Трудовые ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:49, реферат

Краткое описание

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.
Основными показателями использования трудовых ресурсов локомотивного депо являются: производительность труда, численность работников по основным производственным группам, среднемесячная заработная плата одного работника и фонд заработной платы.

Вложенные файлы: 1 файл

трудовые ресурсы.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

3. Трудовые ресурсы  ТЧЭ – 2

К трудовым ресурсам относится  та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей  отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми  ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции  и повышения  эффективности производства.

Основными показателями использования  трудовых ресурсов локомотивного депо являются: производительность труда, численность работников по основным производственным группам, среднемесячная заработная плата одного работника и фонд заработной платы.

3.1 Состояние и движение трудовых

ресурсов эксплуатационного  депо

Анализ трудовых ресурсов на любом предприятии начинается с изучения обеспеченности организации  необходимым персоналом. В таблице 3.1 приведены данные обеспеченности кадрами эксплуатационного депо Хабаровск – 2.

Из таблицы видно, что  в течение анализируемого периода  среднесписочная численность по ТЧЭ – 2 в 2011 году увеличилась на 85 человека. В структуре персонала также наблюдаются изменения. Её наглядно можно увидеть на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 Структура персонала  ТЧЭ – 2 

Показатель

2010 год

2011 год

Рабочие

Руководители

Специалисты

Служащие

Всего

Рабочие

Руководители

Специалисты

Служащие

Всего

Среднесписочная численность, чел.

1167

13

69

10

1259

1251

14

69

10

1344




Таблица 3.1

 

Из рисунка, очевидно, что  в структуре персонала наибольшая доля принадлежит рабочим. Это обусловлено  спецификой работы предприятия и  является наиболее рациональной. По данным 2011 года доля рабочих на предприятии возросла на 0,39%. Главным фактором, вызвавшим увеличение численности рабочих, был рост объема перевозок.

Рассмотрим динамику численности  персонала в 2010 -2011 годах, которая  изображена на рисунке 3.2.

Рис. 3.2 Изменение персонала  депо

 

Согласно рисунку 3.2 в 2011 году наблюдается увеличение контингента рабочих на 84 человека,  Это обусловлено ростом объема перевозок, что напрямую зависит от занятости локомотивных бригад. Численность остальных категорий работников осталась неизменной.

Таким образом, очевидно, что  в ТЧЭ – 2 нет недостатка в трудовых ресурсах. Наблюдается укомплектованность подразделения персоналом.

3.2 Оценка производительности труда

Производительность труда - показатель, по уровню и динамике которого оценивается эффективность использования трудовых ресурсов. Он может быть исчислен в целом по всем работающим, рабочим, их производственным группам, как отношение объема производства в натуральном, условно-натуральном, трудовом или стоимостном выражении к соответствующей численности работающих. На железнодорожном транспорте производительность труда работников, занятых на перевозках, определяется как средний объем перевозок в приведенных тонно-километрах, приходящийся на одного работника эксплуатационного штата.

Производительность труда  является наиболее важным элементом  в системе трудовых показателей  и занимает ведущее место в  системе показателей, характеризующих  эффективность общественного производства.

Рост производительности труда на железнодорожном транспорте является одним из основных факторов снижение себестоимости перевозок. Это снижение происходит в результате уменьшение затрат труда на единицу  перевозок, а следовательно, и на заработную плату.

Степень снижения себестоимости  перевозок под влиянием роста  производительности труда зависит  от уровня этого роста, удельного  веса заработной платы вместе с отчислениями на социальные нужды в общей сумме  затрат и изменения уровня среднемесячной заработной платы, зависящего от величины производительности труда.

Производительность труда  работников, занятых на эксплуатационной работе, определяют делением тонно-километров брутто в границах работы локомотивных бригад на среднесписочную численность на эксплуатационной работе.

В таблице 3.2.1. представлены исходные данные для расчета производительности труда в локомотивном депо Хабаровск-2.

Таблица 3.2.1

Данные для расчета  производительности труда ТЧЭ - 2

Показатель

2010

2011

Отчет

План

Отчет

Контингент всего, чел.

1259

1308

1344

Локомотивные бригады, чел.

1123

1163

1198

Объем работ, млн. ткм. брутто

56548,1

56092,8

57723,61


 

Для расчета производительности труда используются следующие формулы:

                                             ПТв =

,                                           (3.2.1)

 

                                               ПТл.б. =

,                                        (3.2.2)

где -  объем тонно-километров работы, (ткм-брутто); Ч, - численность всего и локомотивных бригад (чел);

Анализ производительности труда в ТЧЭ – 2 представлен в таблице 3.2.2.

Таблица 3.2.2

Анализ производительности труда в локомотивном депо Хабаровск-2

Показатель

2010 г.

2011 г.

Абсол. отклон.

В %

(2011г. к 2010г.)

Отчет

План

Отчет

Пт всего, тыс.т-км/чел.

44915,1

42884,4

42949,1

-1966

95,6

Пт лок. бр. тыс.т-км/чел.

50354,5

48231,1

48183,3

-2171,2

95,7


 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3.3 - Исходные данные для расчета  влияния численности работников на производительность труда

Показатель

2007

2008

Относительное изменение

% выполнения

объем работы (млн.тнкмбр)

42857,6

44652,92

1795,32

104,19

Контингент (чел)

1845

1869

24

101,3


 

Для выделения  из общего изменения численности  работающих влияния роста или  снижения производительности их труда  выполняют следующий расчет, формула:

                                                  

                                        (2.3.5.)

