Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа
Хозяйственный комплекс- интеграционное формирование, созданное на основе взаимодействия близких по профилю деятельности отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределение продукта, обеспечивающее за счёт устойчивых связей и более высокого уровня управляемости, повышение экономической эффективности деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ РОЛЬ
В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………….……….
1.1 Понятие хозяйственного комплекса экономики…..…………….
1.2 Промышленный и топливно-энергетический комплекс…………
1.3 Строительный комплекс…………………………………………..
1.4 Агропромышленный комплекс……………………..…………….
1.5 Социально-потребительский комплекс…………………………
1.6 Социально-культурный комплекс……………………………….
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ЭКОНОМИКЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………..…………………………………………..
2.1 Структурный анализ промышленного комплекса………………
2.2 Отраслевая структура……………….……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...
В любом обществе есть люди, которые испытывают трудности в обслуживании самих себя или не способны это делать и поэтому нуждаются в помощи со стороны других лиц. К категориям людей, нуждающихся в такой социальной помощи (обслуживании), относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, Тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.
Различные виды социального обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.
Под социальным уходом понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм. Такая деятельность осуществляется на дому, в стационарных условиях или стационарах дневного пребывания.
Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги предоставляются в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам — на дому.
Социальный приют — это организация проживания, воспитания (обучения), содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без опеки и попечительства, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова.
Целями социального обслуживания являются:
• оказание содействия гражданам
в преодолении трудных
• прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;
• активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.
Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.
Наряду с государственными
органами система социального
• социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);
• социальные приюты;
• психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);
• геронтологические центры;
• организации социального обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);
• реабилитационно-трудовые мастерские;
• юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.
1.6.Комплекс транспорта и связи
Транспорт - одна из отраслей,
которая формирует
Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте - 8,4 %, в основных фондах страны — 15,4, структуре инвестиций в основной капитал — 11,5 %.
Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6 % производимой электроэнергии, 66 % бензина, 52 % дизельного топлива.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния.
Техническое оснащение БЖД в основном соответствует Евростандарту и характеризуется следующими параметрами: 30 % эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии; 67 % общей эксплуатационной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5 % - диспетчерской централизацией, 34 % - полуавтоматической блокировкой, 97,7 % стрелок включено в электрическую централизацию.
Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.
Грузовой автомобильный транспорт перевозит 47,7 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.
Разрабатывается новая
Государственная программа «
Внутренний водный транспорт. Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные участки рек пй условиям судоходства - к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.
Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.
Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.
Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.
Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью - дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями.
Значение трубопроводного транспорта в национальной экономике Беларуси определяется следующими данными: он занимает второе место в общем объеме перевозимых грузов и первое место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования .
В Беларуси действует
следующая система
Нефтепроводный транспорт
- наиболее эффективный вид
В Беларуси действуют
три магистральных продуктопров
Связь - отрасль экономики
страны, обеспечивающая передачу и
распространение различных
Развитие систем связи
и информатизации стало одним
из важнейших приоритетов научно-
Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).
Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему - проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Создана служба ускоренной международной доставки почты «Экспресс-почта» (1991 г.). На перевозке почты и периодических изданий задействовано более 100 вагонов, около 1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.
Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи(в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.
Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет-услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте.
Телеграфная связь осуществляет
передачу на расстояние буквенно-цифровых
сообщений - телеграмм или фототелеграмм.
Отличительная особенность
Наиболее крупные телеграфы функционируют в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте. В Минске работает центр коммутации извещений емкостью 480 каналов с пропускной способностью три и более телеграмм за секунду. Создана разветвленная сеть абонентского телеграфа (телетайпов), прямых соединений и передачи данных. Из других средств документальной связи используются телекс и телефаксные аппараты, сеть передачи данных с пакетной коммутацией БелПак и электронный почтамт.
Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.
Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Беларуси аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БЕЛСЕЛ». На телекоммуникационном рынке Беларуси операторами сотовой связи являются два предприятия: СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные телесистемы» (МТС).
Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.
Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как электронная почта, международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных услуг, предоставляемых предприятиями связи.
Информация о работе Сущность хозяйственных комплексов и их роль в экономике Республики Беларусь