Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:12, реферат
Целью данной работы является рассмотрение вопросов учета и анализа основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть экономическую сущность основных средств;
• осветить методику бухгалтерского и налогового учета основных средств;
• проанализировать эффективность использования основных средств
– фондоотдачи и фондоемкости, а также факторов, влияющих на них;
в) установление степени эффективности применения средств труда, характеристика интенсивности и экстенсивности работы важнейших групп оборудования.
Глава 3. Международные стандарты учета основных средств
Международный бухгалтерский учет (GAAP) - это система бухгалтерских стандартов и процедур, обладающая своей иерархической структурой.[2] Эта система объединяет определенным образом документы, разрабатываемые организациями по их значимости.
Международные стандарты учета и GAAP - основа совершенствования отчетности в России. Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятиях в условиях рыночной экономики является ориентация его на Международные стандарты учета и отчетности.
В соответствии с стандартами учета GAAP, основные средства отражаются в балансе по следующим статьям:
- здания, оборудование и инвентарь,
- земля,
- природные ресурсы (месторождения полезных ископаемых).
Так же как и в российской системе учета, в системе GAAP различают первоначальную и остаточную стоимость основных средств. В первоначальную стоимость объекта основных средств, включаются затраты по его приобретению, доставке и приведению в состояние готовности к использованию. В первоначальную стоимость объектов основных средств, включаются:
- покупная цена за вычетом скидок (например, за досрочную оплату),
- таможенные
платежи по импортируемому
- монтажные и пусконаладочные расходы,
- оплата нотариальных услуг,
- иные
прямые затраты, связанные с доведением
объекта основных средств до
состояния готовности к
Специфическими видами материальных долгосрочных активов в американской учетной практике выступает земля и природные ресурсы. Эти активы принято отображать в балансе обособленно.
Первоначальная стоимость земельного участка включает в себя и покупную стоимость, комиссионные вознаграждения, расходы по переоформлению прав собственности, стоимость расчистки, мелиорации и др. Природные ресурсы представляют собой запасы сырьевых материалов, которые могут быть использованы после добычи.
Выбор метода начисления износа основных средств в соответствии с международным учетным стандартом № 4 "Учет амортизации" осуществляется администрацией по своему усмотрению, В отчетности обычно указывают данные о выбранном методе, а также о сумме износа за год и накопленном износе на конец года.
Наиболее распространенными методами начисления амортизации основных средств, применяемые в международной практике , являются следующие методы начисления :
-метод равномерного (прямолинейного) списания стоимости;
-метод
начисления износа
-метод списания стоимости по сумме чисел (метод суммы чисел), или кумулятивный метод;
-метод
модифицированной системы
Два последних метода считаются методами ускоренного списания.
Метод равномерного (прямолинейного) списания. При данном методе амортизируемую стоимость объекта равномерно списывают на счета издержек производства (обращения) в течение срока его службы. Накопленный износ увеличивается равномерно и так же равномерно уменьшается остаточная стоимость основных средств. Этот метод используется и в отечественной практике учета.
Метод начисления износа пропорционально объему выполненных работ основан на предположении о том, что износ ряда объектов основных средств является только результатом их эксплуатации, а наличие объекта во времени во внимание не принимается. Сумму износа на единицу работы определяют по формуле:
Первоначальная стоимость - ликвидационная стоимость. Планируемый (предполагаемый) объем работы.
Метод начисления износа пропорционально объему выполненных работ также применяется в отечественной практике, но со строгими ограничениями.
Метод списания стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод). При данном методе сумма износа на каждый год определяется умножением амортизируемой стоимости объекта на коэффициент, исчисляемый отношением числа лет, остающихся до конца службы объекта, на кумулятивное число (сумма чисел - лет эксплуатации).
Глава 4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.
К первому уровню нормативных документов следует отнести Гражданский кодекс РФ [2] и Налоговый кодекс РФ[1].
Порядок налогообложения операций с основными средствами регламентируется:
- Налоговым Кодексом РФ [1];
- Законом
«О дорожных фондах в
Основным актом нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» .
Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона «О бухгалтерском учете» органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:
- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
- положения
(стандарты) по бухгалтерскому учету,
устанавливающие принципы, правила
и способы ведения
- другие
нормативные акты и
Основным нормативным документом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета по основным средствам, является ПБУ 6/01"Учет основных средств" [3].
ПБУ 6/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия.
Под основными средствами, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [3] понимаются активы, которые организация не предполагает перепродавать, которые способны приносить организации экономические выгоды и используются организацией для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд в течение срока («срока полезного использования»), превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
В пункте 17 ПБУ 6/01 [3] перечислены объекты основных средств, по которым амортизация не начисляется.
Однако в ПБУ 6/01 сказано, что по этим объектам начисляется в конце отчетного периода износ по установленным нормам амортизационных отчислений, учитываемый на отдельном забалансовом счете, таким счетом является счет 010 «Износ основных средств».
Годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе начисления амортизации и способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования определяется исходя не только из первоначальной стоимости основных средств, но и из текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки).
При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка должен применяться коэффициент ускорения, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Документами нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности является наиболее многочисленная группа документов, к которой относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению , методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях; методические указания, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т. д.
Классификация основных средств приведена в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОК 013-94).
Каждому виду основных средств поставлен 7-значный код внутри следующих подразделов: (11) Здания (кроме жилых), (12) Сооружения, (13) Жилища, (14) Машины и оборудование, (15) Средства транспортные, (16) Инвентарь производственный и хозяйственный, (17) Скот рабочий, продуктивный и племенной, (18) Насаждения многолетние, (19) Материальные основные фонды, не включенные в другие группировки [5].
Правила признания актива основным средством («амортизируемым имуществом») в целях налогообложения прибыли отличается от правил их признания в бухгалтерском учете.
В отличие от правил ПБУ 6/01 в состав амортизируемого имущества в соответствии со статьей 256 Налогового Кодекса РФ [1] не включаются имущество, приобретенное с использованием бюджетных ассигнований, и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, полученных в рамках целевого финансирования, имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 тыс. р. включительно (стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию), а также приобретенные издания, произведения искусства и некоторые другие особые виды имущества.
Кроме того, из состава основных средств («амортизируемого имущества») в целях налогообложения прибыли исключаются основные средства, переданные и полученные по договорам в безвозмездное пользование, а также находящиеся по решению руководства организации на более чем 3-месячной консервации или более чем 12-месячной реконструкции или модернизации.
Методические рекомендации и инструкции признаны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.
Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, Постановление Госкомстата Российской Федерации «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» . План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению.
В соответствии с ПБУ 9/99 «Прочие доходы», и ПБУ 10/99 «Прочие расходы», доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе прочих доходов и расходов.
При первом варианте сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитывают на счетах учета производственных затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.), а доходы - на счете учета выручки от продажи (90 «Продажи»).
Организация бухгалтерского учета лизинговых операций (финансовой аренды) осуществляется в соответствии с Приказом Минфина РФ № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».
Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с ПБУ 10/99, и учитываются на счете 20 «Основное производство» с кредита материальных, расчетных и других счетов (10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.).
В соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Минфином РФ № 49, дo начала инвентаризации рекомендуется проверить:
- наличие
и состояние инвентарных
- наличие
документов на основные
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
- документ
об учетной политике
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный
руководителем План счетов
- утвержденные
руководителем формы
Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике.
Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов).
Информация о работе Учет и анализ использования основных средств