализацию товара за 2008-2009 гг. вырос на 1,8% с 16% до 17,8% в 2009 г.
Наибольший удельный вес в составе расходов на реализацию товаров занимают расходы на оплату труда (36,2% в 2009 г.) и материальные затраты (29,3%).
Наибольший удельный вес в структуре реализации товаров в 2009 г. занимали сухие строительные смеси (25,5%) и железобетонные изделия (23,2%).
За 2008-2009 гг. прибыль отчетного года выросла на 2,9 млн.р. или на 38,7%. При этом прибыль от реализации снизилась на 2,0 млн. руб. (-27%).
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанные торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Рис.3.1. Схема торгово-технологического процесса в магазине ОДО «Дембой»
Структура торгово-технологического процесса, последовательность различных операций зависит от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. В общем виде схема торгово-технологического процесса в магазине ОДО «Дембой» представлена на рис.3.1.
Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
Операции с товарами до предложения их покупателям;
Операции непосредственного обслуживания покупателей;
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Рассмотрим все эти операции подробнее, на примере магазина.
1. Операции с товарами до
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями товаросопроводительных документов.
В торговом зале магазина используется различное торгово-технологическое оборудование:
1. Торговая мебель:
прилавки-витрины;
автоматизированные контрольно-кассовые узлы.
2. весоизмерительное оборудование:
электронные весы с принтером штриховых кодов;
3. фасовочное оборудование:
упаковочные машины
Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, учитывают методы их продажи, особенности их хранения, упаковку.
ОДО «Дембой» арендует торговые площади в ТД «Гермес» по адресу г. Смолевичи, ул. Советская, 82.
Общая площадь торгового здания составляет 335 м2. Площадь распределяется следующим образом:
Таблица 3.1 Площадь торгового центра ТД «Гермес» занятая под продажу:
Наименование отдела |
Площадь отдела м2 |
Куртки |
20 |
Посуда |
30 |
Детская одежда |
50 |
Косметика |
10 |
Фото |
10 |
Нижнее белье |
15 |
Мужской трикотаж |
12 |
Стройматериалы |
30 |
Кабинет администратора |
12 |
Кабинет директора |
14 |
Кабинет бухгалтера |
12 |
Раздевалка для персонала |
10 |
Туалет, сан узел |
20 |
Торговый центр подразделяют на отделы: курток, посуды, детская одежда, косметика, нижнее белье, мужской трикотаж, стройматериалы. В каждом отделе организуют технологическую линию – участок продажи, оснащенный необходимым оборудованием для определенного процесса продажи.
Каждый отдел расположены с учётом санитарных правил и норм так, чтобы их технологические линии не пересекались, проходы ко всем отделам удобны. Кроме пропорций площади, расположения отделов нужно так же соблюдать и другие правила: санитарию торгового центра и окружающей территории, водоснабжение, канализация, вентиляция, отопление, освещение.
ОДО «Дембой» занимает торговую площадь- 30 м2.
На стеллажах в торговом зале представлены только образцы товаров. Когда покупатель определился с выбором, продавец-консультант ОДО «Дембой» оформляет продажу после оплаты товара на расчетно-кассовом узле.
Далее покупатель забирает со склада товар либо по договоренности товар доставляется покупателю автотранспортом ОДО «Дембой».
В 2009 г. был проведен опрос с целью выявления отношения покупателей к качеству торгового обслуживания в магазине.
Ниже опишем его результаты.
Рисунок 3.2 Оценка широты ассортимента покупателями
На взгляд покупателей, ассортимент товаров представлен достаточно хорошо в магазине. Так считают 45% опрошенных.
Рисунок 3.3 Оценка выбора товара покупателями
48% опрошенных удается выбрать нужный товар в магазине.
По отношению к ОДО «Дембой» мнения опрошенных следующие: большинство (45%) считают, что ассортимент товаров представлен полно. Однако 25% опрошенных считают иначе. Такой же процент опрошенных считает, что в ОДО «Дембой» легко выбрать нужный товар (48%).
Таким образом, ОДО «Дембой» можно порекомендовать следующие мероприятия по оптимизации ассортимента, основываясь на данных результата опроса:
Для магазина ОДО «Дембой», торгующего стройматериалами по образцам, рекомендуется внедрение автоматизации на базе беспроводных технологий (Wi-Fi).
Надежная связь между терминалами и центральной станцией обеспечивается на расстоянии до 200-300 м при условии отсутствия препятствий (ими обычно оказываются железобетонные стены).
Внедрение аппаратно-программного комплекса, в который включены мобильные рабочие места продавцов-консультантов, позволяет решить проблему быстрого и качественного обслуживания покупателей. Основу комплекса составляют программное обеспечение, интеллектуальные терминалы сбора данных (ТСД), работающие по технологии Wi-Fi, и оборудование для беспроводных сетей (так называемые точки доступа, представляющие собой передатчики-приемники радиосигнала).
Терминал сбора данных, работающий по технологии WI-FI - это беспроводное автономное устройство, предназначенное для быстрого и точного получения информации непосредственно с маркировки товаров в любой точке магазина или склада.
Терминалы сбора данных этого класса созданы на базе карманных персональных компьютеров, и кроме встроенного лазерного сканера штрих-кода, содержат микропроцессор, энергонезависимую память, сенсорный цветной или черно-белый экран, интегрированные беспроводные устройства, операционную систему Windows.
Терминал сбора данных является рабочим инструментом продавца-консультанта. Технология Wi-Fi обеспечивает обмен данными между ТСД и компьютером, содержащим центральную базу данных магазина, в режиме on-line.
Это позволяет продавцу-консультанту выполнять подбор и продажу товара непосредственно с терминала сбора данных также в режиме on-line.
После того, как покупатель определился с выбором, продавец с помощью терминала сбора данных сканирует штрих-код на ценнике товара.
Для удобства работы продавца-консультанта разработана специальная экранная форма терминала сбора данных. Экранная форма дает возможность продавцу-консультанту:
Продавец-консультант может точно сообщить покупателю, есть ли выбранный им товар в необходимом количестве на складе, с помощью клавиатуры или сенсорного экрана терминала (в зависимости от модели) делает резервирование товара на складе и формирует накладную перемещения товара со склада в зону отгрузки. После этого выдает покупателю документ, в котором зафиксированы наименование и количество выбранного товара. Документ может быть двух видов.
Накладная, распечатанная на принтере. В ней указаны наименование товара, его количество, цена за единицу, общая стоимость и штрих-код. В штрих-коде содержится номер накладной - эти данные формируются в базе автоматически. При использовании данной технологии работы с покупателем необходимо установить в торговом зале обычный лазерный принтер, подключенный к локальной сети магазина.
Информация о работе Сущность и значение форм методов продажи товаров