Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:34, реферат
Как систематизированное знание, как наука, экономика формируется в XV-XVI вв.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты (от итальянского "мерканте" - торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации - это золото, а источником богатства является торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше покупать и больше продавать, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства.
1. 2. Формирование и эволюция современной экономической мысли
Как систематизированное знание,
как наука, экономика формируется в XV-XVI
вв.
Первыми экономистами, которые разработали
стройную концепцию о богатстве, были
меркантилисты (от итальянского "мерканте"
- торговец). Меркантилисты полагали, что
богатство нации - это золото, а источником
богатства является торговля. Отсюда и
практические рекомендации для страны:
меньше покупать и больше продавать, а
для того, чтобы вывозить товары, надо
поощрять развитие их производства.
Следующий шаг в развитии экономики связан
с физиократической школой ("физиократия"
- власть природы). Физиократы полагали,
что источником богатства нации является
сельское хозяйство. Только труд в сельском
хозяйстве является производительным.
В соответствии с этим физиократы выделяют
следующие классы: производители, собственники
земли и бесплодный класс (занятые в промышленности,
торговле).
Идеи физиократов были развиты и углублены
представителями английской классической
политэкономии (У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо),
которые в качестве источника богатства
нации рассматривали труд в сфере материального
производства. У. Петти принадлежит крылатая
фраза: "Природа - мать, а труд - отец
всякого богатства". Огромный вклад
в развитие экономики внес А.Смит, место
и роль которого в экономике можно сравнить
с местом и ролью И. Ньютона в физике. В
своей работе "Исследование о причинах
и природе богатства народов" (1776г.)
А.Смит развил трудовую теорию стоимости,
создал учение о рынке, конкуренции, показал,
что в условиях рынка люди руководствуются
собственными интересами, преследуют
свои личные цели, но направляемые "невидимой
рукой" содействуют реализации интересов
других людей и общества в целом. Под "невидимой
рукой" А. Смит понимал стихийное действие
объективных экономических законов.
Следующий шаг в развитии экономики связан
с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Сконструированная
ими экономическая теория - марксизм -
развивая идеи трудовой теории стоимости,
доказывала, что всякий продукт создается
только трудом наемного рабочего, а присваивается
собственником капитала, что представляет
собой эксплуатацию и социальную несправедливость.
Избавиться от эксплуатации рабочий класс
может лишь в результате социалистической
революции и ликвидации частной собственности.
Параллельно с марксизмом в XIX веке развивается
маржинализм ("маргинальный" - предельный)
- теория, анализирующая экономические
явления с точки зрения психологии отдельного
субъекта, вовлеченного в хозяйственные
отношения. Последний руководствуется
в своей деятельности прежде всего собственными
оценками выгод и потерь от участия или
неучастия в экономическом процессе.
Огромный вклад в развитие экономики внес
основоположник неоклассического направления
А. Маршалл. В своей работе "Принципы
политической экономии" (1890 г.) он разработал
теорию рыночного ценообразования, проанализировал
влияние различных факторов на спрос и
предложение, на формирование рыночных
цен.
В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс
опубликовал свою работу "Общая теория
занятости, процента и денег", основав
новое направление в экономике - кейнсианство.
Анализируя действие рыночного механизма,
Кейнс пришел к выводу, что такие негативные
явления, как кризисы, инфляция, безработица
внутренне присущи рынку и хотя рыночный
механизм сам может справиться с этими
явлениями, потери общества при этом столь
велики, что необходимо государственное
вмешательство. Кейнс обосновал необходимость,
формы, методы государственного регулирования
экономики.
Наконец, монетаризм - направление экономики,
связанное с именем лауреата Нобелевской
премии М. Фридмена. Монетаристы, исходя
из того, что существует определенная
связь между темпами развития экономики
и количеством денег в обращении, доказывают,
что регулировать ход экономических процессов
возможно, изменяя массу денег, выпуск
которых является прерогативой государства.
Таким образом государство может влиять
на экономику, регулируя массу денег в
обращении.
