Управление основным капиталом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:09, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является теоретический анализ формирования основного капитала предприятия и разработка рекомендаций по повышению эффективности его управления.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, структуру основного капитала;
- рассмотреть основные методы управления основным капиталом предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- оценить и проанализировать состав и структуру основного капитала на ОАО «Стеклокомплект»;
- разработать предложения по повышению эффективности управления основным капиталом конкретного предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования и управления основным капиталом предприятия 8
1.1 Понятие, функции и структура основного капитала 8
1.2 Источники формирования основного капитала 12
1.3 Методы управления основным капиталом 23
1.4 Основные показатели эффективного использования основного капитала 30
Выводы 36
2. Анализ управления основным капиталом предприятия ОАО «Стеклокомплект» 38
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Стеклокомплект» 38
2.2 Анализ динамики состава и структуры основного капитала……… 44
2.3. Анализ эффективности использования основного капитала 48
Выводы 62
3. Основные направления повышения эффективности управления основным капиталом предприятия 64
3.1 Направления улучшения использования основных средств ОАО «Стеклокомплект» 64
3.2 Мероприятия, способствующие повышению эффективности использования основных фондов ОАО «Стеклокомплект» 71
Выводы 81
Заключение 85
Список литературы 93

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 237.39 Кб (Скачать файл)

Цель управления состоит в достижении намеченных результатов. Эта цель достигается на основе функционирования какой-либо организационной структуры.

Под стратегией управления в общем смысле понимается общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия, устанавливая определенные правила и ограничения, позволяет сконцентрировать усилия на тех вариантах решений, которые не противоречат выбранному направлению управленческой деятельности.

Тактика управления — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в определенной ситуации в определенный момент времени. Задача тактики управления — выбор наиболее оптимального решения и способов его воплощения в сложившейся ситуации50.

Процесс управления осуществляется посредствам принятия конкретных управленческих решений, поэтому этот процесс предполагает организованную последовательность управленческих воздействий на объект. Нами основной капитал рассматривается как объект управления, однако, он по своей сущности и структуре является очень разнообразной и динамичной категорией. В этой связи целесообразно рассматривать как объекты управления не только элементы основного капитала, но и источники его формирования, а также экономические отношения, возникающие в процессе его функционирования.

Таким образом, управление основным капиталом — это комплекс целенаправленных управленческих воздействий субъектов на специфические объекты управления, оказывающие влияние на размер и структуру основного капитала. Такое определение позволяет рассматривать управление не только основным капиталом как таковым, но и теми факторами, которые оказывают непосредственное влияние на его размер и структуру.

 

2. Анализ управления  основным капиталом предприятия  ОАО «Стеклокомплект»»2.1 Краткая характеристика предприятия

Компания ОАО «Стеклокомплект» на протяжении многих лет является лидером в сфере оптовой и розничной торговли листовым и специальным стеклом, стеклоблоками, зеркалами в Волгограде и Волгоградской области.

Следуя тенденциям динамично изменяющегося рынка, компания ОАО «Стеклокомплект» развивает несколько производственных направлений: 
производство стеклопакетов; производство по нарезке и обработке стекла; 
производство фасадов для мебели; производство корпусной мебели. 
Для осуществления доставки своей продукции «Стеклокомплект» использует собственные автомобили, оснащенные специальными приспособлениями для перевозки и разгрузки стекла и стеклопакетов. Производственная база компании включает несколько цехов, специализирующихся на резке, обработке стекла51. Общая площадь производственных и складских помещений свыше 3000 кв.  Предприятие оснащено парком современного технологического оборудования, позволяющего быстро и качественно изготавливать широчайший ассортимент стеклопродукции (в наличии более 150 видов стекла). Освоила и владеет самыми передовыми методами и технологиями, имеем штат профессионально подготовленных сотрудников52.

Компания располагает собственным автопарком, позволяющим осуществлять доставку продукции до потребителя в кротчайшие сроки.

