Сущность прогноза и его роль в деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: исследовать теоретические основы прогнозирования финансового состояния фирмы.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие сущности и типов прогнозов;
- проанализировать методы прогнозирования, информационное обеспечение;
- изучить основные элементы прогнозирования и их роль на финансовое состояние предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

ауж.docx

— 127.70 Кб (Скачать файл)

При подготовке управленческого баланса будущая прибыль рассчитывается на основе величины нераспределенной прибыли за прошлые года и суммы чистой прибыли организации, заложенной в бюджете на прогнозный период. В данных бюджета прибылей и убытков содержатся показатели чистой прибыли, но при составлении прогнозного баланса их необходимо уменьшить на сумму налога на прибыль. Нужно также учесть принятые решения по выплате убытков прошлых лет, кроме того, выплату дивидендов или увеличение сумм резервного капитала. При необходимости, методику составления баланса можно дополнить другими статьями для более точной оценки перспектив развития организации в будущем периоде, на который составляется прогноз.

Составление прогнозного баланса 

Для составления прогнозного баланса необходимо систематически накапливать информацию о работе организации.

Прогнозирование основано на тщательном анализе как, можно большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов и обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих условий. Прогнозирование требует получения как можно большего количества подробностей. Кроме того, следует оценить стабильность отдельных элементов через вероятность их повторения в будущем. Это придает определенное значение анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных статей.

Прогнозирование требует использования разных бухгалтерских отчетов, охватывающих как можно большее количество периодов. Повторяющуюся деятельность можно прогнозировать с большей степенью уверенности, чем случайные события.

Разработка прогнозного баланса должна осуществляться в следующей последовательности:

1. Анализ текущего финансового  состояния организации по данным  аналитических таблиц;

2. Анализ финансовых результатов  и факторов, влияющих на них;

3. Определение относительных и  абсолютных изменений в структуре  активов, пассивов, доходов, расходов;

4. Построение прогнозного баланса.

Составление прогнозного баланса начинают с определения ожидаемой величины собственного капитала (СКn +1).

Уставный капитал обычно меняется редко, поэтому в прогнозный баланс его можно включить той же суммой, что и в последнем отчетном балансе.

Размер прибыли можно рассчитать, исходя из ориентировочно установленного процента рентабельности, который исчисляется по данным динамики показателя отношения прибыли от реализации к выручке.

Прогноз объема выручки является результатом изучения таких факторов:

- прошлый объем продаж;

- рыночная конъюнктура и ее изменение;

- общая экономическая ситуация;

- доходность продукции;

- ценовая политика;

- имеющиеся производственные мощности;

- затраты.

Методика расчета прогнозного баланса активов и пассивов

При формировании прогнозного баланса активов и пассивов предприятия все вычисления делаются на основе трех предположений:

а) Текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем настолько же процентов. Это означает, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.

При изменении условий расчетов с дебиторами и кредиторами определение плановой величины дебиторской или кредиторской задолженности осуществляется с учетом планируемого ускорения либо замедления оборачиваемости дебиторской или кредиторской задолженности в целом. Учитывается также наличие просроченной и безнадежной задолженности.

Кредиторская задолженность по оплате труда, КЗзп , в рублях, может быть определена по формуле (1) :

(1)

где ФОТ -- расходы на оплату труда с начислениями в расчете на год, руб.;

Д -- число дней с начала месяца до установленного дня выплаты заработной платы, дн.

Кредиторская задолженность бюджету рассчитывается аналогично задолженности по заработной плате.

б) Нематериальные активы и особенно долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения не подвержены непосредственному воздействию динамики объема продаж. Основные средства и незавершенное строительство могут изменяться под влиянием изменений объема продаж, но это должны быть очень существенные сдвиги в технологии, объеме и номенклатуре продукции и т. д. При этом следует учитывать наличие недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степень материального и морального износа наличных средств производства. Таким образом, корректировка рассматриваемых статей в основном связана с изменениями в инвестиционной политике предприятия.

в) Капитал и резервы, долгосрочные пассивы, кредиты банков, краткосрочные финансовые вложения меняются в основном по причине изменений в финансовой политике предприятия, во взаимоотношениях с банками и т. п., поэтому величина данных статей берется в прогноз неизменной. Однако необходимо иметь в виду возможное увеличение капитала и резервов за счет направления туда части прибыли, полученной в плановом периоде.

Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами и это и будет потребная сумма дополнительного внешнего финансирования.

Пример: Составление прогнозного баланса

Составим прогнозный баланс активов и пассивов предприятия и определим потребность во внешнем финансировании на основе следующей информации.

Объем продаж отчетного периода 200 тыс. руб.

Подавляющая часть запасов в балансе предприятия - это сырье и материалы.

Компания ожидает увеличения объема продаж на 20%, ускорения дебиторской задолженности на 5%, снижения материальных затрат в расчете на единицу продукции на 2%.

