Территория и границы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 02:18, доклад

Краткое описание

Объект нашего исследования - система защиты и охраны государственной границы Российской Федерации

Предметом изучения является территория и границы Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 25.35 Кб (Скачать файл)

Оперативно-служебная деятельность пограничных органов ФСБ России и повседневная жизнь указывает  на то, что Россия всё чаще становится жертвой международного терроризма, замедления развития социально-экономической  сферы, активизации националистически  движений и экстремизма, вовлечения страны в цепочку международных  конфликтов

Таким образом, актуальность нашей темы изучения обусловлена рядом обстоятельств:

1) Сложностью ситуации на государственной  границе России а также потребностью улучшения способов и форм оперативно-служебной деятельности органов ФСБ РФ, разработки подходящей концепции защиты государственной границы.

2)Научным интересом к опыту  защиты, охраны государственной  границы, содержащим возможности  по осуществлению реформ в  области пограничной науки и  позволяющим выявить основы проблем  защиты границы России

3)Трансформацией подходов к  истории, историческим изысканиям, заключающейся в становлении  историко-пограничная мысли на платформу общечеловеческих, т.е. не только классовых или партийных ценностей.

4)Необходимостью формирования  исторического сознания нынешнего  и будущего поколений, Объект нашего исследования - система защиты и охраны государственной границы Российской Федерации

Предметом изучения является территория и границы Российской Федерации.

1. Различают сухопутные, воздушные и водные границы, границы недр. Последние два вида границ являются производными от двух предыдущих, которым посвящены главные правила их определения.Сухопутные границы проводятся по очертаниям рельефа, т.е. ясно видимым ориентирам. Это могут быть водоемы, горы, впадины и т.д. Водная граница устанавливается следующим образом: если река судоходная - посередине основного фарватера или по тальвегу (линия максимальных глубин);в случае если река несудоходная или ручей -  по их середине.

Знaчение территoрии кaк  оснoвы гoсударства нe требует осoбых пoяснений. Нeслучайно нa прoтяжении всeй истoрии вeлись ожеточенные вoйны за землю.

В состав территории государства входят:

- сухопутная территория (поверхностьшсуши), включаяоострова;

- воднаяштерритория(акватория), охватывающая внутренниеcводы, территориальное море;

- земные недра;

- воздушное пространство.

Российская Федерация располагается  на севере Азии и на востоке Европы, занимает примерно треть территории всей Евразии. Протяжённость территории России сесевера надюг—  более 4000ккм, а с запада на восток — приближается к 100000 км.

Россия граничит с: Казахстаном, Китаем, Монголией, Украиной, Финляндией, Белоруссией, Грузией, Эстонией, Азербайджаном, Литвой, Польшей, Латвией, Норвегией, Северной Кореей. 

2. Одними из ключевых конкурентных преимуществ России является богатство природными ресурсами. Например, зона Севера, которая очень богата полезными ископаемыми. Кроме того, сильными сторонами являются транспортное положение: каждый из регионов имеет фронтальный выход к морям, к океаническому шельфу, к мировым морским коммуникациям, наличие протяженной внешней границы как возможности для социально-экономического сотрудничества, а также привлекательные туристические активы и близость к крупнейшим мировым туристическим рынкам. Российская Федерация занимает уникальное местоположение между тремя центрами современного мирового хозяйства – США, Япония, Европа. Мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал РФ способен обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта.

        К слабым сторонам относятся неравномерное расселение и низкая плотность населения России (средняя плотность населения – 8,6 человек на 1 кв. км, в европейской части России -27 человек на кв. км, а в азиатской – менее 2 человек), неравномерное размещение природных ресурсов по территории страны, миграционные потоки, удорожание всего в зоне Севера. Так же в силу размеров территории, для России характерна растянутость коммуникаций, что затрудняет передвижения людей и, как следствие, способствуют их дезинтеграции. После распада СССР новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Почти аналогичное положение сложилось в автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных коммуникациях, в средствах связи, т.е. почти все пути, ведущие из России, стали международными. А это создает комплекс хозяйственных и социальных проблем. Произошло геополитическое оттеснение нашей страны от мировых коммуникаций в северо-восточный угол Евразии.