Производственные мощности компании позволяют осуществлять:

1. профессиональный раскрой  листов стекла и зеркал любой  сложности вручную и на автоматических  раскройных столах итальянского  производства;

2. обработку кромки стекла, в том числе и фигурную (полировка, шлифовка) на станках импортного  производства.

3.изготовление фацета (прямолинейного  и фигурного);

4. нанесение рисунков  на стекло и зеркала на пескоструйных  автоматах, изготовление витражей  по пленочной технологии;

5. сверление отверстий  на горизонтальных двухсторонних  полуавтоматах;

6.молирование (гнутье) стекла;

7.закалку стекла;

8.изготовление триплекса;

9. упаковку и доставку  изделий.

Отличием компании от других производителей является индивидуальный подход к заказчику, гибкая ценовая политика и постоянное совершенствование мастерства. Собственная торговая сеть компании позволяет сотрудникам организации чутко ощущать новые тенденции и веяния рынка, осваивать новые технологии, руководствуясь потребностью клиентов, а также поддерживать качество продукции на самом высоком уровне, придерживаясь требований непосредственно потребителя53.

Компания поддерживает контакты с десятками отечественных и иностранных поставщиков сырья и комплектующих. Активно сотрудничает с производителями мебели и дверей, дизайнерскими студиями и строительными компаниями, имеет  достаточный технологический и производственный потенциал и расширяет клиентскую базу.

Компания предлагает самый широкий спектр стекла и стекольной продукции ведущих отечественных и мировых производителей: 
ОАО «Борский стекольный завод», ОАО «Саратовстекло», ОАО «Саратовскийинститутстекла», концерн «Главербель» (Бельгия), концерн «Пилкингтон» (Англия), концерн Guardian(США), концерн Saint-Gobain (Бельгия)и т.д.  Следуя тенденциям динамично изменяющегося рынка, компания «Стеклокомплект» развивает несколько производственных направлений: производство стеклопакетов; производство по нарезке и обработке стекла; производство фасадов для мебели; производство корпусной мебели. Для осуществления доставки своей продукции «Стеклокомплект» использует собственные автомобили, оснащенные специальными приспособлениями для перевозки и разгрузки стекла и стеклопакетов.

Таблица 1.

     Основные  показатели  финансово-хозяйственной  деятельности

ОАО  "Стеклокомплект"  за  2010, 2011, 2012 г.,  тыс. руб.

    

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012г.

Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей)

3603,10

1923,46

2123,45

Полная себестоимость реализованной продукции

3210,44

1844,86

1924,79

Прибыль от реализации продукции

392,66

78,60

401,43

Прибыль отчетного периода

407,78

82,94

408,11

Налог на прибыль

130,48

26,90

132,52

Чистая прибыль

277,30

56,04

252,94


 

В механизме поиска резервов важное место занимает передовой опыт, который позволяет сформулировать определенные условия рационализации выявления и мобилизации резервов. К таким условиям можно отнести:

- выявление ведущего звена  в повышении эффективности производства, т. е. выявление тех затрат, которые  составляют основную часть себестоимости  продукции и которые могут  дать большую экономию при  минимальных условиях;

- выделение таких мет  в производстве, которые позволяют  выделять резерв темпов роста  производства и снижение себестоимости  продукции;

- учитывать типа производства;

- одновременный поиск  резервов по всем стадиям жизненного  цикла объекта или изделия;

- определение комплектности  резервов с тем, чтобы экономия  сопровождалась экономией труда  и времени использования оборудования, только в этом случае возможен  выпуск дополнительной продукции.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат) зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости  и  средних  цен  реализации.

Таблица 2.

Анализ показателей рентабельности деятельности предприятия

 

Показатель

2011 г.,%

2012 г.,%

Рентабельность продаж (Rп)

4,09

19,22

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) (RЗ)

4,49

21,20

Рентабельность всего капитала предприятия (Rк)

3,48

13,70

Рентабельность внеоборотных активов (RF)

23,54

85,19

Рентабельность собственного капитала (Rск)

6,76

29,37


 

 

В показателе рентабельности, рассчитанном в целом по продукции, усредняется уровень доходности отдельных видов изделий. Поэтому в ходе анализа необходимо изучать рентабельность отдельных видов продукции или групп продукции. На рентабельность продукции влияют три фактора: изменение ассортимента, изменение себестоимости продукции, изменение цен продаж.

