Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение оптовой торговли.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить сущность и специфика торговой сферы;
- рассмотреть экономические границы отрасли
- опредлить показатели, характеризующие границы отрасли.
Содержание
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.
Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние доцивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры.
Товар - удовлетворитель потребностей людей.
Движущей идеей торговли вообще и искусства торговать в частности является удовлетворение или по меньшей мере стремление к наиболее полному удовлетворению многообразных нужд, потребностей и запросов человека. Под нуждой понимается чувство ощущаемой человеком нехватки или отсутствия чего-либо. Понятно, что нужды человечества характеризуются чрезвычайным многообразием и включают в себя:
- физиологические потребности в пище, тепле, одежде, безопасности;
- социальные нужды (имеются в виду потребности человека в духовной близости, опеке, влиянии и привязанности);
- личные нужды (например, в самовыражении, в получении образования).
Все перечисленные выше нужды являются составляющими исходной природы человека. Вот почему человек чувствует себя несчастным или глубоко обездоленным, если его нужда не удовлетворена. Человек либо пытается заглушить нужду каким-то способом, либо пытается найти объект, который бы в известной мере удовлетворил его нужды.
Целью данной работы является изучение оптовой торговли.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить сущность и специфика торговой сферы;
- рассмотреть экономические границы отрасли
- опредлить показатели, характеризующие границы отрасли.
Предметом данной работы является торговля.
Объект исследоваия – Тульская область.
Источниками написания работы служили учебные пособия таких авторов, как Волков Н.Г., Герасимова А.В., Глушков И.Е., Живалов В. Н. и других.
Торговля - одна из основных отраслей народного хозяйства страны. Она - прямое продолжение процесса производства в сфере обращения, поскольку производство считается завершенным лишь после доведения товара до потребителя. Это производство не ради производства товара, а ради потребления. Поэтому торговое предприятие выступает важным звеном экономики и от эффективности его работы зависит и общая экономическая ситуация в стране.1
Развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.
Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние доцивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры.
Цель торговли заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей.
Торговец является связующим звеном между производителем и потребителем. Его задача состоит в том, чтобы закупать оптом пользующиеся спросом товары в разных местах и у разных поставщиков, а затем продавать их с выгодой для себя.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что со временем розничная торговля попадает под контроль ряда крупных торговых компаний.
Несмотря на то, что в руках этих компаний находится менее половины всех розничных торговых точек, на их долю в то же время приходится более 2/3 совокупного объема розничного товарооборота.
Поэтому в борьбе за покупателей мелким предприятиям розничной торговли приходится прилагать немало усилий.
Роль и значение торговли:
1. Объем оборота торговли является важнейшим показателем развития экономики страны в целом. Так как после продажи товаров возмещаются затраты производителей и образуется основа для дальнейшего воспроизводства.
2. В ходе торговли товары получают, или не получают общественное признание, и производители получают или не получают стимул для дальнейшего их выпуска.
3. Оборот торговли характеризует благосостояние населения и уровень его жизни (80% материальных потребностей людей, удовлетворяются с помощью купленных товаров).
4. Торговля важное звено в осуществлении распределения по труду.
5. Торговля способствует
сближению уровня жизни
6. Торговля способствует
рациональному денежному
7. Торговля является
8. Торговля активно влияет на народное потребление, определяя набор потребительских благ, их качество и влияя на способ потребления.
9. Торговля активно способствует интеграции страны в мировое хозяйство.
10. Торговля стимулирует прогресс в сфере производства и потребления. 2
Экономика нашей страны – многосложный динамичный общественный организм, планомерно охватывающий процесс совместного труда и присвоения создаваемых благ ради роста благосостояния и всестороннего развития каждого человека. Динамическое и сбалансированное развитие экономики как единого народнохозяйственного комплекса сопровождается совершенствованием территориальной организации производства, усложнением его отраслевой структуры, возникновением новых задач в области управления и планирования народного хозяйства страны.
Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.
Отрасль — часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, характеризующиеся единством назначения производимой продукции, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров. Необходимо отметить, что такое деление достаточно условно, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, может изменяться.
Производство обособляется в отрасль при наличии ряда предприятий, специально занятых изготовлением определенного вида продукции.
При структуризации экономики по отраслям следует иметь в виду, что понятие «отрасль» может иметь три значения:
Основой формирования каждой отрасли народного хозяйства является разделение общественного труда по роду производственно-хозяйственной деятельности.
Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др.
Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей материального производства.
Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.
Отрасли, в состав которых входит несколько отраслей, называют комплексными отраслями. Комплексные отрасли, в свою очередь, включают ряд специализированных первичных отраслей.
Отраслевую структуру можно представить и в более генерализованном виде. В этом случае выделяют межотраслевые комплексы, (например, строительный комплекс представляет собой интегрированную систему отраслей строительства, промышленности строительных материалов, машиностроения, ремонтной базы).
В состав специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узко специализированными. Они выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают меньшим количеством предприятий.
Отрасль является важнейшим звеном народнохозяйственного комплекса и национальной экономики в рамках данного государства. Игнорирование отрасли - это, прежде всего отрицание единой технической политики на однородных предприятиях, разрыв сложившихся связей между ними, недостаточный учет конкретных факторов, существенно влияющих на развитие однотипных предприятий, совокупность которых представляет отрасль. Ныне возрождается организационная основа отрасли в форме создания отраслевых союзов, ассоциаций и др.
Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой и территориальной структурами.
Отраслевая структура – это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями (производственная и непроизводственная сферы) или материальное и нематериальное производство.3
Производственная сфера:
Непроизводственная сфера:
Территориальная (региональная) структура – деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям – зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам.
Необходимо отметить, что отождествлять
региональную экономику с принятым, действующим
в данный период в стране административно-
Территориальная структура народного хозяйства выступает как обобщающая характеристика пространственного соотношения территориальных частей единого народнохозяйственного комплекса страны. Лишь при дифференцированном подходе к развитию экономических районов возможно совершенствование территориальной организации производственных сил, ускоренное развитие тех регионов, где для этого имеются наиболее благоприятные условия.
Уровень эффективности хозяйства региона зависит от степени обоснованности и взаимной увязки планов развития отраслей специализации, смежных отраслей, производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
Территориальную структуру промышленного производства характеризуют три группы показателей:
1) показатели ресурсной
базы районов, характеризующие их
обеспеченность природными
2) показатели, характеризующие
результаты и эффективность
Информация о работе Теоретические основы экономических границ отрасли «Торговля»