O. Возможности:

T. Угрозы:

1. Возможность строительства в более отдаленной перспективе железнодорожной магистрали через Берингов пролив создает совершенно новые возможности для торгово-транспортных отношений между Северной Америкой и Евразией и резко поднимает значение Сибири как мирового транзитного региона; 

 

2. Развитие туристско-рекреационного потенциала регионов России, например, Сибири;

 

3. Разрабатываются достойные внимания проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью стальных дорог, авиации и морских путей; 

 

4. Формирование интернациональных,  в особенности трансконтинентальных, транспортных коридоров; 

 

5. Развитие Северного морского пути.

1. Демографическое давление Китая на восточные регионы России.

 

2. Нерешенность проблем хранения и утилизации ядерных, опасных токсичных промышленных и бытовых отходов;

 

3. Ухудшение качества воды в большинстве водных объектов России;

 

4. Повсеместное сокращение разнообразия экосистем, количества видов растений и животных, что ведет к дестабилизации окружающей среды и невосполнимым потерям генофонда;

 

5. Подрыв минерально-сырьевой базы экономики России вследствие преобладания в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих и отсутствие эффективных государственных программ энерго- и ресурсосбережения.


 

3. Разрушение международной системы социализма, завершившееся распадом Варшавского Договора и Советского Союза, поставило мир перед лицом новых проблем, непосредственным образом влияющих на ситуацию стабильности и безопасности. Часто территориально-этнические споры непосредственным образом увязаны с проблемами пограничного разделения, а в тех случаях, когда они сопровождаются попытками пересмотра или изменения существующих границ и территорий, угроза их перерастания в межгосударственное противостояние становится весьма реальной.

На первый взгляд северо-западные европейские рубежи РФ, то есть границы  с Норвегией и Финляндией являются беспроблемными. Однако это не так.

В настоящее время у РФ и Норвегии нет никаких претензий друг к  другу по поводу сухопутной границы. В 2010 г. Был решен вопрос о разграничении  морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом  океане. Подписание договора знаменует  исторический прорыв в отношениях между  двумя странами. Кроме того, будет  прекращен 30-летний мораторий на разработку нефтегазовых месторождений арктического континентального шельфа на территории 175 тысяч кв. км.

Достаточно активно и конструктивно  ведутся работы по демаркации и демилитаризации  государственных границ России с  Эстонией и Латвией.Россия и Белорусская Республика не имеют друг другу территориальных претензий и в обозримый период граница между ними будет оставаться беспроблемной и бесконфликтной.Повышенный интерес к Калининграду проявляет в последнее время Польша. Поскольку в вопросе о Калининграде Польша не может апеллировать к "историческим" факторам его принадлежности, она делает акцент на проблему чрезмерной милитаризации. Между РФ и Украинской Республикой идет процесс демаркации государственной границы. Напряженная ситуация сложилась и в соседней с Чечней автономной республике - Дагестане.

Все вышесказанное свидетельствует  о почти полном отсутствии у России "беспроблемных " границ в Европе. К таковым, пожалуй, может быть отнесена только современная граница между  Россией и Белоруссией.

4. Одной из важнейших проблем в пограничных войсках составляет проблема преступности. Это вызвано прежде всего тем, что почти каждое четвертое из них составляют злоупотребления должностными полномочиями, превышение их и халатность.В числе основных причин совершения преступлений их слабая социальная защищенность, особенно в вопросах сохранности их жизни и здоровья, материально-бытового снабжения, соблюдения жилищных и других прав. Из-за хронического недофинансирования плотность кораблей, участвующих в охране государственной границы и исключительной экономической зоны России, из года в год неуклонно снижается До сих пор отсутствуют методики оценки стоимости мероприятий финансирования пограничной политики. Кроме того, анализ результатов проверок свидетельствует о распространенности отступлений от требований законов при привлечении граждан к административной ответственности за нарушение режима государственной границы.

