Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа
Целью данной работы является:
1. изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
2. изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
3. определение основных направлений политики занятости в переходной экономике;
4. рассмотрение перспективных направлений государственной политики в области занятости населения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Занятость и политика занятости в переходный период……………………...4
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура……………………………….4
1.2. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда…..8
1.3. Эффективность политики занятости……………………………………..14
1.4. Пассивная и активная политика занятости………………………………16
2. Политика занятости в Республике Беларусь………………………………...18
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь………………………….18
2.2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь……………………..21
3. Перспективные направления политики занятости в переходный период……………………………….26
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованных источников…………………………………………...31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Занятость и политика
занятости в переходный период…
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура……………………………….4
1.2. Безработица, как
социально-экономическое
1.3. Эффективность политики занятости……………………………………..14
1.4. Пассивная и активная политика занятости………………………………16
2. Политика занятости в Республике Беларусь………………………………...18
2.1. Правовое регулирование
и направления политики
занятости в Республике
2.2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь……………………..21
3. Перспективные направления
политики занятости в переходный период………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Одной из важнейших проблем при переходе республики к рыночной экономике является изучение и управление занятостью населения. Основные аспекты названной проблемы связаны с ее деформированной отраслевой структурой, низкой территориальной мобильностью трудовых ресурсов, неразвитостью инфраструктуры рынка труда, появлением реальной и скрытой безработицы.
Общим направлением проводимых
в Беларуси реформ стал переход от
централизованного управления к
системе хозяйствования с рыночными
механизмами регулирования. Рынок
предъявляет и требует
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.
В условиях переходного периода достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы лишь с помощью рыночных механизмов, через рынок труда и конкуренцию, невозможно. Сами по себе рыночные механизмы не способны обеспечить формирование рациональной структуры занятости, удержание безработицы в пределах допустимого уровня. Административные формы и методы регулирования социально-трудовой сферы оказались неадекватными формированию рыночных отношений, которые находятся на стадии становления. В условиях, когда еще не действуют многие рыночные регуляторы, существенная роль в обеспечении занятости принадлежит государству.
В настоящее время сложились
два варианта участия государства
в формировании политики занятости.
Первый – незначительное участие
государственных органов в
Государственная политика занятости населения должна быть направлена на стимулирование создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли предпринимательской деятельности, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Однако такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным).
Реализация названных задач предполагает, что система госрегулирования будет не только охватывать незанятое население, но и обеспечивать спрос производства на квалифицированную рабочую силу с учетом структурных сдвигов в экономике, а также удовлетворения социальных потребностей самих людей. Необходимо не только трудоустроить каждого члена общества, желающего и способного участвовать в общественном производстве, гарантировать достойное вознаграждение за труд, но и предоставить возможность реализовать свои творческие способности.
Политика занятости населения
на макроуровне включает методы и
инструменты воздействия
Занятость представляет собой
макроэкономическую проблему, оказывающую
наиболее прямое и сильное воздействие
на каждого человека. В современных
условиях экономического хаоса потеря
работы для большинства людей
означает снижение жизненного уровня,
часто вплоть до полной нищеты, и
наносит серьезную
Целью данной работы является:
1. изучение политики
занятости, ее форм и
2. изучение понятия
безработицы как социально-
3. определение основных
направлений политики
4. рассмотрение перспективных
направлений государственной
Предметом исследования в настоящей курсовой работе является политика занятости в переходный период. Объектом исследования является политика занятости, проводимая в Республике Беларусь на современном этапе и анализ рынка труда.
1.Занятость и политика занятости в переходный период
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
Чтобы определиться
в вопросах политики занятости,
Занятость с точки зрения экономических позиций общества – это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а представление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости.
Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций и т.д.
Занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит национальному законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит её субъекту заработок или доход.
Из определения
понятия занятости следует,
- деятельность
не должна противоречить
- она должна
быть полезной, рациональной, т. е.
удовлетворять личные или
- она должна приносить субъекту доход.
В соответствии
со статистикой МОТ (
- лица, выполняющие
оплачиваемую работу в течение
полного или неполного
- лица, занятые
индивидуальной трудовой
- военнослужащие,
проходящие службу в
- учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;
- лица, занятые уходом за инвалидами.
При определении
занятости населения
По определению
Министерства статистики и
В международных
статистических стандартах
К экономически
неактивному (пассивному) населению
в трудоспособном возрасте
Другими
словами, к экономически
Экономически
активное население, которое
- временно не работающие, в связи с отпуском или болезнью;
- лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации;
- лица, ищущие работу.
Структура занятости населения приведена на рис. 1.1.
В западной экономической литературе под полной занятостью понимается такой уровень занятости, когда количество ищущих равно числу свободных рабочих мест.
В реальности наряду с полной занятостью существует и неполная занятость. Это такой тип занятости, при котором осуществляемая субъектом деятельность занимает не все его рабочее время, часть рабочего времени остается незанятой.
Полная и неполная занятости относятся к одному классу - традиционной занятости.
Существует понятие эффективной занятости.
Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической - как наиболее рациональное использование человеческого ресурса; с социальной - как наиболее полное соответствие интересам наёмного рабочего.
Таким образом, полная занятость отражает занятость с количественной стороны, а эффективная - с качественной.
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью - скрытая безработица.
Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды:
а) сезонная занятость
- занятость на основе сезонного
контракта при условиях
б) поденная занятость,
связана с работой на условиях
определенного количества
в) периодическая занятость - чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;
г) временная занятость,
характеризующаяся тем, что
д) занятость по вызову
- нетрадиционная занятость,
е) самозанятость - занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда.
Одной из основных
целей экономической политики
является обеспечение полной
занятости, т.е. такую
Общими принципами
государственного
- добровольность занятости;
- равные возможности всех граждан;
- содействие трудовой
мобильности с учетом
- социальное партнерство
работодателей и профсоюзов
Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т.п.
Занятость и безработица - взаимообусловленные социально-экономические категории. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику политики на рынках труда. Необходимо учитывать, что и занятость и безработица возникают по инициативе, как работодателей - субъектов спроса, так и по инициативе работников- субъектов предложения.
Информация о работе Управления занятостью в современных условиях в Республике Беларусь