Туризм и мировое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современного состояния международного туризма , его влияния на мировое хозяйство.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
- раскрыть значение международного туризма в экономике;
- выявить основные направления и перспективы развития международного туризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..………....………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
1.1.История возникновения туризма и мирового хозяйства ……………….5
1.2 Эволюция туризма за рубежом и в России ..……………………………12
1.3 Место и роль туризма в мировом хозяйстве……………………………14
2. ТУРИЗМ В МИРВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Туризм как отрасль мирового хозяйства ……………………………….20
2.2 Туризм в ПМР , виды и реализация …………………………………….25
2.3 Влияние туризма на экономику России, Молдовы
и Приднестровья…………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. .40

Вложенные файлы: 1 файл

новая.docx

— 75.09 Кб (Скачать файл)

Важная  особенность, которую необходимо учитывать  и в России, состоит в том, что  туризм в мировой экономике занимает первое место по созданию первичных  рабочих мест, которые обеспечивают работой студентов. Здесь легче  и проще всего для молодого поколения войти на рынок труда. Конечно, не все те, кто начинают свой трудовой путь в туризме, продолжают всю свою жизнь, но наличие такой  возможности очень необходимо. Поэтому  в структуре туризма молодежь играет все более важную роль. 

Туризм  числится в первых пяти позициях общего экспорта 80 процентов стран мира, особенно Европы, Среднего Востока и США.

Туризм  – это феномен. Термин «туризм» нельзя было найти ни в одном языке  мира до середины XIX века. Слово «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения, то есть постепенно вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism».

Словарь Вебстера поясняет слово «турист» [3, c. 63] как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса», другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».

Одно  из первоначальных и наиболее точных определений туризма дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Первоначально эти ученые были того мнения, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания. Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух видов путешествий.

Со временем базовая концепция туризма расширилась  и стала включать различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не подразумевают получение прибыли.

Для того чтобы выявить особенности современного этапа развития туризма, необходимо рассмотреть историю его возникновения.

Современный туризм – явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны, с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.

Периодизация  развития туризма в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой. [11. c. 87] В ее основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития. Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа:

1. до начала XIX века – предыстория туризма;

2. начало XIX века – начало XX века – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;

3. начало XX века – до Второй мировой войны – начало становления социального туризма;

4. после Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

Итак, на определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

 Туризм  не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.

Существенное  значение для развития международного туризма имело также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма  и создание с этой целью целой  отрасли хозяйства — туристской индустрии. Под туристской индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. В туристской индустрии во всем мире занято более 214 миллионов человек.

Туристская  терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования, как  общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. Толкование туристских терминов – предмет ожесточенных дискуссий разработчиков теории туризма. Для того чтобы определить значение туризма и полнее описать  сферу его деятельности, необходимо, в первую очередь, выделить различные  группы субъектов, которые взаимодействуют  в туризме:

1. Туристы.  Это люди, которые испытывают  различные психические и физические  потребности, природа которых  определяет направление и виды  участия этих людей в туристской  деятельности в качестве потребителей.

2. Организации,  предоставляющие туристам товары  и услуги. Это предприниматели,  которые видят в туризме возможность  получать прибыль посредством  предоставления товаров и услуг  с учетом спроса на туристском  рынке.

3. Местные  органы власти. Рассматривают туризм  как важнейший фактор экономики,  связанный с доходами, которые  местные граждане могут получать  от этого бизнеса в виде  налогов, поступающих в местный  бюджет.

4. Принимающая  сторона. Местное население, воспринимающее  туризм, в первую очередь, как  фактор занятости населения. Для  этой группы важным является  результат взаимодействия с туристами,  в том числе и с иностранными.

Таким образом, туризм может быть определен как  совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов  власти и местного населения в  процессе туристской деятельности.

Путешествия, туризм – это комплекс родственных  сфер бизнеса. Наиболее близкой к  туризму профессией является распространение  туров, то есть работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму  транспортные организации, предприятия  общественного питания и учреждения размещения. К сопряженным видам  бизнеса также можно отнести  финансовые структуры, которые финансируют  развитие сферы обслуживания.

Изучение  туризма с научной точки зрения с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи  с этим возникла необходимость в  разработке точных и согласованных  определений и терминов. Этой проблемой  ежегодно занимаются различные организации, включая Организацию Объединенных Наций, Всемирную Туристскую Организацию, Организацию Экономического Сотрудничества и Развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТУРИЗМ В МИРВОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Туризм как отрасль мирового хозяйства

 

Международный туризм – одна из трех крупнейших отраслей в мире, уступает лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности.

В настоящее  время индустрия туризма –  одна из наиболее динамично развивающихся  отраслей сферы услуг мирового хозяйства. В соответствии с международной  статистикой туристом считается  любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

Иностранный туризм для многих государств является важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Как показывает мировой опыт, для развития экономики страны важен туризм:

- выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей;

- туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере;

- туризм способствует повышению деловой активности, обмену информации, научными знаниями.

Различают три основных вида международного туризма:

- рекреационный;

- научный;

- деловой.

Рекреационный вид – это туризм, который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки  с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встречи с друзьями и родственниками.

Научный туризм – это участие в научных  симпозиумах, конгрессах, конференциях.

Деловой туризм – это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных  выставок с ознакомительной целью  и возможностью в последующем  заключения контракта.

Индустрия туризма отличается достаточно высокой  капиталоемкостью. В развитых странах  часть затрат, связанная со строительством дорожной сети, оборудованием зон  отдыха, организацией выставочных центров  и иным, обычно финансируется государством, а частный капитал финансирует  строительство и эксплуатацию предприятий  по обслуживанию туристов. Все большее  распространение получают новые  формы сбыта, что связано с  внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства и другие предприятия, которые уже приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженную сбытовую сеть.

Туризм  составляет значительную и все увеличивающуюся  долю в международной торговле услугами. По прогнозам экономистов, в XXI веке туризм станет ведущей экспортной отраслью в мире.

Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся  отраслей современного мирового хозяйства. Международный туризм входит в число  трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению (по некоторым прогнозам, к 2014 году туризм выйдет на первое место).

В основе широкого развития международного туризма  во 2-ой половине 20 века лежат следующие факторы:

- Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.

- Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки.

- Увеличилось число наемных рабочих и служащих в развитых странах, произошло повышение их материального и культурного уровня.

- С ростом интенсификации труда трудящиеся получают более продолжительные отпуска.

- Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

- Наблюдается тенденция к ослаблению ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощению пограничных формальностей.

Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей по следующим причинам:

он требует  относительно небольших стартовых  инвестиций;

по мере роста уровня жизни постоянно  растет спрос на туристические услуги;

в этой отрасли  высокий уровень прибыли

в туристическом  бизнесе низкий срок окупаемости  затрат (всего несколько лет);

в этом бизнесе  используются практически неисчерпаемые  «естественно данные» ресурсы (теплый климат, исторические памятники), дающие так называемую туристическую ренту.

В экономике  стран, принимающих зарубежных туристов, этот вид бизнеса выполняет ряд  важных функций:

является  источником валютных поступлений для страны;

способствует  диверсификации экономики, стимулируя отрасли, обслуживающие сферу туризма;

с ростом занятости в сфере туризма  растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

В современном  мире на международный и внутренний туризм приходится около 10 процентов мирового валового внутреннего продукта.

Помимо  значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.

Информация о работе Туризм и мировое хозяйство