Финансовая система РФ: её структура и направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
Глава 1. Структура финансовой системы РФ……………………..…..
Роль финансовой системы РФ…………….
Функции финансовой системы РФ…………………
Глава 2. Направления развития финансовой системы РФ…………..
2.1 Внебюджетный фонд………………………………………….
2.1.1Образование внебюджетных фондов………………….
2.1.2 Задачи внебюджетного фонда……………………………
2.2 Государственный кредит………………………………..
2.2.1 Цели и функции государственного кредита……….
2.3 Фонд страхования……………………………………………..
2.4 Фондовый рынок……………………………………………..
2.4.1 Классификация движения ценных бумаг ……….
2.5 Финансы предприятий……………………………………………..
2.5.1 Группы финансовых отношений …………….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_33__33__33__33__33__33.docx

— 141.23 Кб (Скачать файл)

. ассигнований из федерального  бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот лицам, пострадавшим от  радиации, а также на другие  цели.

 

Пенсионный Фонд является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, подотчетным  Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством РФ. Пенсионный Фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ.

 

За счет средств  Пенсионного Фонда осуществляются:

 

1) выплата трудовых пенсий, в  том числе гражданам, выезжающим  за пределы России;

2) выплата социальных пенсий  и пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные  пенсии - это пенсии людям, не  имеющим заработка (например, инвалиды  с детства), трудовой книжки; пенсии  при потере кормильца. Пособия  на детей военнослужащих срочной  службы; пособия на детей в  возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия  на детей одиноким матерям;  пособия на детей, инфицированных  ВИЧ; а также компенсационные  выплаты гражданам, пострадавшим  на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим  и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются  из госбюджета (5% расходов ПФ);

4) содержание аппарата Пенсионного  Фонда (0,7%);

5) расходы по доставке пенсий (3,6%);

6) выплата пособий на погребение (0,5%).

 

Пенсионный Фонд финансирует различные  программы по социальной поддержке  инвалидов, пенсионеров и детей.

 

Фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время  медицинское страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы  включают «гарантируемый» объем  и условия оказания медицинской  и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение  дополнительных медицинских услуг  сверх установленных программами  ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.

 

В качестве участников медицинского страхования выступают:

 

1) застрахованные - все граждане  РФ как потребители медицинских  услуг; 

2) страхователи - юридические и  физические лица; для работающих - предприятия, учреждения, организации,  для неработающих - органы исполнительной  власти;

3) страховая медицинская организация  (СМО), которая обязана заключать  договора с медицинскими учреждениями  на оказание медицинской помощи  застрахованным и оплачивать  оказанную услугу в случае  наступления страхового случая;

4) медицинское учреждение, которое  лечит застрахованного и получает  денежные средства от СМО; 

5) Федеральный и территориальный  фонды ОМС. 

 

Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.

 

Финансовые средства Федерального и территориального фонда  ОМС образуются за счет:

 

1) страховых взносов предприятий  и иных хозяйствующих субъектов  на ОМС, устанавливаемых законодательством  РФ;

2) взносов территориальных фондов  на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; 

3) ассигнований из федерального  бюджета на выполнение программ  ОМС; 

4) добровольных взносов; 

5) доходов от использования временно  свободных финансовых средств; 

6) средств, предусматриваемых органами  исполнительной власти в соответствующих  бюджетах на ОМС неработающего  населения. 

 

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в  соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

 

 

2.2 Государственный кредит.

Государственный кредит РФ – это такие экономические отношения, субъектами которых выступает государство, физические, юридические лица. Для государственного кредита характерны те же условия, что и для каждого вида кредитования: срочность, платность, возвратность. Особенно такое кредитование важно при возникновении в государственном бюджете недостатка денежных средств. Одной из характеристик государственного кредита является привлечение средств предприятий и физических лиц через приобретение ими государственных ценных бумаг. 
Следует отметить, что государство может выступать при таких финансовых операциях как заемщиком, так и кредитором,и гарантом.

Задачами государственного кредита можно назвать:

 

1. Влияние государства  на денежно-кредитную политику, финансовое  состояние страны

2. регулирование макроэкономики

3. регулирование микроэкономики

4. поиск финансов для  покрытия бюджетных расходов. 
  

  

Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

 

·    наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;

 

·    аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов);

 

·    возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

 

Государственный кредит является составной  частью такого звена финансовой системы  Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).

 

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия.

Основная, особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми заранее) налогами.

 

Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как пра­вило, всегда является государство.Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

 

Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.  Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

 

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

 

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов  власти). Для заемщика ценная форма  кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для  покрытия бюджетного дефицита без использования  для этих целей бумажноденежной  эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного  обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного  процесса государственные займы  у населения временно уменьшают  его платежеспособный спрос. Из обращения  изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств  из денежного оборота на заранее  оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с  тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых  составит величину большую, чем поступления  от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

 

В последнее время государство  в отношениях по госкредиту выступает  в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером может служить Указ Прези­дента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» N 1484 от 8 июля 1994 г.

 

Итак, государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны,  и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых  государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Государственный кредит РФ подразумевает наличие заключенного кредитного договора. В договоре обычно прописываются условия заключения договора, срок его действия, обязанности сторон, процентная ставка по кредиту, также могут быть внесены и другие пункты.  
  

 

2.2.1 Цели и функции государственного кредита.

Государственный кредит несет  следущие функции:

 

1. Перераспределительную  (распредление происходит между  бюджетами всех уровней РФ).

2. Регулирующую (эффективное  применение полученных денежных  средств).

3. Функция учетная и  функция контроля. 

 

Государственнй кредит преследует следущие цели:

 

1. Финансирование дефицита  бюджета.

2. Выравнивание экономических  условий экономики регионов.


3. Помощь муниципальным  образованиям.


4. Поддержка основных экономических  секторов. 
  

  

Государственный кредит РФ - образует внутренние активы и внешние активы. Такой вид кредита может предоставляться субъектам государства и иностранным государствам. Закон о бюджете на очередной финансовый год подразумевает рассмотрение структуры государственного долга. 
  

   При необходимости может совершаться реструктуризация долга. Реструктуризация государственного долга – это изменение условий кредит, сроков его выплат и размеров выплат. Такие условия утверждает Государственная Дума. 

   РФ разрабатывает специальные долгосрочные программы по предоставлению кредитов зарубежным странам. Такие документы включают в себя список кредитов на очередной год, цель предоставления, получателей, объемы кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Фонд страхования.

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС РФ) —  один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения  обязательного социального страхования  граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров  РСФСР и Федерации независимых  профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации  и федеральным законом «Об  основах обязательного социального  страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

 

Можно выявить следующие функции:

1)Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: выплата пособий по временной нетрудоспособности (оплата "больничных"), пособий по беременности и родам, единовременных пособий при постановке на учет в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении, ежемесячных пособий по уходу за ребенком;

2)Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

финансовое обеспечение предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний;

3)Обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;

Информация о работе Финансовая система РФ: её структура и направления развития