 

где - темп роста (коэффициент выполнения плана) по объему перевозок в приведенных тонно-километрах, принятых для исчисления производительности труда;

              N- среднесписочная численность работников занятых на перевозках.

 

=1869-1845*1,0419=-53 (чел). 

 

Оценка влияние  этого фактора получила название «изменение численности работников относительно фактического объема перевозок» или «изменение потребности в  контингенте работников по фактору  производительности труда». [4]

Очевидно, что  второй составляющей общего изменения  численности работающих будет оценка влияния на потребность в контингенте  изменения объемов перевозок, формула:

 

                                       

                                        (2.3.6)

 

= (1845*1,0419) -1845= +77 (чел).      

 

Таким образом за счет роста производительности труда был полностью освоен прирост объема перевозок, но при этом произошло увеличение контингента на 24 человека.

Анализ производительности труда  работников локомотивного депо может  быть выполнен исходя из представления  аналитической модели этого показателя формулой средней гармонической  величины.

Используя результаты анализа численности работников депо (рис. 4, табл. 2.4.1., табл. 2.5.1) и сведения о производительности их труда (табл.2.2), оценим влияние на этот показатель изменений состава выполняемых работ:

∆B = – ∆N B0 / N = – (–18,8) ∙ 3118,6 / 1324,4 = + 44,3 тыс. т ∙ км брутто/чел.

и любого из остальных факторов (x), вызвавших изменение производительности труда:

, (3.13)

где – коэффициент влияния фактора «x» на производительность труда, показывающий, на сколько тыс. т ∙ км брутто изменится производительность труда одного работника депо, если под влиянием фактора «x» численность работников возрастет или снизится на одного человека.

.

В целом  под влиянием всех остальных факторов (за исключением состава выполняемых  работ) производительность труда работников возросла на 212,5 тыс. т ∙ км брутто/чел. (83,4 ∙ 2,5486 = + 212,5).

Расчеты по оценке влияния на производительность труда каждого из качественных факторов оформляются в табл.2.6.1.

Зная  причины изменений производительности труда, можно дать оценку роли коллектива депо в общем изменении этого показателя. Для этого нужно из отчетного уровня производительности труда исключить его прирост под действием внешних факторов.

Таблица 2.6.1. – Результаты анализа численности работников и производительности их труда

ФАКТОР

Влияние фактора на

численность работников, чел.

производительность труда, тыс. т  ∙ км брутто/чел.

1. Состав выполняемых работ

-18,8

+44,3

2. Изменение условно-постоянного контингента  работников относительно выполняемого  объема работ

-19,5

+49,7

3. Отклонение от норм содержания  условно-постоянного контингента  работников

-15,0

+38,2

в том числе в результате внедрения организационно-технических мероприятий

-11,0

+28,0

4. Трудоемкость работ, выполняемых  локомотивными бригадами

-47,9

+122,1

5. Трудоемкость работ по текущему  ремонту и техническому обслуживанию  локомотивов (ТРТО)

-15,2

+38,7

6. Изменение фонда времени, отработанного  одним рабочим локомотивной бригады

+5,9

-15,0

В том числе по причине:

   

Болезни

+9,5

-24,2

сверхурочных работ

-8,8

+22,4

простоев по факторам, не зависящим  от работников депо

+5,1

-13,0

7. Изменение фонда времени, отработанного  одним основным рабочим, занятым  на ТРТО локомотивов

+8,3

-21,2

Всего по факторам, определяющим производительность труда

-102,2

+256,8


Выделение внешних факторов производится для  каждого структурного подразделения  филиала ОАО «РЖД» с учетом фактически сложившихся в отчетном периоде условий производства. К  ним могут быть отнесены изменения:

  • состава выполняемых работ;
  • трудоемкости грузооборота брутто в части затрат труда условно-постоянного контингента работников по фактору «объем работ по перевозкам»;
  • фонда отработанного времени по причине болезни, очередного отпуска, исполнения государственных обязанностей и др. неявок, разрешенных законом;
  • величины сверхурочных работ сверх потерь рабочего времени по причинам, не зависящим от работников депо.

Регулируемые (зависящие от качества работ коллектива) факторы целесообразно сгруппировать  с учетом направления их влияния  на численность работников и производительность труда, выделив факторы, вызывающие снижение (рост) потребности в контингенте работников. В состав этих факторов условно могут быть отнесены изменения:

  • трудоемкости отдельных видов работ;
  • часов простоя и недоработки до норм рабочего времени;
  • сверхурочных работ по причинам, находящимся в компетенции работников структурного подразделения;
  • численности работников, отнесенных к условно-постоянному контингенту;
  • величины потерь рабочего времени из-за прогулов, отпусков с разрешения администрации и др.

По локомотивному  депо уровень производительности труда, очищенный от влияния внешних факторов, составит 3296,2 тыс. т ∙ км брутто/чел. (3375,4 – 44,3 – 49,7 + 24,2 – 22,4 + 13,0 = 3296,2). Таким образом, при сложившемся темпе роста производительности труда 108,2 % под влиянием факторов, отражающих качество использования трудовых ресурсов депо, уровень каждого показателя увеличился на 5,69 % (3296,2 ∙ 100 / 3118,6 – 100 = + 5,69).

Вышеизложенная  методика анализа построена для  показателей производительности труда, исчисленных по объему преобладающих  работ. Вместе с тем производительность труда может быть рассчитана по данным об объемах производства в стоимостном  или условно-натуральном выражении (в приведенных единицах). Может  быть исчислен средневзвешенный прирост  показателей производительности труда, определяемых по важнейшим видам  работ.

Информация о работе Трудовые ресурсы