Распределение чистой прибыли ОАО "Стеклокомплект" осуществляется посредством образования специальных фондов: фонда  накопления,  фонда  потребления  и резервного  фонда.

Фонд накопления ОАО "Стеклокомплект" используется на конструкторские и технологические работы, разработку и  освоение новых видов продукции,

технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним,  уплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм,  относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных  средств54.

Фонд потребления анализируемого предприятия   используется на социальное развитие и социальные нужды. За   счет него финансируется строительство объектов непроизводственного назначения, осуществляется выплата   премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание  материальной помощи и т.п55.

Таблица 3.

Распределение прибыли ОАО "Стеклокомплект" за 2012 год.

    

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Балансовая прибыль

407,78

Налог на прибыль

130,48

Налог на доходы от ценных бумаг

-

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия

277,3

Экономические санкции

-

Отчисления в благотворительные фонды

-

                                                                                  Продолжение  таблицы 3.

Чистая прибыль

277,3

Распределение чистой прибыли:

10,0

В резервный фонд

110,0

В фонд накопления

16,4

В фонд потребления

140,9

Нераспределенная прибыль

-

Доля чистой прибыли, %

3,6

В резервный фонд

39,67

В фонд накопления

5,92

В фонд потребления

50,81

В нераспределенной прибыли

-


 

 

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год  по сравнению с   прошлым  годом. По  результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ динамики  состава и структуры основного  капитала

Внеоборотные активы (основной капитал) — это, как уже говорилось, вложения средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, запасы полезных ископаемых, совместные предприятия, нематериальные активы и т.д.

Из табл. 4 видно, что за анализируемый период сумма основного капитала увеличилась на 26,6%. Значительно возросла сумма основных средств и долгосрочных финансовых вложений, что свидетельствует о расширении инвестиционной деятельности предприятия. Сумма и доля незавершенного строительства значительно уменьшились, что следует оценить положительно.

Особое внимание уделяется изучению состояния, динамики и структуры основных средств, так как они имеют большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия.

Таблица 4.

Состав и динамика основного капитала

 

 
Наличие средств, тыс. руб.

 
Структура средств, %

 
на начало 2011 г.

 
на конец 2011 г.

 
изме-нение

 
на начало 2012 г.

 
на конец 2012 г.

 
изме-нение

 
Уставный капитал

 
5519

 
5519

 
0

 
0,01

 
0,01

 
0,00

 
Добавочный капитал

 
14901882

 
14901882

 
0

 
17,84

 
13,53

 
-4,31

 
Резервный капитал

 
0

 
0

 
0

 
0,00

 
0,00

 
0,00

 
Целевое финансирование

 
25338

 
0

 
-25338

 
0,03

 
0,00

 
-0,03

 
Нераспределенная прибыль

 
68587779

 
95229076

 
26641297

 
82,12

 
86,46

 
4,34

 
Итого

 
83520518

 
110136477

 
26615959

 
100,00

 
100,00

 
0,00


Факторы изменения собственного капитала устанавливаются по данным отчета ф. №3 «Отчет о движении капитала» и данным аналитического бухгалтерского учета, отражающим движение уставного, резервного и добавочного капитала, целевого финансирования и поступлений. 
           Наряду с темпом прироста собственного капитала целесообразно анализировать коэффициент устойчивости экономического роста (отношение суммы реинвестированной прибыли к собственному капиталу).

Анализ динамики и структуры нематериальных активов можно провести по данным баланса предприятия и приложения к нему (табл.).

Из таблицы следует, что основную долю в структуре нематериальных активов занимают интеллектуальные продукты (патенты, авторские права, программы для ЭВМ и др.), причем за отчетный период их абсолютная величина и относительная доля в общей сумме несколько увеличились. Это свидетельствует о повышении деловой активности предприятия.

Информация о работе Управление основным капиталом предприятия