К оглавлению
2. 1. Основные этапы и направления развития экономической теории
Всю историю развития экономической
науки можно разделить на 3 этапа:
1 этап. Экон. учение дорыночной эпохи -
включает экон. учения Др мира и средневековья.
В это время экон мысли выражали философы
и религиозные деятели. Экон знания не
систематезированы, отдельной науки пока
нет. Первая школа экон науки - меркантилизм.
3атем появляются физиократы во главе
с Ф. Кенэ, которые источником общественного
богатства признавали производство, причем
только в сельском хозяйстве.
2 этап. Период с конца 17 века до 30-х гг.
20 века в этот период сформировалась класс
экономическая наука, начало которой было
положено трудами Смита, а завершено трудами
Милля. В экон. теории доминировал принцип
либерализма (полное невмешательство
государства в экономику). Основные постулаты
класс экон науки: человек рассматривается
только как «экономический человек», у
которого есть лишь стремление к собственной
выгоде; все равны как перед законом; каждый
экономический субъект полностью осведомлен
о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом
рынке; рынок обеспечивает полную мобильность
ресурсов (труд и капитал могут свободно
перемещаться); эластичность численности
рабочих по заработной плате меньше единицы,
т. е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению
численности рабочей силы и наоборот;
единственная цель капитала - получение
максимальной прибыли; заработная плата
определяется только спросом и предложением
на рынке труда; увеличение богатства
происходит через накопление капитала.
Марксистское экон. учение вышло на арену
с середины 19в. как одна из вершин теорет.
мысли того времени. В главном своем произведении
«Капитале» Марксом дано достаточно глубокое
теорет. отражение условий развития капитализма
18-19в. Однако некоторые положения или устарели,
или изначально были ошибочным
3 этап. Период развития учения о регулировании
рыночной экон 30-х гг. 20 века. Принцип экон.
либерализма обнаружил свою несостоятельность,
появилась идеи социального контроля
общества над экономикой (кейнсианство,
неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость
гос. регулирования эк-ки. Опирался на
то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться,
без вмешательства гос-ва не может быть
равновесной при полной занятости, т. к.
рын. эк-ка не обеспечивает эффективный
спрос. Альтернативное направление - Неолиберализм
- сторонники которого отстаивают принцип
саморегулирования. Во-1, они исходят из
того, что рынок как наиболее эффективная
система хозяйства создает наилучшие
условия для экон роста; Во-2, отстаивают
приоритетное значение свободы субъектов
экон деятельности. Гос должно обеспечить
условия для конкуренции и осуществлять
контроль там, где эти условия не соблюдаются.
В середине 50-х гг. возникла неолиб школа
- монетаризм - экон теория в которой денежная
масса играла роль определяющего фактора
(изменение кол денег ведет к изменению
объема производства). Лидер монет Фридман
попытался доказать вредность излишней
регламентации и вмешательства государства
в экон. Сторонники считают, что рыночный
механизм способен сам регулировать экономику,
устанавливать равновесие между предложением
и спросом, между производством и потреблением.
Вмешательство гос может вызывать нарушение
равновесия, снижение экон эффективности.
Другое направл - неокейнсианство - выступают
за постоянное, систематическое вмешательство
государства в экономику. В последние
годы экономисты все больше приходят к
выводу о необходимости сочетания государственного
регулирования и свободного стимулирования
производства. Была выдвинута концепция
неоклассического синтеза (Д. Р. Хакс, П.
Самуэльсон и др.). Суть этой концепции
состоит в сочетании государственного
и рыночного регулирования экономики.
Сочетание государственного производства
и частного предпринимательства дает
смешанную экономику.
К оглавлению
3. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития экономической науки в России.
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок.
1605–1680), экономист, положивший начало
политэкономии в России, государственный
и военный деятель, дипломат сер. и 2-ой
пол. XVII в. Экономические взгляды Ордин-Нащокина
– первое проявление русского меркантилизма.
Будучи выразителем интересов купечества,
он уделял много внимания вопросам торговли
и ее организации. В то же время Ордин-Нащокин
во всей своей государственной деятельности
исходил из того, что народное хозяйство
страны представляет единое целое; это
отличало его от многих предшественников,
сосредоточивавших свое внимание на развитии
отдельных отраслей экономики.
ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726), писатель,
экономист Посошков неоднократно высказывает
идеи экономической автаркии, независимости
русского хозяйства от внешних рынков.
Богатство народа состоит не в том, что
он получает из-за границы, а в том, что
он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая
себя всем необходимым.
Туган-Барановский Михаил Иванович (1865,
Купянский у. Харьковской губ. - 1919, ок.
Одессы) - экономист. В 1898 за исследование
по истории капитализма «Русская фабрика
в прошлом и настоящем» Туган-Барановский
получил степень доктора политической
экономии. Труды по проблемам политэкономии,
истории русской промышленности, кооперативному
движению.
Чаянов Александр Васильевич (1888, Москва
- 1937) - экономист-аграрник. Изучив опыт
кооперативного движения в Западной Европе,
он стал одним из авторитетнейших ученых
в области сельскохозяйственной кооперации
и организации сельского хозяйства, разрабатывал
идеологию, методы определения доходности
крестьянского хозяйства, его отдельных
отраслей.
КОНДРАТЬЕВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1892-1938)
— советский экономист, создатель концепции
длинных волн конъюнктуры ("кондратьевских
циклов"). В рыночном хозяйстве, полагал
Кондратьев, помимо общеизвестных среднесрочных
циклов (8-12 лет) есть еще и долгосрочные
циклы (50-55 лет) — "большие волны конъюнктуры".
Им были обработаны статистические материалы
(динамика цен, ссудный процент, зарплата,
показатели внешней торговли, объемы производства
основных видов промышленной продукции)
за 1780-1920-е по таким странам, как Англия,
Франция, Германия, США, а также в целом
по мировому хозяйству. За анализируемый
период времени Кондратьев выделил два
полных больших цикла (с 1780-х до 1840-х и с
1850-х до 1890-х) и начало третьего (с 1900-х).
Поскольку каждый цикл состоял из фаз
подъема и спада, то он смог по существу
предсказать Великую Депрессию 1929-1933 за
несколько лет до ее начала. Концепция
"длинных волн" стала особенно популярна
во второй половине 20 в., когда экономисты
начали уделять особое внимание глобальным
и долгосрочным тенденциям хозяйственной
жизни. Исследованные им полувековые циклы
в современной науке называют "кондратьевскими".
Особенности развития экономической науки
в России.(со второй половины 19 - нач. 20
веков)
1. Одной из особенностей экономической
мысли в России является органическая
связь теоретического анализа с актуальными,
как правило, весьма острыми проблемами
развития производительных сил, реформирования
социально-экономических отношений. Это
отличает и самобытную «Книгу о скудости
и богатстве» Ивана Тихоновича Посошкова
(1652-1726), и программу революционных преобразовании
Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), и теорию
политической экономии трудящихся Николая
Гавриловича Чернышевского (1828-1889), и труды
буржуазных либералов Ивана Васильевича
Вернадского (1821-1884), Александра Ивановича
Чупрова (1842-1908), и работы теоретиков социального
направления Николая Ивановича Зибера
(1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского
(1865–1919).
2. На протяжении длительного времени в
центре внимания российских экономистов
оставался крестьянский вопрос, проблема
аграрных преобразований. Дискуссии шли
о проблемах общинного землевладения,
о повышении эффективности сельскохозяйственного
труда, о путях вовлечения села в систему
рыночных отношений. Вспомним различия
в подходах Александра Николаевича Радищева
(1749-1802), выступавшего за безусловную отмену
крепостного права, и Михаила Михайловича
Сперанского (1772-1839), предлагавшего лишь
несколько облегчить крепостную зависимость,
борьбу приверженцев западных методов
преобразований и поклонников самобытного
пути, споры сторонников и противников
аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина
(1862-1911).
3. В выдвижении и обосновании оригинальных
идей активно участвовали не только профессиональные
экономисты, но и представители других
сфер знания, публицисты, практики. С планами
экономических преобразований, проведения
денежной реформы выступали государственные
деятели и ученые. Сергей Юльевич Витте
(1849 – 1915) был не только министром финансов,
но и автором теоретических трудов. Он
инициатор и проводник нововведений в
экономической политике, перевода рубля
на «золотую» основу, введения винной
монополии. О неизбежной необходимости
и полной естественности прошлых и предстоящих
постепенных, но решительных перемен в
промышленности и сельском хозяйстве,
в других видах экономической жизни и
управления писал в «Заветных мыслях»
Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907). Не
были профессионалами в области экономики
многие революционные деятели, например
энциклопедист и исследователь общественных
отношений в деревне, особенностей развития
крестьянской общины, первый российский
марксист Георгий Валентинович Плеханов
(1856–1918).
4. Определенную роль в формировании российской
экономической мысли играли представители
исторической школы, в том числе авторы
исследований и работ по истории экономических
учений – В. В. Святловский (1869-1927), А.И.
Чупров, М.И.Туган-Барановский.<br>Но
«традиция» замалчивания вклада и значимости
российских ученых не была преодолена,
сохраняется она и сейчас. Такова своеобразная
форма «критики», отстранения западной
академической науки от публикаций экономистов,
как правило отличающихся своей социальной
направленностью.
К оглавлению
4. Экономическая теория как наука.Функции экономической теории в обществе. Нормативная и позитивная экономическая теория.Экономическая теория и экономическая политика.
Экон. теория - общественная наука,
кот. исследует отношения м/д людьми, их
поведения в процессах про-ва распределения
потребления и обмена материальных благ
в мире редких рес-в.
Обычно выделяют следующие функции:
Познавательная функция заключается во
всестороннем исследовании экономических
явлений и их внутренней сущности. При
изучении экономических процессов и явлений
обычно применяют теоретические обобщения,
стремятся выявить тенденции и на этой
основе формулируют законы хозяйственного
развития.
Прогностическая функция представляет
собой разработку научных основ предвидения
перспектив социально-экономического
развития на отдаленный период, что обусловлено
необходимостью составления планов и
прогнозов хозяйственного, демографического,
научного, образовательного развития.
Практическая функция выступает в виде
научного обоснования экономической политики
государства, выявления принципов и методов
рационального хозяйствования.
Критическая функция экономической теории
позволяет выявлять достижения и недостатки
различных форм производства. Кроме того,
она предполагает анализ, осмысление различных
существующих точек зрения (подходов,
суждений, решений) на предмет их соответствия
достижениям теории и реальной хозяйственной
практике. В конечном итоге, формируя ту
или иную концепцию, экономическая наука
должна критически подходить к уже существующим
положениям, доказывая их несостоятельность
или общественную ценность.
Методологическая функция экономической
теории заключается в том, что она является
основой, которая позволяет определить
направленность экономического развития
(например, капитализм, социализм и т.п.),
в зависимости от которого конкретные
проблемы получают определенную оценку,
имеют конкретную значимость для людей.
Воспитательная функция связана с формированием
определенного мировоззрения, взглядов
по различным экономическим вопросам,
затрагивающим интересы всего общества.
Значимость этой функции особенно очевидна
в условиях деидеологизации экономической
науки и других сфер общественной жизнедеятельности.
Ее реализация в новых условиях должна
способствовать формированию экономического
образа мышления.
Выделяют 2 компонента эконом.науки.:
1)Позитивная ЭТ имеет дело с фактами и
не допускает качественных оценок. Она
имеет дело с фактическим состоянием экономики
и призвана помогать составлять правильную
экономическую политику;
2)Нормативная ЭТ наоборот предполагает
качественные оценки того, какой должна
быть экономика. Нормативный подход выражает
субъективное мнение о том, что должно
быть.
