Финансовые ресурсы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:23, реферат

Краткое описание

Правовое обеспечение финансового управления заключается, с одной стороны, в формировании налогового законодательства, в создании законодательной базы регулирования расчетно-денежных отношений и т. д., с другой - в выработке законодательных основ порядка составления финансовой отчетности предприятия.
Целью информационного обеспечения финансового управления является предоставление информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Содержание

1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ 3
1.1 Финансовый механизм 3
1.2 Понятие финансовых ресурсов 5
1.3 Понятие денежных средств и денежных фондов, их отличие от финансовых ресурсов 10
2 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ 12
3 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика_19.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

1) экономия материальных затрат (кроме экономии расходов на питание больных, приобретение медикаментов и перевязочных средств);

2) экономия на расчетах со  сторонними организациями и выплатах  процентов за кредит;

3) выручка от реализации излишнего,  устаревшего и изношенного оборудования, материалов и других материальных ценностей;

4) средства, полученные за предоставление  в аренду зданий, сооружений, оборудования, транспорта и т.д.

Основным источником финансовых ресурсов общественных объединений являются вступительные и членские взносы. Общественные объединения также владеют недвижимостью и имуществом, в том числе на долевых началах, причем собственность не выступает источником доходов для отдельных членов общественных объединений. Организация финансов этих объединений регламентируется их уставами и лишь частично государством. Все доходы общественных объединений направляются на их уставные потребности.

В хозяйственно-финансовой деятельности общественных объединений сочетаются коммерческий расчет и сметное финансирование, что находит отражение в их финансовых планах.

Доходная часть финансовых планов общественных объединений состоит  из:

1) вступительных и членских взносов;

2) доходов от деятельности хозяйственных  предприятий;

3) доходов от проведения платных  мероприятий;

4) специальных денежных отчислений из прибыли предприятий.

Расходная часть финансовых планов общественных объединений включает:

1) затраты, связанные с основной  деятельностью;

2) затраты на содержание аппарата;

3) затраты на управление капитальным  строительством и капитальным ремонтом;

4) административно-хозяйственные  расходы;

5) расходы на международные связи.

В соответствии с уставной деятельностью  общественные объединения, как правило, не имеют финансовых обязательств перед  бюджетом.

Подведомственные общественным объединениям предприятия функционируют на принципах коммерческого расчета. Организация их финансов аналогична финансам предприятий различных организационно-правовых форм в части формирования основных и оборотных средств, получения и распределения прибыли, взаимоотношений с бюджетом.

В случае увеличения доходов от деятельности подведомственных предприятий они направляются на приобретение имущества и снижение доли вступительных и членских взносов в общей сумме доходов.

 

3 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Основой организации финансов предприятий  всех форм собственности является наличие  финансовых ресурсов в размерах, необходимых  для осуществления организуемой хозяйственной и коммерческой деятельности собственника.

Первоначальное формирование этих ресурсов производится в период создания предприятия путем образования уставного фонда, состоящего из основных и оборотных средств.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

- платежи органам  финансово-банковской системы, обусловленные  выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся; налоговые платежи  в бюджет, уплата процентов банкам  за пользование кредитами, погашение  ранее взятых ссуд, страховые  платежи и т. д.;

- инвестирование  собственных средств в капитальные  затраты (реинвестирование), связанное  с расширением производства и  техническим его обновлением,  переходом на новые прогрессивные  технологии, использование «ноу-хау»  и т. д.;

- инвестирование  финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т. п.;

- направление  финансовых ресурсов на образование  денежных фондов поощрительного и социального характера;

- использование  финансовых ресурсов на благотворительные  цели, спонсорство и т. п.

Мобилизуя денежные средства других собственников на покрытие затрат своего предприятия, работники финансовой службы прежде всего должны иметь ясное представление о целях инвестирования ресурсов и уже в соответствии с ними давать рекомендации о формах привлечения средств. Для покрытия краткосрочной и среднесрочной потребности в средствах целесообразно использовать ссуды кредитных учреждений. При осуществлении крупных капитальных вложений в реконструкцию и расширение предприятия можно воспользоваться выпуском ценных бумаг; однако, подобная рекомендация может быть дана лишь в том случае, если финансисты основательно изучили финансовый рынок, проанализировали спрос на разные виды ценных бумаг, учли возможное изменение конъюнктуры и, взвесив все это, тем не менее уверены в сравнительно быстрой и выгодной реализации ценных бумаг своего предприятия.

Момент реализации продукции, работ, услуг в мировой практике определяется моментом перехода права собственности от первых владельцев к другим. Передача этого права осуществляется в соответствии с условиями договоров купли-продажи, договоров обмена и регулируется гражданским правом той страны, где осуществляется операция.

В России переход прав осуществляется на основе законодательства по двум вариантам: по оплате и по отгрузке; При условиях бартерной сделки моментом реализации считается момент поступления продукции, работ, услуг

Стоимость продукции, реализованной покупателю, можно определить по различным ценам: оптовым; розничным; договорным, которые в свою очередь делятся на отпускные и покупные; мировым.

На величину выручки влияют объективные  и субъективные факторы.

К объективным относятся внутренние и внешние.

Внутренние – объём производства, уровень издержек, качество продукции, ритмичность выпуска, ассортимент (в  производстве); ритмичность отгрузки, своевременное оформление документов, оптимальные формы расчётов (в обращении).

