Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 19:38, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Одними из основных целей моей курсовой работы является определение состояния предприятий розничной торговли на современном этапе, изучение структуры и мер по регулированию отрасли, а также перспективы развития розничной торговли Оренбургской области на ближайшее время.
Возможность размещения и нормы площади помещений для реализации продуктов питания с потреблением на месте должны быть в установленном порядке согласованы с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации.
Организация технологических процессов и рабочих мест должна соответствовать правилам по охране труда на предприятиях розничной торговли, утвержденных Роскомторгом (ПОТ РО-95120-001-94).
На предприятиях розничной торговли должны быть предусмотрены аварийные выходы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, системы оповещения и средства защиты от пожара.
Консультации диетологов, косметологов и других специалистов должны проводить лица, имеющие специальную подготовку и право на данный вид деятельности.
Перечень требований к оформлению вывески, витрин, рекламных материалов, выставочного оборудования и внешнего вида обслуживающего персонала магазинов различных типов приведен в таблице 1.5.
Тип |
Вывеска световая или с подсветкой, с элементами оформления |
Применение фирменных буклетов и (или) упаковочных материалов |
Наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой предприятия |
Использование декоративных элементов в оформлении экспозиционных витрин |
Современное выставочное оборудование, изготовленное в едином стиле |
Гипермаркет |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Универмаг |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Универмаг «Детский мир» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Магазин-склад |
- |
- |
- |
- |
- |
Универсам Гастроном Товары повседневного спроса |
+ + - |
- - - |
+ + - |
+ + - |
+ + - |
Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Продукты (Минимаркет) |
- |
- |
- |
- |
- |
Дом торговли |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Промтовары |
- |
- |
- |
- |
- |
Комиссионный магазин |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание - Знак «+» означает, что выполнение требований предусмотрено; знак «-» - выполнение требований не предусмотрено |
В специализированном магазине больше половины торговой площади должна занимать торговля товарами, соответствующими специализации магазина.
При наличии спроса ассортимент товаров, реализуемых в универмаге, по согласованию в установленном порядке, в том числе с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации, может быть дополнен ассортиментом продовольственных товаров, а в универмаге «Детский мир» - ассортиментом товаров детского питания.
Магазины «Товары повседневного спроса» и «Промтовары» расположены, главным образом, в сельской местности. [18]
Предприятия розничной торговли являются заметной структурой, обеспечивающей покупателей широким ассортиментом товаров с возможностью их выбора в соответствии с имеющимися доходами. Удельный вес продажи товаров на рынках и ярмарках составил 12,5% оборота розничной торговли.
Оборот розничной торговли на 91,1% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составила 8,9% (в январе-апреле 2013г. – соответственно 88,6% и 11,4%).
Индекс физического объема оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка в апреле 2014 года составил 107,6% по сравнению с мартом 2014 года.
Населению в январе-апреле 2014 года продано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на 35532,9 млн. рублей, непродовольственных товаров – на 41220,8 млн. рублей, что в товарной массе составило к уровню января-апреля 2013 года соответственно 100,1% и 106,3%.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,3%, непродовольственных товаров – 53,7%.
В январе-апреле 2014 года оборот общественного питания сложился в объеме 4216,3 млн. рублей, индекс физического объема к уровню января-апреля 2013 года составил 100,5%
Товарные запасы в организациях розничной торговли на 1 января 2014 года составили 6 млрд. 982,6 млн. рублей, или 107,3% к товарным запасам на 1 декабря 2013 года.
Уровень запасов в организациях розничной торговли на 1 января 2014 года составил 35 дней.
В 2013 году оборот общественного питания сложился в объеме 14 млрд 937,4 млн рублей, индекс физического объема к уровню 2012 года составил 106%.[8]
По состоянию на 1 января 2013 года в области работало свыше 9600 стационарных магазинов с общей торговой площадью более 950 тыс. кв. метров. За последние три года в области вновь открыто свыше 1000 предприятий торговли с торговой площадью более 120 тыс. кв. метров, реконструировано свыше 150 предприятий с торговой площадью более 8 тыс. кв. метров.
По состоянию на 01.04.2013 в Оренбургской области функционируют 33 розничных рынка и 39 постоянно действующих ярмарок, располагающих 20,9 тыс. торговыми местами (розничные рынки – 15,6 тыс. и ярмарки – 5,3 тыс.), в том числе по типам розничные рынки подразделяются на:
15 – универсальных и 18 – специализированных, из них:
4 – непродовольственных, 10 – сельскохозяйственных,
4 – сельскохозяйственных
Под реализацию продовольственных товаров на рынках и ярмарках области предоставляется 9,1 тысяч торговых мест. Из них – 7,3 тыс. торговых мест выделяется гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личное подсобное хозяйство или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, в том числе 1,2 тыс. торговых мест - на льготных условиях. [21]
Около 40 % оборота розничной торговли приходится на предприятия малого бизнеса. В области функционирует около 200 постоянных и сезонных розничных рынков. Рыночная торговля популярна у населения, поэтому число её предприятий растёт, расширяются и реконструируются торговые площади. Относительно молодой и быстро ставшей популярной в Оренбургской области формой торговли стали торговые сети.
На территории города Оренбурга по состоянию на 01.04.2013 года размещено:
Торговая площадь под размещение розничных рынков составляет 156 174,1 кв.м. (в 2012 году – 121 546,3 кв.м.).
Муниципальный рынок занимает 19 700 кв.м. (8 177 кв.м. торговой площади) или 3,5 % от общей площади, на которой размещено 323 торговых места или 2,5 % от общего количества торговых мест.
