Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:17, лекция
С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяются следующие виды предпринимательства.
Во-первых, производственное предпринимательство - это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации потребителям. Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др.
2. Типы и виды предпринимательства
С учетом направленности
предпринимательской
Во-первых, производственное
Производственное предпринимательство с народнохозяйственной точки зрения является определяющим, так как в этих организациях (фирмах, компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции (товаров) производственно-технического назначения и товаров массового потребления, необходимых для домохозяйств, фирм, государства в целом. Разумеется, производственное предпринимательство не является абсолютно не зависимым от других видов предпринимательской деятельности, но от его развития зависят экономический рост и уровень социального развития общества.
Структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства, поэтому производственное предпринимательство в Республике Беларусь является наиболее рисковым занятием. Риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.
Относительно высокими темпами
развивается коммерческо-
Третьим видом
Четвертым видом
1. Место и роль предпринимательства в экономике
Предпринимательство,
в том числе малый и средний
бизнес, играет важную роль в
социально-экономическом
увеличению числа
росту доли экономически активного населения, что предполагает увеличение доходов граждан и сглаживание диспропорций в благосостоянии различных социальных групп
селекции наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей
созданию новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания
трудоустройству работников, высвобождаемых в госсекторе, а также инвалидов, молодежи, женщин
подготовке кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы
разработке и внедрению
косвенной стимуляции эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими
ликвидации монополии
мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие)
снижению фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрой окупаемости вложений
улучшению взаимосвязи между различными секторами экономики
приданию экономике
созданию благоприятных
3. Социально-психологические аспекты
современного российского
предпринимательства
Современное предпринимательство в России выполняет три социально-
экономические функции, которые оказывают все большее влияние
на различные области
1. Экономическая функция —
переход рычагов управления экономикой от государства к частным
лицам, инициативное развитие отдельных направлений в промышленности
и сельском хозяйстве.
2. Социальная функция —
— предпринимателей и бизнесменов; формирование среднего
класса — социального слоя обеспеченных людей; изменение отрицательного
отношения общества к бизнесу на положительное.
3. Психологическая функция —
формирование классового
новой русской буржуазии, осознание себя как особой активной экономической (и даже политической) силы, способной
оказывать влияние на различные стороны жизни страны; самореализация
себя через собственный бизнес, политику, инновационные
технологии или
Здесь следует отметить, что предприниматели, как активная социальная
группа, тесно взаимодействуют с тремя слоями общества:
1) с клиентами (потребителями их товаров или услуг);
2) наемными работниками;
3) представителями госструктур
Клиенты выполняют важнейшую функцию в бизнесе, являясь потребителями
продукции предпринимателей и обеспечивая возврат
потраченных финансовых средств в виде оплаты товаров или услуг.
Кроме того, между предпринимателями и потребителями существуют
и другие связи (рекламно-информационные и имиджевые), которые
могут иметь решающие последствия для развития того или иного
бизнеса.
Наемные работники возникают на определенном этапе развития
бизнеса, т. е. тогда, когда предприниматель уже не может сам выполнять
все функции на своем предприятии. Сначала они выполняют
роль исполнителей производственных функций, а затем и менеджмента.
В настоящее время в России, в отличие от Запада, наемные работники
пока представляют собой разобщенную массу людей, не
сплоченную реальными профсоюзами, что облегчает взаимодействие
предпринимателей с ними. Однако в перспективе не исключена
жесткая конфронтация между бизнесом и наемным трудом.
Государство, с одной стороны, осуществляет регламентацию бизнеса
и жесткий контроль, получая взамен финансовые ресурсы в виде
налогов. Кроме того, не секрет, что в настоящее время имеет место
значительный ≪серый≫ финансовый поток между предпринимателями
и отдельными чиновниками в виде взяток и ≪откатов≫. Одна
из важнейших составляющих государства — это силовые структуры,
которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние
на бизнес-процессы.
