Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение состояния теневой экономики в России.
В соответствии с поставленной целью мной были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущность теневой экономики;
- изучить причины и последствия, размеры и сферы применения теневого бизнеса;
- показать меры государства, направленные на прекращение в стране теневой экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Понятие и сущность теневой экономики 5
1.2. Формы теневой экономики 10
2. ПРИЧИНЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2.1. Налоговое бремя 13
2.2. Рост расходов по открытию бизнеса 14
2.3. Несовершенное законодательство 15
3. МАСШТАБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОГО БИЗНЕСА 16
3.1. Масштабы теневого бизнеса в Российской Федерации 16
3.2. Последствия теневого бизнеса в Российской Федерации 18
4. МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО БОРЬБЕ С ТЕНЕВЫМ БИЗНЕСОМ 25
4.1. Способы борьбы правительства с теневым бизнесом 25
4.2. Легализация наркотиков 29
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
8. Деформация структуры потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом теневой деятельности экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения не развиваются и приходят в упадок.
9. Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма. Результаты влияния на режим конкуренции нелегальной экономики зависит от взаимоотношений нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими. Предприятия конкурирующей части Нелегального сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.
10. Влияние на условия воспроизводства рабочей силы. Последствия подпольной работы негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования.
11. Влияние на эффективность производства и разделение труда. Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует систему разделения труда, повышает издержки производства. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то, что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту предприятий и использованию преимуществ крупного производства и современной технологии. Нелегальный сектор не может пользоваться рекламой в газетах или другими легальными каналами маркетинга.
12.Влияние на систему международных экономических отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм. Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения. Так же пресловутая утечка российских капиталов за границу: ежегодно из России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным – около 60 млрд. долл.
13. Создание диспропорций в структуре экономики. Наиболее благоприятная среда для развития теневой экономики - сфера торговли и услуг. Именно в этой сфере не составляет особого труда проводить теневые операции.
Наше государство не имеет особых
успехов на поприще борьбы со всевозможными
злоупотреблениями в сфере
14.Позитивные стороны теневой экономики. Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы, например: а) это присуще, прежде всего, не криминализованной ее части. Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП; б) возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения; в) этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне.
В заключение можно отметить, что
все же большая часть исследователей
считают подпольную работу в основном
негативным феноменом. Нелегальная
деятельность может дать некоторые
преимущества практикующим ее предприятиям
(увеличение прибыли), работникам (получение
возможности трудиться) или потребителям
(возможность получить товары и услуги
по более низким ценам). Нелегальная
деятельность не вносит усовершенствований
в систему регулирования
4. МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО БОРЬБЕ С ТЕНЕВЫМ БИЗНЕСОМ
4.1. Способы борьбы правительства с теневым бизнесом
Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества.
Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации (см. рис.1).
Рис.1. Основные участники борьбы с теневым бизнесом.
Наибольший ущерб
от функционирования незаконного
Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:
По первому направлению
государство действует
Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счет оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием (в том числе уголовным) организаторов теневого бизнеса.
Третье направление
борьбы с теневым бизнесом включает
в себя создание благоприятных условий
для развития легитимного
С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.
Легальный бизнес,
как нами отмечалось выше, весьма заинтересован
в снижении доли теневого предпринимательства.
Обладая значительными
Очень важна в борьбе с теневым бизнесом поддержка широких масс населения, которая осуществляется как в индивидуальном порядке отдельными активистами, так и посредством включения в противостояние теневому бизнесу общественных организаций. В настоящее время существует большое количество международных и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневому бизнесу. К таким организациям относятся:
Осуществляя деятельность по всем указанным направлениям, общественные организации вносят существенный вклад в работу по противодействию теневому бизнесу.
4.2. Меры локализации наркотиков
Внутри «экономики преступности» одной из наиболее популярных тем является «экономика наркотиков» (economics of drugs). Причины этой популярности многочисленны, однако главное, конечно, — это принципиальная близость условий наркорынка и рынков обычных товаров. Экономисты, исследующие наркотики, оказываются в знакомом им мире денежных сделок, где участники купли-продажи вступают в контакт по собственной воле. Что касается других «преступлений без жертв» (как, например, коррупция), а тем более «преступлений с жертвами», то здесь условия сильно отличаются от нормальных товарно-денежных отношений что предопределяет значительные трудности с их экономическим анализом.
Хотя потребление наркотиков
известно людям уже не одно тысячелетие,
в острую проблему оно превратилось
совсем недавно. Перелом произошел
в 1960-е гг., когда «молодежная революция»
в атмосфере «общества
Экономисты, изучающие проблемы «экономики преступлений и наказаний», естественно, не могли ни откликнуться на «наркотический бум». Основоположником «экономики наркотиков» стал американский экономист С. Роттенберг, опубликовавший в 1968 г. статью «Тайное распространение героина, его обнаружение и подавление» . Показателем большого внимания научной общественности к «экономике наркотиков» служит хотя бы то обстоятельство, что Г. Беккер, основоположник экономического анализа преступности, стал в последующем заниматься именно этими проблемами.
Рисунок 1 иллюстрирует традиционный подход к политике борьбы с наркотиками. Первоначальные равновесные цена и количество продаж на наркорынке обозначаются как Р1 и Q1,. Действия правоохранительных органов (усиление таможенного контроля, ужесточение наказаний осужденным), направленные на увеличение издержек производства и реализации наркотиков путем усиления риска, приведут к сдвигу функции предложения от S1 к S2. Новая равновесная цена героина (Р2) будет более высокой, равновесное же количество продаж снизится (с Q1, до Q2).
Рис. 1. Сдвиг цен на героин как результат политики увеличения издержек производства и реализации наркотиков.