Финансовое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являются:
- рассмотрение сущности и содержания финансового планирования;
- ознакомление с методикой финансового планирования;
- изучение финансового плана и определение его роли в системе бизнес-планирования;
- изучение методов финансового планирования;
- изучение видов финансового планирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3

Раздел I. Теоретическая часть
Финансы и финансовое планирование на предприятии………………………4
Финансы: понятие, сущность, функции……………………...……………..4
Финансовое планирование…………………….…………………………….6
Финансовый план……………...……………………………………..............9
Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………………..13
Методы финансового планирования…………………………………….17
Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……18

Раздел II. Практическая часть
Основные финансовые документы компании «Силуэт»……………..
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (эконом.предприятия).docx

— 86.73 Кб (Скачать файл)

Задача этого документа  – показать, как будет формироваться  и изменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит  прогноз объемов реализации продукции.

4. Баланс денежных поступлений  и выплат

План-баланс демонстрирует  финансовое состояние фирмы на конец  рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике.

Баланс денежных поступлений  и выплат – это документ, позволяющий  оценить, сколько денег нужно вложить в проект до начала реализации. Он строится на основе плана дохода и расходов, с поправкой на ожидаемые лаги и с такой же разбивкой по времени.

5. План по источникам и использованию  средств

Данный документ показывает, на что расходуются средства, полученные предприятием в качестве доходов  от собственной хозяйственной деятельности и из других источников. Цель такого плана – дать ясную картину, из чего складываются средства предприятия, и каким образом они будут тратиться на прирост активов или на покрытие задолженности.

6. Сводный балансовый план активов  и пассивов предприятия

Баланс активов и пассивов отражает их состояние на предприятии  на определенную дату. При его составлении используются подготовленные ранее план доходов и расходов и баланс денежных поступлений и выплат. Схема баланса имеет такой вид:

 

Актив:

1. Основные средства и  прочие внеоборотные активы, в  том числе: нематериальные активы.

2. Запасы и затраты,  в том числе: производственные запасы; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; незавершенное производство; расходы будущих периодов; готовая продукция.

3. Денежные средства, расчеты  и прочие активы, в том числе:  расчеты с дебиторами; расчетный счет; валютный счет; касса. 

Пассив:

1. Источники собственных  средств, в том числе: уставный  капитал; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенная прибыль прошлых лет.

2. Расчеты и прочие  пассивы, в том числе: долгосрочные  кредиты; краткосрочные кредиты.

 

 

 

7. Анализ безубыточности

Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объем продаж для  того, чтобы компания была в состоянии  без посторонней помощи выполнить  свои денежные обязательства. Такой  анализ позволяет получить оценку суммы  продаж, которая необходима, чтобы  компания не имела убытков.

8. Стратегия финансирования

Финансирование фирмы  – основополагающий элемент для  достижения успеха в деле. Каждая фирма  должна планироваться с четким и  ясным пониманием того, какие вложения потребуются для того, чтобы начать операцию, какие дополнительные средства будут нужны для поддержания уже начатого. И где могут быть взяты деньги. Сумма, требуемая для того, чтобы начать дело, может быть определена при помощи составления списка активов, которые должны появиться в наличии, с оценкой их стоимости.

 

  1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана

Финансовый план, как никакой  другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому к его составлению  следует относиться с особой тщательностью, регулярно и периодически контролируя изменения в деятельности фирмы и внося корректировки в расчеты. Разработка финансовых аспектов требует особых знаний, прежде всего в области финансового менеджмента, бухгалтерского учета и анализа. Поэтому, если предприятие настолько мало, что у нее нет финансовой службы, для подготовки данного раздела приглашается специалисты из консалтинговых фирм, специализирующихся на бухгалтерском учете и аудите.

Российская система бухгалтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран, но начавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание в сфере предпринимательства, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие – на подходе к ней.

Если бизнес-план разрабатывается  для расширения деятельности уже  функционирующего предприятия, то начинать данный раздел рекомендуется с анализа  реального финансового состояния  организации. Цель такого анализа – предоставление объективной информации об уровне сбалансированности структурных элементов активов, капитала и обязательств организации и уровне эффективности их использования. Информационная база для анализа финансового состояния организации – бухгалтерская отчетность.

К финансовым показателям  предприятия относятся:

  • коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.);
  • коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; отношение общей и текущей задолженности к итогу баланса и остаточной стоимости основных средств);
  • коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных их частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.);
  • коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности продукции и активов).

Анализ коэффициентов – эффективный подход к анализу финансового состояния организации, однако ему присущи следующие недостатки:

  • коэффициенты воспроизводят существовавшие ранее условия, поскольку основаны на фактических данных, а потому отражают характеристики прошлых событий. Использование альтернативных методов учета может повлиять на значения коэффициентов (разные методы оценки запасов, способы начисления амортизации и так далее);
  • изменения учетных оценок и методов могут повлиять на коэффициенты в том году, в котором они произошли;
  • виды деятельности могут быть разными, и ее порой сложно отнести к конкретной отрасли экономики, что усложняет процесс сравнения с другими организациями;
  • коэффициенты обычно рассчитывают по фактическим данным, что не отражает влияния колебаний цен и текущих рыночных условий.

