Учетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 03:51, контрольная работа

Краткое описание

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета, то целью данной работы является также показать основные организационные аспекты бухгалтерского учета и технические принципы их реализации.

Содержание

Введение 2
1. Понятие учетной политики 3
2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета 8
3. Учетная политика для целей налогообложения 12
Заключение 17
Список используемых источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

Учетная политика.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

Формирование  рыночных отношений предъявляет  новые требования к бухгалтерскому учету. С одной стороны, эти требования определены в Законе «О бухгалтерском  учете». С другой стороны, при общей концепции организации бухгалтерского учета, определенной данным Законом и другими нормативными документами, предприятие должно само, сообразуясь с накопленным опытом, переориентировать сложившуюся практику организации этого учета на решение новых задач, стоящих перед ним в условиях рынка. Речь идет о создании и освоении нетрадиционных подходов к получению информации об отдельных объектах учета, и в первую очередь о затратах, связанных с исчислением себестоимости продукции, ее калькулированием, подсчетом финансовых результатов, методами анализа, внутренним контролем и принятием на их основе управленческих решений.

Эти подходы  предприятие реализует путем  разработки учетной политики.

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета, то целью данной работы является также показать основные организационные аспекты бухгалтерского учета и технические принципы их реализации.

 

  1. Понятие учетной политики

Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное  измерение, текущая группировка  и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Положение ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н) – основополагающий нормативный  документ, которым следует руководствоваться  организации при формировании и раскрытии учетной политики.

     Положение включает четыре раздела:

  1. Общие положения;
  2. Формирование учетной политики;
  3. Раскрытие учетной политики;
  4. Изменение учетной политики.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

  • приемы организации документооборота,
  • способы применения системы учетных регистров,
  • способы обработки информации,
  • приемы организации инвентаризации,
  • способы применения счетов бухгалтерского учета,
  • способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,
  • методы погашения стоимости активов,
  • иные способы и приемы.

При формировании учетной политики по конкретному  вопросу ведения и организации  бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из способов, допускаемых  законодательством и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет в РФ.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям  полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Организации самостоятельны в формировании учетной политики. Однако эта самостоятельность должна быть сознательно ограничена в целях формирования способов учета, позволяющих обеспечивать эффективный обмен отчетной информацией, например, внутри группы организаций.

Состав участников процесса формирования учетной политики (главный бухгалтер, менеджмент компании, методологи и работники функциональных служб, внутренние и внешние консультанты) зависит от масштабов организации.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете»:

  • организация формирует учетную политику;
  • главный бухгалтер отвечает за процесс формирования;
  • руководитель утверждает принятую учетную политику и отвечает за ее содержание (так как в целом отвечает за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций).

Если в организации  нет бухгалтерии или штатного бухгалтера, то лицом ответственным за формирование учетной политики может быть руководитель организации, так как Законом «О бухгалтерском учете» на него возложена вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета.

Всю совокупность решаемых с помощью учетной политики вопросов можно разделить на методические и организационно-технические.

Методические  вопросы учетной политики организации  влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации  и на оценку ее финансового состояния.

Организационно-технические  вопросы учетной политики организации  включают приемы и методы организации  технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

Самой сложной, пожалуй, является проблема разрешения споров при принятии решений по выбору того или иного способа ведения  бухгалтерского учета. Выбор конкретного  варианта может существенным образом повлиять на объем учетной работы, на разграничение ответственности за те или иные учетные процессы.

О сроках формирования учетной политики можно говорить только в отношении вновь создаваемых  организаций.

Все остальные  организации, то есть организации, которые существуют более одного отчетного периода, должны были сформировать учетную политику в том отчетном периоде, за который была представлена первая бухгалтерская отчетность. Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно из года в год, претерпевая изменения только в установленных законом случаях (п. 4 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, «старые» организации могут говорить только об изменениях или дополнениях  к ранее сформированной учетной политике, даже если ее содержание будет изменено на 100%.

Сроки формирования и оформления учетной политики установлены  в п. 10 ПБУ 1/98: «Вновь созданная организация  оформляет избранную учетную  политику в соответствии с настоящим  пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)».

У налогоплательщиков должно быть как минимум два Положения  об учетной политике: «Учетная политика для бухгалтерского учета», «Учетная политика для налогообложения».

 

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Бухгалтерская учетная политика разрабатывается в целом как стратегия учетного процесса для организации с необходимостью соблюдения последовательности ее применения. Через учетную политику нужно прописывать, например, как начислять амортизацию: линейным методом или методом уменьшаемого остатка, это комплекс вопросов, который определяет систему ведения учетного процесса в организации, который формируется и разрабатывается в течение всего года.

Соответствующая организационно-распорядительная документация, оформляющая учетную политику в организации для бухгалтерского учета , может содержать следующие разделы.

1. Организация  работы бухгалтерии. Организация  документооборота. Система учетных  регистров.  Организация бухгалтерской службы включает в себя права и обязанности главного бухгалтера (или бухгалтера, выполняющего его функции), порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами, организационное построение бухгалтерии и т. д.

2. Система  ведения бухгалтерского учета  и способы обработки учетной  информации. На сегодняшний день наиболее распространена система ведения бухгалтерского учета при помощи программных средств с использованием журнала хозяйственных операций со сплошной нумерацией последних.

3. Организация  инвентаризации имущества и денежных  обязательств. 

4. Способы применения счетов бухгалтерского учета. При ведении бухгалтерского учета организации руководствуются Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

5. Способ  начисления амортизации объектов основных средств. Амортизация основных средств может производиться одним из следующих способов: линейным; списания стоимости пропорционально объему оказанных страховых услуг; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

6. Способ  погашения стоимости находящихся  в эксплуатации МБП.

7. Перечень  нематериальных активов и нормы  начисления амортизации по ним.

8. Перечень  расходов будущих периодов и  сроки их списания. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности строкой как расходы будущих периодов и подлежат списанию на себестоимость страховых услуг (либо на соответствующие источники средств организации) в течение срока, к которому они относятся.

9. Прочие  разделы учетной политики. Любая организация может предусматривать и другие разделы учетной политики, предопределенные Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98) и другими нормативными документами.

Так, например, если организация имеет филиалы, то в учетной политике необходимо предусмотреть систему организации  работы с филиалами (сроки представления бухгалтерских/финансовых отчетов головной компании, систему контроля за деятельностью филиалов, за их учетной работой и т.д.).

Особенного  отношения требуют вопросы изменения  учетной политики. О том, насколько  значимы эти вопросы в настоящее  время, свидетельствует и тот факт, что в ПБУ 1/98 им посвящен самостоятельный раздел.

ПБУ 1/98 (п. 16) конкретизирует норму п. 4 ст. 6 Закона «О бухгалтерском  учете» и предусматривает следующие случаи , в которых может быть изменена учетная политика организации:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенное изменение условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Как видим, перечень возможных вариантов изменений  условий деятельности, предусмотренных  ПБУ 1/98, не является закрытым.

Изменение учетной  политики оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией в таком же порядке, в каком оформляется учетная политика при ее принятии (п. 17 ПБУ 1/98).

 

  1. Учетная политика для целей налогообложения

Еще несколько  лет назад многие организации  вообще не формировали учетную политику для целей налогообложения как отдельный документ. Некоторые элементы такой политики входили в состав единой учетной политики фирмы. Там одновременно присутствовали и применяемые правила ведения бухгалтерского учета, и нормы, касающиеся порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов.

Все кардинально  изменилось после того, как начали действовать гл. 21 «Налог на добавленную  стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса  РФ.

В тексте этих глав прямо содержится требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения.

Однако это  вовсе не означает, что организация  должна ограничиться только составлением учетной политики по налогу на добавленную  стоимость (НДС) и налогу на прибыль организаций. В Налоговом кодексе РФ есть достаточно много других вопросов, которые требуют от фирмы выбрать тот или иной вариант действий.

Информация о работе Учетная политика