Экономическая политика - целенаправленная
система мероприятий гос-ва в области
общественного произ-ва, распределения,обмена
и потребления благ. Она призвана отражать
интересы общ-ва, всех его социальных групп
и направлена на укрепление национальной
политики.
К оглавлению
5. Предмет и методы экономической теории. Экономические модели и экономические эксперименты.
Греческое слово "экономика"
в буквальном переводе означает "искусство
ведения хозяйства".
Экономическая теория (Экономика) — это
наука о выборе наиболее эффективных способов
удовлетворения безграничных потребностей
людей путем рационального использования
ограниченных ресурсов.
Таким образом предметом экономической
теории является противоречие между ограниченным
характером ресурсов и неограниченностью
человеческих потребностей.
В зависимости от объекта исследования
экономику подразделяют на:
Микроэкономика — раздел экономической
теории, который исследует поведение отдельных
экономических субъектов.
Макроэкономика — раздел экономической
теории, который изучает функционирование
экономики страны в целом.
Если предмет науки характеризуется тем,
что она изучает, то метод — как это исследуется.
Метод (методология) — это совокупность
приемов, способов, принципов, с помощью
которых определяются пути достижения
цели.
Основной метод исследования, используемый
экономической теорией — моделирование
экономических явлений и процессов.
Это привело к появлению множества методов
исследования экономической теории:
Метод научной абстракции. Отвлечение
в процессе познания от внешних явлений,
не экономических сторон, выделение более
глубокой сущности предмета или экономического
явления.
Метод функционального анализа. Используется
зависимость функция-аргумент для проведения
экономического анализа и выведения заключений.
Метод графических изображений. Этот метод
позволяет оценить соотношение между
различными экономическими показателями,
их поведение под влиянием изучаемой экономической
ситуации.
Метод сравнительного анализа. Сопоставление
частных и обобщающих показателей с целью
выявления наилучшего результата.
Метод Экономико-математического моделирования. Описание
экономических явлений на формализованном
языке с помощью математических символов
и алгоритмов.
Индуктивный и дедуктивный методы. Индуктивный
метод — выведение положений, теорий и
выводов из фактов — от фактов к теории.
При использовании дедуктивного метода
экономисты опираются на случайный наблюдения,
логику и интуицию, на основе основе которых
формируется предварительная гипотеза.
Дедукция и индукции представляют собой
взаимодополняющие методы исследования.
Метод позитивного и нормативного анализа. Позитивный
метод исследует фактическое состояние
экономики; нормативный метод определяет
конкретные условия и экономические аспекты,
которые желательны, либо нежелательны
в обществе.
Практические мероприятия. Проведение
практических мероприятий с целью подтверждения
выдвинутой экономической гипотезы.
Экономическая модель — это формализованное
описание экономического процесса или
явления, структура которого определяется
как его объективными свойствами, так
и субъективным целевым характером исследования.
Экономические модели действуют как система.
В этой системе выделяют 3 группы моделей:
специфические – действуют в определенном
способе производства. Выражают сущность
производственных отношений данного способа
производства.
общие – свойственны всем без исключения
способам производства. Выражают направление
поступательного развития общественного
производства.
особые (особенные) – выражают особенности
производственных отношений, которые
характерны определенному типу хозяйства.
Экономический эксперимент —это искусственное
воспроизведение экономического явления
или процесса с целью изучения его в наиболее
благоприятных условиях и дальнейшего
практического изменения.
По объекту воздействия эксперименты
подразделяются на три вида:
1.Реальные — опыты в реальной обстановке.
2.Модельные — воздействие оказывается
не на сам экономический объект, а на его
модель.
3.Человекомодельные — деловые или хозяйственные
игры. Они предназначены для обучения
хозяйственных руководителей принятию
правильных решений.
По цели экономические эксперименты подразделяются
на два типа:
1.Хозяйственные.
2.Исследовательские.
По характеру исследуемых факторов:
1.Стимулирующие (дестимулирующие).
2.Организационные.
Информация о работе Формирование и эволюция современной экономической мысли