Сущность хозяйственных комплексов и их роль в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Хозяйственный комплекс- интеграционное формирование, созданное на основе взаимодействия близких по профилю деятельности отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределение продукта, обеспечивающее за счёт устойчивых связей и более высокого уровня управляемости, повышение экономической эффективности деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ РОЛЬ
В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………….……….
1.1 Понятие хозяйственного комплекса экономики…..…………….
1.2 Промышленный и топливно-энергетический комплекс…………
1.3 Строительный комплекс…………………………………………..
1.4 Агропромышленный комплекс……………………..…………….
1.5 Социально-потребительский комплекс…………………………
1.6 Социально-культурный комплекс……………………………….
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ЭКОНОМИКЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………..…………………………………………..
2.1 Структурный анализ промышленного комплекса………………
2.2 Отраслевая структура……………….……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая №3.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

В любом обществе есть люди, которые испытывают трудности  в  обслуживании самих себя или  не способны это делать и поэтому  нуждаются  в помощи со стороны  других лиц. К категориям людей, нуждающихся  в такой социальной помощи (обслуживании), относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, Тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.

Различные виды социального  обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.

Под социальным уходом понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных  с воспроизводством жизнедеятельности  людей, которые ограничены в возможности  самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм. Такая деятельность осуществляется на дому, в стационарных условиях или стационарах дневного пребывания.

Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги предоставляются в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам — на дому.

Социальный приют —  это организация проживания, воспитания (обучения), содержания и обеспечения  всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без опеки и попечительства, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова.

Целями социального  обслуживания являются:

• оказание содействия гражданам  в преодолении трудных жизненных  ситуаций, которые они не в состоянии  разрешить при помощи собственных  средств и имеющихся возможностей;

• прогнозирование и  предупреждение возникающих трудных  жизненных ситуаций;

• активизация собственных  усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.

Ведущие позиции в  управлении социальным обслуживанием  занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно  сотрудничает с министерствами образования  и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.

Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает: •  центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);

•  социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);

•  социальные приюты;

• психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального  обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);

• геронтологические  центры;

• организации социального  обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);

•   реабилитационно-трудовые мастерские;

•  юридических и  физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.

1.6.Комплекс транспорта  и связи 

Транспорт - одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь  всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте - 8,4 %, в основных фондах страны — 15,4, структуре инвестиций в основной капитал — 11,5 %.

Транспорт является емким  потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6 % производимой электроэнергии, 66 % бензина, 52 % дизельного топлива.

Транспорт как вид  хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

По характеру выполняемой  работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Транспорт общего пользования  подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния.

Техническое оснащение БЖД в основном соответствует Евростандарту и характеризуется следующими параметрами: 30 % эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии; 67 % общей эксплуатационной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5 % - диспетчерской централизацией, 34 % - полуавтоматической блокировкой, 97,7 % стрелок включено в электрическую централизацию.

Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и  пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.

Грузовой автомобильный  транспорт перевозит 47,7 % всех грузов, главным образом на короткие и  средние расстояния.

Разрабатывается новая  Государственная программа «Дороги  Беларуси» на 2006—2015 гг.

Внутренний водный транспорт. Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные участки рек пй условиям судоходства - к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.

Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.

Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться  в межгосударственных и международных  перевозках пассажиров на дальние и  сверхдальние расстояния.

Трубопроводный транспорт  осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых  грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными  станциями. Предназначен главным образом  для транспортировки газа, нефти  и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью - дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями.

Значение трубопроводного  транспорта в национальной экономике  Беларуси определяется следующими данными: он занимает второе место в общем  объеме перевозимых грузов и первое место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования .

В Беларуси действует  следующая система магистральных  газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок - Минск - Ивацевичи; Ивацевичи -Долина; Кобрин - Брест - государственная граница; Волко-выск - государственная граница; Торжок - Долина; Ивацевичи - Вильнюс - Рига; Минск - Вильнюс; Минск - Гомель.

Нефтепроводный транспорт - наиболее эффективный вид транспортировки  сырой нефти; представляет собой  комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории Беларуси - 3,0 тыс. км и нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива — 1,2 тыс. км.

В Беларуси действуют  три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Уне-ча - Полоцк, Унеча - западная граница, Новополоцк - Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.

Связь - отрасль экономики  страны, обеспечивающая передачу и  распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в  производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.

Развитие систем связи  и информатизации стало одним  из важнейших приоритетов научно-технической  и экономической политики Республики Беларусь.

Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и  информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную  систему - проводит регулярную пересылку  письменной корреспонденции, периодических  изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Создана служба ускоренной международной доставки почты «Экспресс-почта» (1991 г.). На перевозке почты и периодических изданий задействовано более 100 вагонов, около 1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.

Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные  тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и  международных каналов связи(в  последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.

Видеотелефонную связь  осуществляет самое крупное государственное  предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом  мира, оказывает Интернет-услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте.

Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений - телеграмм или фототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной  связи - документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное развитие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, используется также при передаче данных.

Наиболее крупные телеграфы  функционируют в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте. В Минске работает центр коммутации извещений емкостью 480 каналов с пропускной способностью три и более телеграмм за секунду. Создана разветвленная сеть абонентского телеграфа (телетайпов), прямых соединений и передачи данных. Из других средств документальной связи используются телекс и телефаксные аппараты, сеть передачи данных с пакетной коммутацией БелПак и электронный почтамт.

Значительное развитие за последние годы получила мобильная  связь. Она предназначена для  передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.

Сотовая телефонная связь  осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Беларуси аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БЕЛСЕЛ». На телекоммуникационном рынке Беларуси операторами сотовой связи являются два предприятия: СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные телесистемы» (МТС).

Приоритетными направлениями  дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.

Особое внимание будет  уделено организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как электронная почта, международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных услуг, предоставляемых предприятиями связи.

Информация о работе Сущность хозяйственных комплексов и их роль в экономике Республики Беларусь