Управление персоналом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Компетентность требуется работнику, занимающемуся разработкой новых изделий или оборудования, хотя бы потому, что создание новой хорошей техники требует, как минимум, знания того, как работает старые машины и оборудование. Но для предприятия, которое решило сегодня преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо, чтобы каждый работник обладал весьма обширными знаниями.

Содержание

Введение 3
I. Система управления персоналом и его содержание 4
1.1. Персонал предприятия и его структура. 7
1.2. Управление персоналом 9
1.3. Мотивация 16
II. Технико-экономическая характеристика предприятия, расчет потребности в персонале и планирование его численности 21
2.1. Определение потребности в персонале 21
2.2. Планирование численности персонала и процессов формирования использования персонала 28
2.3. Служба управления персоналом и основные направления ее деятельности……………………………………………………………………..32
III. Наем, отбор и профессиональная подготовка персонала предприятия: на конкретном примере и расчете. 39
3.1. Характеристика предприятия 39
3.2. Подбор и отбор персонала 43
3.3. Профессиональная подготовка и развитие деловой карьеры работника Ошибка! Закладка не определена.
IV. Влияние изменения численности персонала на величину объема производства, себестоимости и прибыли. 46
Заключение 47
Список используемой литературы. 48

Вложенные файлы: 1 файл

эк-ка предприятий даша .doc

— 374.50 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

 ГОУ ВПО

Финансовый университет  при правительстве РФ

 

Работа скачана  с сайта http://vzfeilive.ru

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Экономика предприятий»

              на тему: «Управление персоналом предприятия»

 

 

Выполнила: Герасимова Д.В.

Специальность: МО

Курс 5

Зачетная книжка: 09ммб01953

Проверил: Некрасова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

Липецк 2013г

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

Для всех организаций – больших и малых, коммерческих и некоммерческих, для любых предприятий управление людьми имеет важное значение. Без людей нет организации. Без нужных людей, без специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление людьми, т.е. трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

Создание производства мирового класса всегда связано с  людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют, конечно же, важную роль, но реализация всех возможностей, заложенных в новых методах управления, зависит уже от конкретных людей, от их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.

Компетентность  требуется работнику, занимающемуся  разработкой  новых  изделий или  оборудования, хотя бы потому, что создание новой хорошей техники требует, как минимум, знания того, как  работает  старые  машины и оборудование. Но для предприятия, которое решило сегодня преуспеть в  конкурентной  борьбе, необходимо, чтобы каждый работник обладал  весьма  обширными знаниями.

В результате прогноза спроса и предложения  на трудовые ресурсы любая организация может  выяснить число людей, в которых она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.

В итоге может  быть разработана согласованная  кадровая политика, включающая системы  набора, подготовки, совершенствования  и  оплаты  кадров, а также политика отношений между администрацией и работниками.  Этот стратегический план  может быть  разбит на конкретные программы использования трудовых ресурсов.

Чем больше численность, тем при прочих равных условиях больше объем произведенной продукции.

I. Система управления персоналом и его содержание

Система управления персоналом - система, в которой реализуются функции управления персоналом организации. Система управления персоналом включает:
- подсистему общего и линейного  руководства;
- подсистему планирования и маркетинга персонала;
- подсистему найма и учета персонала
- подсистему трудовых отношений;
- подсистему условий труда; 
- подсистему развития персонала;
- подсистему  мотивации поведения персонала;
- подсистему  социального развития;
- подсистему  развития организационных структур управления;
- подсистему  правового обеспечения; 
- подсистему  информационного обеспечения. 
В крупных организациях функции этих подсистем выполняются  различными подразделениями по работе с кадрами организации.

В современных условиях перехода к рыночным отношениям, развития глобализации экономики и интеграции России в мирохозяйственные связи наиболее важными факторами национальной конкурентоспособности являются не природные и финансовые ресурсы, а ресурсы человеческие, то есть люди, их профессиональные и личностные качества, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и умения, их творческие и новаторские способности. Сегодня вновь подтверждается популярнейшая формула 30-х годов прошлого столетия «кадры решают всё», которая и для нашего времени нисколько не утратила своей актуальности. Персонал является одним из важнейших ресурсов организации, необходимых для достижения всех её целей и задач. Сотрудники – главное достояние организации, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха в конкурентной борьбе.

Управление персоналом организации  или менеджмент персонала – целенаправленная деятельность руководящего состава  организации, специалистов подразделений  системы управления персоналом, включая  разработку концепции и стратегий кадровой политики, принципов и методов управления персоналом. [2, с. 19]

Человеческие ресурсы – главное  для экономики. Поэтому управление ими является составной частью подготовки менеджеров любого профиля.  Следовательно, курс по системе управления персоналом  - непременная составляющая учебного курса по предпринимательству.

Система управления персоналом сегодня  претерпевает кардинальные изменения, как в нашей стране, так и  в странах с развитой рыночной экономикой. Системы управления персоналом различаются. Связано это с тем, что в нашей стране система управления персоналом как значимое направление экономики стала формироваться сравнительно недавно. И если для стран с развитой рыночной экономикой в системе управления персоналом сформировалась устойчивая ориентация на гуманистические ценности, уже имеющая развитую практику вовлечения работников в дела фирмы, активизирующую их творческий потенциал, то для российских фирм актуальным сегодня является освоение всех разнообразных форм и технологий в системе управления персоналом, выработанных в развитых странах и приспособленных к рыночным условиям.

Всё больше управление персоналом признаётся одной из наиболее важных сфер жизни  организации, способной многократно  повысить её эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического. [5, с. 62]

Сегодня лишь ленивый ещё не понял, что сила его организации, прежде всего в человеческом капитале. Однако осознания возможности решения проблемы ещё недостаточно, чтобы она была решена на самом деле. Необходимы ещё и знания о том, как это сделать, умелое и уместное использование соответствующих технологий и методов, включённых в систему управления персоналом. В этом смысле известные на сегодня методы, технологии и процедуры в системе управления персоналом могут быть объединены в три подгруппы: методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персонала, методы оптимизации кадрового потенциала и реорганизации. Всеми этими методами в полной мере должен владеть грамотный менеджер по персоналу, равно как и любой хороший руководитель. [4, с. 103]

Схема 2. Развитие системы управления

персоналом.

Схема 3. Модель стратегического управления персоналом предприятия

    1. Персонал предприятия и его структура

Под кадрами предприятия понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной деятельностью.

Различают такие понятия, как «кадры», «персонал» и «трудовые  ресурсы предприятия».

Понятие «трудовые ресурсы  предприятия» характеризует его  потенциальную рабочую силу, «персонал» — весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Под кадрами понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

Состав и количественные соотношения отдельных категорий  и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.

Кадры предприятия, непосредственно  связанные с процессом производства продукции (услуг), т.е. занятые основной производственной деятельностью, представляют промышленно-производственный персонал.

Работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия, относятся к непромышленному персоналу предприятия.

Работники промышленно-производственного  персонала подразделяются на две основные группы — рабочие и служащие. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. В группе служащих выделяют следующие категории работающих:

Руководители — лица, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение. Они подразделяются нелинейных, возглавляющих относительно обособленные хозяйственные системы, и функциональных, возглавляющих функциональные отделы или службы;

Специалисты — работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности;

Собственно служащие работники – работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и др.). Кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

Под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью — вид деятельности в пределах профессии. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, маркетологов, финансистов, трудовиков и т.д. Профессия токаря подразделяется по специальностям — токарь-карусельщик, токарь-расточник и т.д.

Квалификация характеризует степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях, которые им присваиваются в зависимости от теоретической и практической подготовки.

Тарифно-квалификационные характеристики служат основой при  разработке должностных инструкций, а также дифференциации в уровне оплаты труда работников на основе Единой тарифной сетки работников бюджетной сферы. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Профессионально-квалификационная структура служащих предприятия находит свое отражение в штатном расписании. Штатное расписание предприятий и организаций бюджетной сферы — это документ, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия и представляющий собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. [9, с. 84]

    1. Управление персоналом

Управление  персоналом представляет собой часть  менеджмента, связанную с трудовыми  ресурсами предприятия.

Управление  персоналом — это разработка и реализация кадровой политики, включающей: планирование, наем и размещение рабочей силы; обучение, подготовку и переподготовку работников; продвижение по службе и организацию карьеры; условия найма, труда и его оплату; обеспечение формальных и неформальных связей, создание комфортного психологического климата в коллективе.

Под текучестью кадров понимается выраженное в процентах  отношение числа уволенных по собственному желанию, за прогулы и  другие нарушения трудовой дисциплины работников за определенный период времени к среднесписочной их численности за тот же период.

В условиях рынка  появилась новая классификация  персонала — менеджеры, к которым относятся руководители всех звеньев управления, а также специалисты управленческих служб.

Процессуальные функции управления персоналом

Ключевые функции  по управлению персоналом могут рассматриваться  как непрерывный процесс, начинающийся с определения кадровых потребностей и заканчивающийся сокращением  избыточных кадров.

Определение кадровых, потребностей

В дальнейшем, как и ныне, при планировании кадровых ресурсов будут учитываться количественные (сколько необходимо персонала), качественные (его способности), локальные (место использования) и временные (когда и как долго использовать) аспекты. В ходе планирования должен решаться ряд трудных задач. Основная неопределенность в плановом процессе вызвана тем, что стратегический горизонт для многих предприятий резко сузился, осложнилась планируемость общефирменного развития. Наряду с этим обострились и другие проблемы, затрудняющие калькуляцию потребностей предприятий в кадрах. В частности, по отдельным группам персонала стало труднее рассчитывать параметры важных изменений - времени увольнения или ухода на пенсию, рационального использования рабочего времени и др. Сложно оценивать также лояльность работников по отношению к работодателю (и наоборот). Это объясняется усилением тенденции к тому, чтобы не связывать профессиональную карьеру с одним предприятием и чаще использовать другие шансы занятости. [2, с. 124]

Информация о работе Управление персоналом предприятия