Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:20, доклад
В процессе эксплуатации, включая производственную и техническую эксплуатацию, транспортные и технологические машины могут находиться в различных состояниях: находиться на объектах работ, в процессе выполнения плановых технических воздействий, в состоянии внезапного отказа и так далее. При этом состояние использования машин на объектах работ в производственной эксплуатации (ПЭ) является их целевым состоянием. Время нахождения парком в других состояниях сокращает производительное время машин и приводит к дополнительным издержкам и сокращению прибыли предприятия.
Кабиров Р.Р.
УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРКОВ ТРАНСПОРТНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН
В процессе эксплуатации, включая производственную и техническую эксплуатацию, транспортные и технологические машины могут находиться в различных состояниях: находиться на объектах работ, в процессе выполнения плановых технических воздействий, в состоянии внезапного отказа и так далее. При этом состояние использования машин на объектах работ в производственной эксплуатации (ПЭ) является их целевым состоянием. Время нахождения парком в других состояниях сокращает производительное время машин и приводит к дополнительным издержкам и сокращению прибыли предприятия.
Одним из важнейших факторов, способствующих увеличению производительного времени, является применение наиболее рациональной системы технической эксплуатации (ТЭ). Техническая эксплуатация парков транспортных и технологических машин предусматривает выполнение комплекса мероприятий по их техническому обслуживанию и ремонту. Этот комплекс мероприятий можно условно поделить на две группы:
- плановые ремонтно-профилактические воздействия, основная цель которых - поддержание работоспособного состояния машин за счет предупреждения отказов и неисправностей;
- технические воздействия по обнаружению и устранению внезапных отказов и неисправностей, цель которых - восстановление работоспособного состояния техники.
В связи с этим одним из направлений повышения эффективности эксплуатации машин можно считать деятельность по выбору и реализации наиболее целесообразных технических воздействий по поддержанию работоспособности парка машин в процессе их эксплуатации и сокращения времени нахождения машин в других состояниях, кроме целевого.
В целом все состояния парков машин или отдельных единиц техники можно представить в виде структурной схемы.
Рисунок 1 – Структурная схема состояния парка машин
Здесь группа состояний S1 включает в себя состояния рабочей готовности машин (ПЭ – производственная эксплуатация по назначению – это целевое состояние для ПМ; Рз – нахождение машин в резерве; Пз – простои из-за отсутствия заказа; Пм – простои по метеоусловиям).
Данные состояния группы S1 характеризуют степень готовности парка техники к производственной деятельности по назначению.
Группа состояний S2 - включает в себя группу S1 и группу дополнительных состояний ПМ (О – время ожидания выполнения плановых ТО и Р; Т – время выполнения плановых ТО или Р; По – простои в ТО и Р по организационным причинам: отсутствие запчастей и др.). Простои машин в состояниях ожидания начала ТО и Р могут быть вызваны различными причинами, в т.ч. занятостью ремонтных бригад.
Состояния ПМ группы S2 характеризуют производственную деятельность ПМ в целом; а техника, находящаяся в состояниях S2 составляет действующий парк машин предприятия.
Группа S3 включает состояния ПМ S1 и S2, а также состояния техники, вызванные возникновением внезапных отказов (Пр – время ожидания выполнения ремонта вследствие внезапного отказа техники; Ро – время устранения причин внезапного отказа). Время нахождения машин в состояниях S3 в целом характеризует степень оптимальности принятой системы и уровня организации ТЭ парка машин.
На основании данной структурной схемы состояний машин был построен граф состояний и их переходов для машин такого парка.
Рисунок 2 –Граф состояний и их переходов для парка машин
Анализ графа технических состояний ПМ показывает, что производительное время использования парков машин по их эксплуатационному назначению зависит от ряда причин и, в первую очередь, от эффективности ТЭ машин. Т.е., работа машин на объектах транспортного строительства (состояния 1 и 10) может быть прервана необходимостью выполнения плановых ремонтно-профилактических воздействий (состояние 5), возникновением внезапного отказа (состояния 4 и 6), ожиданием ТО и Р по различным причинам (состояния 2 и 3), отправкой машины в резерв (состояние 7), отсутствием заказов (состояние 8), сложными метеоусловиями (состояние 9). Как видно из рисунка 2, наименьшие потери рабочего времени имеют место при хорошей организации выполнения необходимых технических воздействий и при снижении вероятности возникновения внезапных отказов техники.
Очевидно, что время нахождения машины в одном из состояний Тсi,, где i - порядковый номер одного из рассматриваемых состояний, есть величина случайная. Поскольку можно принять, что переход из одного состояния в другое может осуществляться мгновенно, т.е. Тсi-j = 0, где j - порядковый номер следующего состояния, то на основании графа технических состояний можно составить матрицу перехода состояний. В таблице 1 приведена матрица перехода состояний машины для принятого к рассмотрению их количества, равного 10.
Номер исходного состояния i |
Номер последующего состояния j | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
Таблица 1 – Матрица перехода состояний машин
Как следует из графа и матрицы перехода конечного числа состояний техники, общее количество переходов состояний ПМ на планируемый период зависит, в первую очередь, от числа последующих состояний. Для рассматриваемого количества состояний, как видно из приведенного графа и матрицы состояний, наиболее оптимальной является следующая последовательность переходов состояний: 1 – 5 – 10.
Поэтому разработка управленческих решений по повышению эффективности эксплуатации парков машин должна быть направлена на снижение частоты переходов состояний и предотвращение появления внезапных отказов техники, в первую очередь, путем технического диагностирования.
Под эффективностью эксплуатации ПМ, в первую очередь в зависимости от применяемой системы технической эксплуатации, можно понимать комплексную характеристику, позволяющую оценить степень использования техники по времени, техническое состояние и финансовые затраты на поддержание ее работоспособности. Для этого можно использовать следующие показатели:
- средняя наработка на отказ;
- вероятность безотказной работы парка машин или отдельной единицы техники;
- коэффициент технической готовности машин;
- коэффициент простоя машин;
- минимальные удельные материальные затраты на техническое обслуживание и ремонт техники. То есть эффективность эксплуатации машин, можно рассматривать как функцию приведенных выше параметров:
В целом оценка эффективности эксплуатации парков транспортных и технологических машин может быть определена по соотношению рассматриваемых показателей до и после реализации управленческих решений по внедрению наиболее рациональной системы ТЭ по фактическому техническому состоянию техники, направленной на предупреждение и снижение числа отказов за счет диагностирования, в том числе дистанционного.