Внешние – рынок сырья, материалов, полуфабрикатов, объём  производства в своей компетенции, качество по сравнении с аналогами  других предприятий, ритмичность поставок (в производстве); сроки документооборота, соблюдении условий договоров, оптимальная форма расчётов (в сфере обращения).

Кроме того, могут быть дополнительные расходы: нарушение  сроков поставки материалов и других ресурсов, ошибки в транспортном обеспечении, несвоевременная оплата.

К субъективным факторам относятся: факторы морального плана, политическая обстановка на рынке, сфера деятельности, реклама или антиреклама.

В составе собственных  финансовых ресурсов предприятия, используемых на капитальные вложения, важное место  занимает прибыль. В последнее время  наблюдается тенденция увеличения абсолютного размера и доли прибыли в источниках финансирования капитальных вложений. По мнению автора, эту тенденцию необходимо развивать, так как ее прогрессивность заключается в том, что источники воспроизводства основных фондов непосредственно увязываются с результатами производственной деятельности. В итоге усиливается материальная заинтересованность предприятий в достижении лучших результатов производства, так как именно от них зависит своевременность и полнота формирования финансовых источников капитальных затрат.

Наряду с прибылью для финансирования капитальных вложений используются также средства, мобилизуемые в самом  строительстве (прибыль и экономия по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, мобилизация внутренних ресурсов и др.), доходы от реализации выбывшего имущества, средства фондов социального развития и жилищного строительства.

Раньше бюджетные  средства выделялись в форме прямых безвозвратных ассигнований; теперь их можно получить через целевые  субсидии (инвестиционные ассигнования), субвенции и инвестиционные налоговые кредиты.

Инвестиционный кредит - это денежные средства, оставленные предприятиям малого бизнеса в связи с предоставлением  им отсрочки платежей по налогу на прибыль  и налогу на имущество, если прибыль в размере сниженного налога реинвестируется в производство, а денежные средства от уменьшения налога на имущество направляются на выкуп имущества в процессе приватизации предприятия.

Финансовые  отношения в сфере функционирования оборотных средств возникают в трех случаях:

- в ходе образования  уставного фонда предприятия;

- в процессе  использования финансовых ресурсов  на увеличение собственных оборотных  средств;

- при инвестировании  излишка оборотных средств в  ценные бумаги.

Формирование  собственных оборотных средств происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставной фонд. Источники формирования здесь почти те же, что и у основных средств: акционерный капитал, паевые взносы, устойчивые пассивы, бюджетные средства (в государственном секторе), перераспределяемые средства (если сохраняется вертикальная система управления).

В условиях, когда  прибыль удовлетворяет разнообразные  потребности, важной задачей становится разработка экономически обоснованной системы ее распределения. Главное требование сводится к тому, чтобы в системе распределения прибыли органически сочетались интересы субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обуславливает основные принципы распределения прибыли, которые заключаются в следующем:

- первоочередное  выполнение финансовых обязательств  перед обществом в целом (в  лице государства);

- максимальное  обеспечение за счет прибыли  потребностей расширенного воспроизводства;

- использование  прибыли на материальное стимулирование работающих;

- направление  прибыли на социально-культурные  нужды.

Налог - обязательный взнос плательщиком денежных средств в бюджетную  систему в определенных законом  размерах и в установленные сроки.

После уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей, поступающих в бюджетные и внебюджетные фонды, отраслевая прибыль остается в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. Вмешательство государства и его органов в процесс дальнейшего распределения прибыли, происходящий за пределами уплачиваемых налогов, не допускается. Прибыль направляется на выплату дивидендов и процентов, если уставной фонд предприятия был сформирован с участием других инвесторов, и отчисляется на нужды производственного, потребительского и социального характера. При этом состав затрат и порядок их финансирования за счет прибыли довольно разнообразны, что и отражается в учредительных документах предприятий различных организационно-правовых форм.

В современных условиях от объема и уровня прибыли во многом зависят возможности самофинансирования предприятий. Оно применялось и ранее, но распространялось не на все предприятия и к тому же часто дополнялось бюджетным финансированием. С переходом на рыночные условия хозяйствования, распространением принципов коммерческого расчета самофинансирование будет осуществляется полнее и последовательнее, причем основным источником покрытия затрат, связанных с расширением производства, становится именно прибыль.

При распределении прибыли, определении  основных направлений ее использования прежде всего учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т. п. Часть прибыли используется также на уплату процентов по кредитным инвестициям.

Главное требование, которое предъявляется сегодня  к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается  в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

Важное место в системе распределения  прибыли занимают сегодня те направления  ее использования, которые связаны с формированием поощрительных фондов, предназначенных для стимулирования лучших результатов работы трудовых коллективов. Использование прибыли на формирование поощрительных фондов непосредственно заинтересовывает работников предприятий в достижении более высоких финансовых результатов, поскольку рост прибыли впрямую отражается на размере вознаграждений, выплачиваемых за счет прибыли. Последняя используется на премирование рабочих и служащих по установленным премиальным системам, единовременное поощрение отличившихся работников за выполнение особо важных производственных заданий, выплату вознаграждений за общие результаты работы предприятия по итогам года, оказание единовременной помощи и т. д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку финансы предприятия  как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия.

Информация о работе Финансовые ресурсы предприятия