Из сведений об исполнении бюджета на 2009 год мы видим, что  выделяемых бюджетных средств заметно  не хватает. Например, на оплату экспертам  ушло всего 14 000 руб., хотя мала была даже цифра, изначально находившаяся в росписи (40 000 руб.) На повышение квалификации рабочих выделяется ничтожно мало: 269 500 руб. на весь 2009 год. На объекты  капитального строительства, не включенные в целевые программы, средств  выделено вообще не было.

5. Сегодня в финансировании мероприятий пограничной политики участвуют федеральный бюджет, государственные и муниципальные бюджеты всех уровней, общественные фонды и частные фирмы. Однако, до сих пор отсутствуют методики оценки стоимости этих мероприятий. В бюджетной классификации статьи расходов на реализацию пограничной политики "не прописаны". Вообще, в силу новизны вопросы стоимости и эффективности специфических мероприятий по реализации государственной пограничной политики никогда не ставились. Это затрудняет планирование ФПС России и другими субъектами пограничной деятельности таких мероприятий на новых участках государственной границы, особенно ввиду отсутствия заинтересованности местных участников и недоступности их финансов.

        По нашему  мнению, в настоящее время применительно  к вопросам пограничной политики  недостаточно просто сказать,  что поиск источников денежных  средств и создание надежного  механизма финансирования являются  острейшими вопросами. Учитывая  специфику целей и методов  пограничной политики, сферу ее  реализации, необходимо признать, что  для успеха в этом деле в  новой социально-экономической (рыночной) общественной среде должны возникнуть  новые специфические формы консолидации  и кооперации местных экономик, адекватные идее координации  пограничной политики государственным  органом исполнительной власти. При успешном проведении пограничной  политики возникновение социумов, адаптированных к условиям пограничной  территории, создаст полнокровную  и жизнеспособную социально-экономическую  среду, в которой пограничникам  будет легче выполнять задачи  по охране и защите государственной  границы. Существенным свойством  такой среды должно быть свойство  экономической самодостаточности.  В это понятие мы включаем, наряду с обеспеченностью региона  сырьевыми и прочими ресурсами,  развитостью инфраструктуры, также  способность к самофинансированию  и способность к противодействию  местным угрозам экономической  безопасности. Например, приграничная  торговля имеет особо большое  значение на Дальнем Востоке,  где основным торговым партнёром  России является Китай. Так,  в 2007 году объем российско-китайской  приграничной торговли составил 8,3 млрд. долларов США.

 

Анализ результатов проверок свидетельствует  о распространенности отступлений от требований законов при привлечении граждан к административной ответственности за нарушение режима государственной границы.

Так, законодательно не урегулирован порядок оплаты штрафов в ночное время, выходные и праздничные дни, когда отсутствуют должностные  лица ФПС России, уполномоченные принимать  решение о наложении штрафов, а банковские учреждения не функционируют. Ввиду этого бытует порочная практика выдачи начальникам пунктов пограничного контроля незаполненных бланков  постановлений о наложении административных взысканий с подписью и печатью  вышестоящих должностных лиц.

Представляется необходимым внести соответствующие дополнения в Кодекс об административных правонарушениях  и законодательно урегулировать  эти вопросы, вплоть до предоставления должностным лицам пунктов пропуска права самим принимать по квитанциям деньги в счет уплаты штрафа.

6. Важнейший исторический урок для политиков и граждан страны: современное реформирование России невозможно без учета геополитического положения российского государства, его особенностей и традиций. Мировой опыт необходимо приспосабливать к национальным условиям.Российское государство, не смотря на все невзгоды, сохранило огромные территории. Задача нынешних поколений – сохранить и приумножить их.


Информация о работе Территория и границы РФ