4. Исследования в области психологии предпринимательства
Начиная с работ И. Шумпетера, в
экономической литературе делаются
попытки определения
Американский психолог Д. Макклеланд, развивая теоретические идеи и эмпири ческие подходы исследования мотивации достижения X , Мюррея, провел серию экспериментальных исследований, объектами которых выступали как студенты учеб ных заведений, так и предприниматели. Его книга «Общество достижения» (1961) явилась одной из первых серьезных попыток применения теории и методов психоло гической науки для анализа и решения проблем экономического развития.
Основная идея Д. Макклеланда заключалась в том, что отличительной психоло гической особенностью предпринимателей является более высокий уровень мотивации достижения. Последнюю Д. Макклеланд определял как «соревнование с некими существующими стандартами». Мотивация достижения проявляется при следующих условиях:
ситуация поведения индивида
характеризуется наличием
поставленных задач;
индивид рассматривает себя как субъекта, ответственного за результаты своего
поведения;
достижение успеха в решении задачи не является заранее предрешенным, но
связано с определенным
Для оценки выраженности мотивации достижения Д. Макклеланд использовал ТАТ (тематический апперцепционный тест) — проективную методику, разработанную американским психологом X . Мюрреем и модифицированную впоследствии немецким психологом X . Хекхаузеном. Испытуемым предъявлялись картинки с достаточно неопределенными изображениями, допускающими различную интерпретацию, и предлагалось сочинить по каждой картинке рассказ о том, что происходит на предъявленной картинке, что привело к возникновению изображенной ситуации и что может произойти в будущем, о чем думают и что переживают изображенные лица. С помощью специально разработанных ключевых категорий экспериментаторы анализировали содержание рассказов, фиксируя частоту тех, которые свидетельствуют о проявлении мотивации достижения успеха. Получаемый в результате индекс nAch (от англ. achievement — достижение) служил количественной оценкой степени выра женности мотива. В результате длительной серии лабораторных экспериментов, Д. Макклеланд и его сотрудники пришли к выводу, что индивиды с высоким уровнем мотивации достижения вели себя как успешные, рациональные предприниматели.
Они устанавливали для себя средний уровень трудности задач и стремились к достижению максимального успеха в их решении. Кроме того, для них были характерны: позитивное отношение к ситуации достижения; стремление к решению интересных, достаточно сложных, но реально выполнимых задач; уверенность в успешном решении задачи; высокая настойчивость в достижении поставленной цели; стремление к разумному риску и отсутствие интереса к сверхсложным и очень простым задачам; интерес к ситуации соревнования с другими индивидами и активный поиск информации о своих результатах; проявление активности, решительности и ответственности за результат в неопределенных ситуациях; повышение уровня притязаний при достижении успеха и его снижение при неудаче.
На основе полученных результатов Д. Макклеланд выдвинул гипотезу, что пред приниматели, люди, достигшие успехов в бизнесе, имеют более высокую потребность в достижении успеха, чем профессионалы - не предприниматели. Результаты эмпирических исследований, проведенных в ряде стран, подтвердили это предположение.
В другом исследовании Д. Макклеланд проследил взаимосвязь между степенью выраженности потребности в достижении (по результатам анализа представленности соответствующих ключевых категорий в содержании детских книг) и скоростью экономического развития страны (которая определялась по динамике потребления электрической энергии). Результаты исследования показали наличие корреляцион ной связи между индексами nAch , зафиксированными по публикациям 1925 г., и разницей между ожидаемым и действительным потреблением электрической энергии в 1950 г. ( X . Хекхаузен, 1986). Эти и другие попытки напрямую связать экономическое развитие страны или какой-либо социальной группы с уровнем потребности в достижении вызвали широкий общественный интерес и вместе с тем, не менее серьезную критику за чрезмерное преувеличение роли психологических факторов и невнимание к другим, в частности, таким как благоприятность социально-экономических условий. Анализируя литературные данные, Д. Макклеланд и Д. Винтер пришли к выводу, что при отсутствии благоприятных для экономического развития условий высокая мотивация достижения может привести к экономическому регрессу.