Управление качеством продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:13, сочинение

Краткое описание

В наше время термин «качество продукции» играет очень важную роль на рынке, в обществе, в экономике. С каждым годом техника развивается всё дальше и дальше, придумываются новые методы и разработки. Вследствие этого предприятия могут пойти по двум путям:
1)Что бы сократить затраты и издержки, некоторые предприятия вынуждены пренебречь стандартами качества. Они покупают заменители не очень высокого качества, добавляют дешевые консерванты, дешевые материалы, натуральности в производстве становится всё меньше и меньше.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по экономике предприятия.docx

— 40.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

 

Кафедра экономики предприятия и производственного менеджмента

 

 

ЭССЭ

ПО ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ на тему:

Управление качеством продукции предприятия

 

 

 

 Выполнил:

Студент: Ганжа М.А.

Группа МВ204

 Преподователь:

 Комаров Александр Глебович

 

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление

 

 

 

Введение

В наше время термин «качество продукции» играет очень важную роль на рынке, в обществе, в экономике. С каждым годом техника развивается всё дальше и дальше, придумываются новые методы и разработки. Вследствие этого предприятия могут пойти по двум путям:

1)Что бы сократить затраты и издержки, некоторые предприятия вынуждены пренебречь стандартами качества. Они покупают заменители не очень высокого качества, добавляют дешевые консерванты, дешевые материалы, натуральности в производстве становится всё меньше и меньше.

2)Благодаря техническому  прогрессу предприятия пытаются  максимально улучшить качество  выпускаемой продукции. Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка.

Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных  органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

 

Понятие качества продукции

В жизни мы часто употребляем понятие «качество»: деловые качества, качество продукции, услуг, труда, качество жизни и др. Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда –

качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для  получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Товары, которые обладают соответствующей прибыльностью (разностью между продажной ценой и себестоимостью), должны находить постоянный сбыт. Покупая товары, мы оплачиваем их  стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что они нам понравились. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство в обращении, срок службы, технические характеристики, условия гарантийного обслуживания – решающие моменты при определении их цены, то мы оплачиваем покупку в соответствии с фактором «возлагаемых надежд» или «степенью полезности товара». Таким образом, необходимыми условиями определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и его цена.

     Качество –  совокупность характерных свойств, формы, внешнего  вида и условий применения, которыми  должны быть наделены товары для соответствия своему назначению (ГОСТ 15467-79). Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях.

Качество продукции (работ, услуг) определяется такими понятиями, как «характеристика», «свойство» и «качество». Характеристика -- это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально. Свойство продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойство продукции выражается показателями качества, т. е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

 

Показатели качества продукции

Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.

Каждая продукция обладает своей номенклатурой показателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных физических единицах измерения (например, секунда, метр, кв.метр, куб.метр, км/ч, грамм, вольт, ватт, и др.), условных единицах измерения (балл, рубль, FLOPS, процент избирателей и др.), а также быть безразмерным (вероятность наступления ожидаемого события, и др.).

Показатели качества разделяются на единичные, комплексные (групповые) и интегральные.

Единичные показатели качества характеризуют одно из свойств продукции и определяются как соотношение величин параметров оцениваемого изделия и его базового образца.

Комплексный показатель качества характеризует совокупность нескольких свойств продукции и рассчитывается как средневзвешенный на основе единичных показателей сводный параметрический индекс.

Интегральный показатель качества характеризует суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и определяется как соотношение полезного эффекта к суммарным затратам на приобретении и использование продукции.

Все единичные показатели качества можно подразделить на две группы: эксплуатационные (показатели технического уровня) и производственно-технологические (показатели технологичности).

К эксплуатационным относятся показатели:

  • Назначения-характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область её применения:

- Надежности – определяют  свойства продукции сохранять  в заданном интервале времени  и в установленных пределах  значения всех параметров продукции, обеспечивающих её способность  выполнять основные функции. Надежность  оценивается показателями безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости.

- Эргономические – характеризуют систему «человек-изделие-среда» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических,  психологических свойств человека при взаимодействии с изделием в производственных и бытовых условиях.

- Эстетические – оценивают целостность композиции, информационную выразительность, рациональность форм, цветовое исполнение и т.д.

- Транспортабельности – определяют приспособленность продукции к перемещению в пространстве (транспортированию), в ходе которого она не эксплуатируется и не потребляется.

- Безопасности – характеризуют свойства продукции, которые при её эксплуатации или потреблении обеспечивают безопасность человека.

  • Экологичности – характеризуют особенности продукции, определяющие уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции(содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность вредных выбросов и др.)
  • Патентно-правовые – характеризует патентную защиту и патентную чистоту. Первая определяет степень защиты авторскими свидетельствами и патентами продукции в странах предполагаемого экспорта или продажи лицензий на отечественные изобретения, а вторая оценивает свойства изделия, подтверждающие возможность его свободного использования в стране без опасности нарушения действующих на её территории охранных документов исключительного права.
  • Производственно технологические показатели (показатели технологичности) характеризуют:

- Трудоемкость –количество труда, затрачиваемого на изготовление единицы продукции (выполнение единицы работы, услуги)

- Энергоемкость – затраты энергии на изготовление единицы продукции

- Унификация и стандартизация – насыщенность изделий стандартизированными и унифицированными узлами и деталями, а также степень унификации по сравнению с аналогичными изделиями.

- Блочность(сборность) – доля специфицированных составных частей в общем количестве составных частей изделия. Блочность изделия свидетельствует о простоте его монтажа.

 

Управление качеством продукции

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством. В соответствии с международной практикой по управлению качеством продукции на предприятии выделяется политика в области качества, непосредственно система качества, включающая обеспечение, повышение и управление качеством продукции.

Политика в области качества — это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные и документально оформленные высшим руководством в виде системы качества.

Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Технический комитет международной организации по стандартизации (ИСО) разработал стандарты серии 9000, содержащие требования к системе качества и определяющие элементы, необходимые для включения в систему качества:

ИСО 9000-94 «Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества». Основное назначение стандарта — помочь предприятию в выборе и применении стандартов ИСО 9000. Стандарт содержит также ряд концептуальных положений о современных системах качества:

ГОСТ Р ИСО 9001—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9003—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Важнейшим элементом системы качества является жизненный цикл продукции, или «петля качества». «Петля качества» («спираль качества») — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества», или жизненного цикла продукции:

    • маркетинг, поиск и изучение рынка;
    • проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции;
    • материально-техническое снабжение;
    • подготовка и разработка производственных процессов;
    • производство;
    • контроль, проведение испытаний и обследований;
    • упаковка и хранение;
    • реализация и распределение продукции;
    • монтаж и эксплуатация;
    • техническая помощь и обслуживание;
    • утилизация после использования изделия.

 

По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления:

    • обеспечение качества;
    • управление качеством;
    • улучшение качества.

Обеспечение качества — все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также дополнительные виды (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования, предъявляемые к качеству.

Управление качеством — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований по качеству и направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической эффективности.

Информация о работе Управление качеством продукции предприятия