Общая площадь, занятая под размещение рынков и иных торговых объектов рыночного формата города, составляет 536 711 кв.м. (в 2012 году – 558 266,83 кв.м.). По состоянию на 01.04.2013 года на рынках и торговых комплексах города размещено 12 586 торговых мест, что выше, чем в 2012 году на 1,1 %, (11843 торговых места). [21]
С каждым годом отмечается увеличение количества предприятий розничной торговли, при этом отмечается рост доли предприятий сетевых форм и современных форматов обслуживания. По итогам 2012 года удельный вес сетевых структур в общем объеме оборота розничной торговли составил 20,7 процента. На начало текущего года в области осуществляли деятельность около 550 хозяйствующих субъектов, реализующих продукцию в свыше 3,1 тысячи торговых объектах. [4]
В структуре работающих в области сетей присутствует две международных сети (ООО «МЕТРО Кеш & Керри», «Медиа Маркт»), 81 федеральная («Магнит», «Карусель», «Полушка», «Лента», «М-видео», «Эльдорадо», «Юничел», «Евросеть» и другие), более 460 областных («Городской торг», «Клондайк», «СосеДДушка», «Стройландия», «Ринг», «Русский градус», «Чудо-юдо», «Империя чистоты», «Золотой колос» и другие). Удельный вес торговых сетей международного и федерального значения в общем количестве торговых сетей составил 15,6 процента, областных — 84,4 процента.
Большим спросом у населения пользуется сетевая реализация молочной, хлебобулочной, мясной и иной производимой на территории области продовольственной продукции. В области функционируют специализированные торговые объекты: ЗАО «Хлебопродукт № 2», ТД «Летний луг», ОАО «Новосергиевский маслозавод», ОАО «Новотроицкий мясокомбинат» и т. д. Такие торговые форматы позволяют производителю устанавливать цену реализации зачастую ниже цен розничной сети. [4]
Подводя итоги 2012 года министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области – уполномоченный отраслевой орган исполнительной власти, ответственный за государственное регулирование потребительского рынка – отмечает, что основные показатели развития отрасли характеризуются достаточно высокими темпами роста. [10]
Доля отрасли в структуре валового регионального продукта составляет около 9,1%. Поступление налоговых платежей от торговой деятельности в бюджеты всех уровней по итогам первого полугодия отчетного периода составило около 6 млрд. рублей. По объемам налоговых поступлений среди 15 основных экономических видов деятельности сфера торговли находилась на 2 месте после добычи полезных ископаемых.
По итогам января-октября 2012 года населению области реализовано товаров на сумму свыше 173,4 млрд. рублей. [9]
Темп роста товарооборота составил 109,1% к аналогичному периоду 2011 года, что выше средних показателей в Приволжском федеральном округе и в целом по России (ПФО – 108,4, РФ – 106,1%). В рейтинге среди 14 регионов Приволжского федерального округа по данному показателю Оренбургская область заняла 3место. [14]
Оборот розничной торговли на 87,5% формировался за счет торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в стационарной торговой сети, где в общем обороте розничной торговли удельный вес реализации товаров субъектами малого предпринимательства составил 25,2%, индивидуальными предпринимателями – 28,1%. [7]
Современная инфраструктура розничной торговли сложилась под влиянием проводимых ранее экономических реформ, процесса коммерциализации и приватизации. Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин – недостаток оборотных средств, сложная система кредитования, недостаточно высокий платежеспособный спрос населения, отсутствие сопряженности в работе торговых организаций и транспортного обслуживания. [11]
Областная отраслевая инфраструктура представлена предприятиями разных современных форматов – гипермаркетами, супер- и минимаркетами, торгово-развлекательными комплексами, торговыми центрами и т.д. Наряду с небольшими предприятиями розничной торговли, расположенными в городских микрорайонах и сельской местности, функционируют торговые сетевые предприятия. В январе-октябре 2013 года удельный вес сетевых структур в общем объеме оборота розничной торговли составил 16,5%.
Развитие отрасли обеспечивалось за счет расширения и модернизации ее инфраструктуры, которая в настоящий момент включает свыше 9,8 тыс. стационарных магазинов с торговой площадью около 960 тыс. кв. метров, свыше 120 предприятий дистанционной торговли. Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 жителей составляет 457кв. метров ( при установленном областном нормативе – 443 кв. метра ).
В 36 (из 43) муниципальных образований показатель обеспеченности торговыми площадями превышает утвержденный норматив: в 8 городских округах и 28 муниципальных районах, а в 7 сельских территориях фактическая обеспеченность торговыми площадями ниже установленных нормативов. [21]
Недостаток торговых площадей возмещается за счет нестационарных торговых предприятий, а также торговли на розничных рынках и ярмарках. [
Материально-техническая база предприятий торговли претерпевает качественное преобразование. Оснащение современным высокотехнологичным оборудованием позволило использовать новые методы и формы обслуживания горожан. Благодаря этому сократилось время на совершение покупки, созданы комфортные условия для покупателей, увеличились расчеты за товары с использованием пластиковых карт через торговые терминалы. За период действия основных направлений развития потребительского рынка в 2008 - 2010 годах количество торговых терминалов на предприятиях потребительского рынка увеличилось почти в 2 раза. [4]
По методу самообслуживания в городе населению представляют услуги розничной торговли 27 % объектов, 17 % магазинов работают с использованием метода по образцам, 3 % - по каталогам, свыше 250 магазинов в работе с клиентами используют дисконтные карты, внедрена технология штрихового кодирования во всех магазинах сетевых компаний.
Информация о работе Теоретические основы организации розничной торговли на предприятии