К числу плановых и отчетных форм, которые целесообразно разработать  и представить в бизнес-плане, относятся:

  • оперативные планы (отчеты) за каждый период по каждому товару и рынку;
  • планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров (услуг), которые показывают, получает ли предприятие прибыль или терпит убытки от продажи каждого вида товаров;
  • план (отчет) о движении денежных средств, показывающий поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности;
  • балансовый отчет, подводящий итог деятельности фирмы за определенный период времени.

Важный элемент финансового  плана – прибыльность каждого  вида продукции. Основные инструменты оценки продукции – это «точка безубыточности» и «порог рентабельности».

Анализ безубыточности –  это простой и эффективный  способ моделирования ситуации с определенными допущениями.

Недостатки «условности» разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами, которые дает анализ безубыточности.

Точка безубыточности –  это величина объема продаж, при  которой предприятие будет в  состоянии покрыть все свои издержки, не получая прибыли. Точка безубыточности позволяет определить, за каким уровнем продаж обеспечивается рентабельностью продаж.

Порог рентабельности продукции  – это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и  косвенные постоянные затраты. Тогда разность между критическими объемами продаж, соответствующими порогу рентабельности и точке безубыточности, определяет величину дополнительного объема продаж продукции, позволяющего компенсировать расходы на управление предприятием.

Рассчитав, какому количеству производимой продукции соответствует  порог рентабельности, можно определить критическое значение физического  объема производства.

Прибыль до уплаты налогов  равна нулю. Ниже критического объема производства производить невыгодно.

Таким образом, когда достигается  уровень безубыточности, прибыль  равна нулю, то есть выручка от продаж составляет переменные или накладные издержки плюс расходы, которые потребовались для производства проданного товара. Анализ безубыточности позволяет определить минимально приемлемый объем продаж при данном установленном уровне цены; уровень цен, при котором фирма может реализовать запланированный объем производства продукции.

В процессе формирования финансового  плана обязательно нужно предусматривать  некоторые механизмы для осуществления  мониторинга. Один из его процессов  – регулярное сравнение планируемого уровня доходов и расходов с фактически достигаемыми результатами, при этом любые несоответствия, возникающие в результате сравнения действительных и планируемых значений, незамедлительно должны выполнять функцию системы сигнализации, стимулируя анализ причин таких расхождений, а также приводя к принятию соответствующих мер. Мониторинг должен выполняться, по крайней мере, раз в месяц и как можно ближе к концу предыдущего месяца, чтобы в случае появления проблем была возможность оперативно на них реагировать.

 

  1. Методы финансового планирования

Балансовый метод —  наиболее применяемый на предприятии. Суть его заключается в составлении  различных балансов и достижения их сбалансирования, например, баланс доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый баланс, баланс рабочей силы и заработной платы и другие.

Нормативный метод заключается  в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия. Использование этого метода возможно, если на предприятии есть обширная и эффективная нормативная база.

Метод планирования по производственно-экономическим  факторам рассчитан на учет влияния  внутренних и внешних факторов, изменяющих производственные и финансовые показатели. Расчет ведется от базовых показателей: выручки от реализации, себестоимости продукции и так далее. В планируемом году эти показатели могут меняться в зависимости от заложенных в планирование решений: рост или снижение объемов реализации, снижение или увеличении затрат на производство и реализацию продукции, освоение новых видов продукции или услуг, изменение цен и рентабельности производства, влияние инфляции Учет этих изменений дает достаточно точный прогнозный характер планирования.

В новых экономических  условиях планирование полностью зависит  от администрации предприятий и  организаций, поэтому применяется  метод моделирования. В основе большинства разрабатываемых планов лежат методологические основы прошлых лет. Планирование на многих предприятиях начинается с объема производства, а надо решать, сколько можно реализовать продукции.

 

  1. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

В планах отражаются прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени  детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное планирование охватывает период более 5 лет. Эти планы призваны определять долгосрочную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное  планирование совмещается с текущим. Составляется скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой краткосрочный план.

Все регулярные планы являются продолжением и развитием общей  системы планов, и то, что годичные планы формируют среднесрочные, а среднесрочные планы позволяют разработать стратегические планы.

Краткосрочное планирование – это разработка планов на 1-2 года. Краткосрочные планы включают в  себя конкретные способы использования  ресурсов организации, необходимых  для достижения целей, определенных в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.

Каждый краткосрочный  план требует более детальной  проработки, чем последующие –  долгосрочные.

Все три вида планов должны увязываться между собой, и не противоречить друг другу, они образуют системное единство необходимых для организованной и целенаправленной деятельности регулярных планов компании.

К достижению краткосрочных  результатов подталкивают менеджмент и финансовые круги: биржевые аналитики, фондовые менеджеры и так далее. И ориентированные на получение  немедленной отдачи руководители с  готовностью уступают давлению.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии