Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:02, реферат
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Она уверенно развивается, когда имеет обоснованную стратегию и эффективно использует ресурсы. Она перестраивается, когда перестает отвечать избранным целям. Она погибает, когда оказываются неспособной выполнять свои задачи.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ 4
2 ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ И. АДИЗЕСА 6
3 ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
V. Расцвет.
На стадии расцвета достигается оптимальное сочетание контролируемости и гибкости. Организация ориентирована на результаты и долгосрочную стратегию развития. Хорошо работают подсистемы прогнозирования, планирования и реализации планов. Растут объемы продаж, денежные поступления и прибыль. Создаются сети собственных младенческих предприятий. Сформирована организационная структура и система служебных полномочий. При правильной стратегии и тактике развития организация может находиться в данной стадии сколь угодно долго. Но если она теряет предприимчивость и гибкость, то неизбежен переход к следующим стадиям.
VI. Стабилизация.
На этой стадии появляются первые признаки старения организации: она начинает терять гибкость; обретает стабильную рыночную нишу, но теряет темп. С одной стороны, стабилизация успокаивает, с другой — оказывается опасной в перспективе, поскольку ощущение достаточности влечет за собой отказ от поиска новых рынков и технологий. Снижается интерес к инновациям. Количественные показатели начинают вытеснять гибкое концептуальное мышление и, как следствие, растет значимость финансовой подсистемы за счет снижения роли маркетинговой, инновационной и исследовательской подсистем. Руководство сосредотачивается на прошлых достижениях и начинает с подозрением относится к переменам. Растет рутинизация и консерватизм.
VII. Аристократизм.
Все больше
внимания уделяется традиции, формализм
в общении и даже одежде становится
обычным. Организация обладает достаточно
большими денежными средствами и
запасами, но деньги тратятся на укрепление
системы контроля, обустройство, страхование.
Сохранение денежных поступлений происходит
за счет повышения цен при том
же или худшем уровне качества. Развитие
происходит не за счет собственных
разработок и инноваций, а за счет
покупки других компаний, к собственным
же инициативам и нововведениям
складывается негативное отношение. Организация
становится менее активной в плане
долгосрочных перспектив; норма —
краткосрочные и
VIII. Ранняя бюрократизация.
На этой стадии административная подсистема заботится прежде всего о самосохранении. Организационная культура рутинизируется, правила и нормы ужесточаются и гиперформализуются. Растет число непродуктивных иррациональных конфликтов и даже возникает управленческая паранойя. В руководстве начинается открытая борьба и поиск виноватых в появлении неблагоприятных тенденций, а не причин их возникновения.
IX. Бюрократизация.
На этой стадии постепенно теряется ориентация на результат, работа во многом осуществляется вхолостую. Нет работающей команды, нарушены информационные связи между подсистемами. Личные цели и цели отдельных подразделений явно преобладают над корпоративными. Организацию покидают инициативные и активные сотрудники. Работают четкие и жесткие правила, предписания, процедуры, господствует культ письменного указания, приказа, распоряжения. Гибель происходит тогда, когда организация никому уже не нужна.
На практике теория Адизеса дает
весьма ощутимые результаты. Во-первых,
она позволяет прогнозировать развитие
событий и возникновение
Значение теории жизненного цикла организации очень велико. Управление организацией во многом зависит от изначальной теоретической концепции. Модели жизненных циклов – это один из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающий процесс развития предприятия. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием. Модели жизненных циклов являются центральными при проведении организационной диагностики, так как действительно способны дать системное представление об организационных проблемах и отношениях.
По мере
перехода организации от одной стадии
развития к другой, происходит накопление
организационных проблем. Менеджерам
важно представлять, являются ли эти
проблемы следствием принятия неверных
управленческих решений, могут ли они
быть разрешены путем незначительных
корректировок системы
Для определения направления
1. Анализ характеристик
2. Экспертное оценивание.
3. Изучение и обсуждение стадий жизненного цикла.
4. Обработка и анализ
5. Комментарии и выводы. Анализ управленческих ошибок.
Фазы жизненного цикла организации можно описывать с помощью массового обновления активных элементов основного капитала, который является его материальной основой. При этом надо отметить, что наблюдается высокая корреляция с фазами финансового цикла фирмы.
Можно
использовать также такой
Необходимо отметить, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит последней фазе. Появляющаяся «вилка» дает фирме возможность либо развиваться в будущем, либо приводит к умиранию экономической организации.
Не следует думать, что стадия умирания организации является необратимой. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от банкротства и гибели.
Руководитель
должен знать о законе
На вопрос
о полной применимости американских
теорий жизненного цикла организации
к условиям современной Беларуси
нельзя ответить однозначно, поскольку
ко многим организациям неприменимы
исходные посылки этой теории. Например,
нельзя считать ясной ситуацию с
приватизированными предприятиями, поскольку
зачастую трудно определить, в какую
точку кривой Адизеса попала та или
иная организация после
Иначе дело
обстоит со вновь созданными компаниями,
имеющими конкретных основателей и
уже прошедшими некоторый путь развития.
Ценность теории И.Адизеса для новых
организаций состоит в том, что
она характеризуется двумя
В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения, вводимые управленцами с целью увеличить эффективность работы организации. При этом одни организации развиваются динамичнее и успешнее других, вторые - словно стоят на месте, третьи - переживают не проходящий кризис.
Под развитием организации понимают естественный, закономерный процесс, который называется «жизненным циклом» организации. Такой подход обусловлен тем, что понятие «жизненного цикла» помогает выделить этапы, через которые проходит организация, и прогнозировать проблемы, характерные при переходе от одного этапа к другому.
Жизненный цикл имеет следующий вид:
1) зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка;
2) зрелость,
когда фирма пытается
3) старость,
когда фирма быстро теряет
свою долю рынка и вытесняется
конкурентами. В дальнейшем организация
либо ликвидируется, либо
В смысле организационной эффективности закон циклического развития организации можно сравнить с этапами жизненного цикла человека: детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение.
Организации
зарождаются, развиваются, добиваются
успехов, ослабевают и в конце
концов прекращают свое существование.
Немногие из них существуют бесконечно
долго, ни одна не живет без изменений.
Новые организации формируются
ежедневно. В то же время каждый день
сотни организаций
В настоящее время предложено десять моделей «жизненного цикла» организации (разработаны в США). Наибольшее применение находит модель Исаака Адизеса, который утверждает, что каждая организация в своем развитии проходит десять стадий: выхаживание, младенчество, детство, юность, расцвет, стабилизация, аристократизм, ранняя бюрократия, бюрократизация и «смерть».
Эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как ее руководители, менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях жизненный цикл и каждую его стадию.
Задача общего менеджмента — использовать наиболее универсальные и в то же время действенные модели организаций и систем управления, поэтому применение разработанных за рубежом моделей «жизненного цикла» организации должно осуществляться с учетом особенностей белорусской экономики.
1. Жизненный цикл организации [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Акулов
В.В., Рудаков М.Н. Теория
3. Сущность
экономической организации.
4. Понятие
и этапы жизненного цикла
5. Мильнер
Б.З. Теория организации.
6. Три
модели жизненных циклов и
развития организации. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/
7. Развитие
организации. Жизненный цикл
8. Модели
жизненного цикла организации. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/text/
9. Теория
жизненных циклов организации
И.Адизеса.[Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://guru-group.at.ua/publ/
10. Вершигора
Е.Е.,Лукашевич В.В.,Астахова
11.Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 288 с.
Информация о работе Теория жизненного цикла организации и особенности ее применения