Увеличение объема продаж обусловлено ростом физического объема продаж.

В прогнозный баланс закладывается 10-процентный уровень рентабельности продаж по чистой прибыли и норма выплаты дивидендов 45% чистой прибыли.

Увеличение объема продаж не требует роста внеоборотных активов.

Исходный балансовый отчет представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Балансовый отчет (в тысячах рублях)

 

Актив

На конец года

Пассив

На конец года

 

Денежные средства

30

Кредиторская задолженность

90

 

Дебиторская задолженность

35

Краткосрочные займы

10

 

Запасы

50

Долгосрочные займы

30

 

Текущие активы

115

Собственный капитал

80

 

Внеоборотные активы

120

Нераспределенная прибыль

25

 

Баланс

235

Баланс

235

 
         

 

Решение:

а) Определим прогнозную величину денежных средств. Денежные средства изменяются пропорционально росту объема продаж:

30·1,2=36 тыс. руб.

б) Определим индекс изменения дебиторской задолженности Iдз по формуле (2).

, (2)

где Iоп - индекс объема продаж;

IКобДЗ - индекс коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.

Iдз = 1,2 / 1,05 = 1.14.

Прогнозное значение дебиторской задолженности составит:

35 · 1,14 = 39,9 тыс. руб.

в) Определим индекс изменения запасов. Ввиду того, что подавляющая часть запасов -- это сырье и материалы, всю базисную балансовую величину запасов без большой погрешности можно рассчитать, исходя из темпа изменения материальных затрат. Индекс изменения материальных затрат, Iмз, определим по формуле (3).

IМЗ = IОП · IМЗуд , (3)

где IМЗ уд -- индекс удельных материальных затрат

Iмз = 1,2 · 0,98 = 1,18.

Величина запасов составит: 50 · 1,18 = 59 тыс. руб.

г) Текущие активы составят: 36 + 39,9 + 59 = 134,9 тыс. руб.

д) Так как увеличение объема продаж не требует роста внеоборотных активов, их величина останется на уровне 120 тыс. руб.

е) Кредиторская задолженность корректируется пропорционально росту объема продаж:

90 · 1,2 = 108 тыс. руб.

ж) Величина краткосрочных и долгосрочных займов, собственного (акционерного) капитала остается на прежнем уровне.

з) Нераспределенную прибыль на конец прогнозного периода, , определим по формуле (4).

(4)

где ОПпрогноз - объем продаж по прогнозу, тыс. руб.;

RпродажЧП - рентабельность продаж по чистой прибыли, доли единицы;

Ндивид- норма выплаты дивидендов, доли единицы.

и) Составим прогнозный баланс в таблице 3.

Таблица 3 - Прогнозный баланс (в тыс. рублях)

 

Наименование статей

Отчетный баланс

Прогнозный баланс

 

Актив

     

Денежные средства

30

36

 

Дебиторская задолженность

35

39,9

 

Запасы

50

59

 

Текущие активы

115

134,9

 

Внеоборотные активы

120

120

 

БАЛАНС

235

254,9

 

Пассив

     

Кредиторская задолженность

90

108

 

Краткосрочные займы

10

10

 

Долгосрочные займы

30

30

 

Собственный капитал (акционерный капитал)

80

80

 

Нераспределенная прибыль

25

38,2

 

БАЛАНС

235

266,2

 
       

 

к) Потребность во внешнем финансировании определяется разностью активов и пассивов.

В примере она равна 11,3 тыс. руб. (254,9-266,2).

Это значит, что у предприятия нет необходимости изыскивать дополнительные источники финансирования. Очевидно также то, что нет необходимости и направлять какую-то часть прибыли на увеличение капитала и резервов. Прибыль в размере 11,3 тыс. руб. может быть использована на другие цели, например на выплату дивидендов.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять коммерческой фирмой, без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.

Для того, чтобы эффект прогноза был максимально полезен, необходимо создание на средних и крупных предприятиях так называемых прогнозных отделов (для малых предприятий создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже без таких отделов обойтись, без прогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.

Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия. Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность. Так как прогнозирование является отдельной наукой, то целесообразно (по мере возможности) использование нескольких методов прогнозирования при решении какой-либо проблемы. Это повысит качество прогноза и позволит определить «подводные камни», которые могут быть незамечены при использовании только одного метода. Также необходимо соотносить полученный прогноз с прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, в соответствии с этим прецедентом, принимать решения.

Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.

Финансовое прогнозирование используется предприятиями в рыночных условиях для того, чтобы определить перспективы роста, разработать обоснованную финансовую стратегию, учитывающую возможные изменения конъюнктуры на товарных и фондовых рынках. Исследование и разработка возможных путей развития финансов предприятия в перспективе имеет основной задачей определение предполагаемого объема финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде, источников их формирования, направлений их наиболее эффективного использования на основе анализа складывающихся тенденций.

Информация о работе Сущность прогноза и его роль в деятельности фирмы