Функции и структура плановых служб предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:27, реферат

Краткое описание

В рыночных условиях предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез намерен заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие детально разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:
Максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки;
Отслеживать новые тенденции и использовать их в своей деятельности;
Смягчить влияние слабых сторон деятельности предприятия;
Своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

Содержание

Введение
1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
2. Система планов на предприятии
3. Принципы и методы планирования
4. Функции и структура плановых служб предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов  не применяется в чистом виде.

 

Функции и структура плановых служб  предприятия

 

В главе описаны функции производственного менеджмента, а также структуры плановых служб предприятия.

В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный  подход, основанный на всестороннем и  последовательном изучении состояния  предприятия, его внутренней и внешней  среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия:

  1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?
  2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?
  3. Как организовано предприятие и как оно функционирует в действительности?
  4. Какая политика и практика предприятия действуют в настоящий период?
  5. Каковы главные приоритеты руководства предприятия?
  6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?
  7. Какова структура акционерного капитала?
  8. Что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется?
  9. Какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия, и каким образом?

Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все  основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому  развитию.

Планирование и управление экономической деятельностью тесно  связаны между собой такими функциями  производственного менеджмента, как  выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка  задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.

Руководство планово-экономических  служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

В планировании своей  деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит, прежде всего, от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.

Основой для выбора организационных  структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор > главный экономист > планово-экономическое управление > планово-финансовый отдел > планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.

При линейно-функциональной структуре управления по каждому  уровню формируется состав служб, пронизывающий  все предприятие "сверху донизу" (приложение 1).

В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.

 

 

Заключение

 

Первостепенная  цель организации – осуществление  ее миссии, т.е. смысла ее существования. Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам  организации. Миссия служит руководителю ориентиром, для принятия решений. Выбор слишком узкой цели может сузить возможности поиска альтернативы при принятии решений. Выбор слишком обширной миссии может повредить успеху организации.

Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными, достижимыми или прекрасно поддерживающимися.

Анализ внешней  среды представляет собой процесс, посредством которого руководство  оценивает изменения во внешней  среде и изучает внешние возможности и опасности, затрудняющие достижение целей организации. Руководство должно определить внутренние сильные и слабые стороны организации, чтобы эффективно осуществлять планирование. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации.

Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика даст общие ориентиры для действий и принятий решений. Процедуры подписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации.

 

 

Список  литературы

 

  1. Цыпкин Ю.А. и др. Менеджмент. – Москва: Издательство Юнити-Дана, 2002. – 439 с.
  2. Горемыкин В.А. Планирование предпринимательской деятельности. – Москва: Инфра-М, 2005. – 335 с.
  3. Менеджмент: Учебник. / Под ред. В.В. Томилова. – Москва: Юрайт-издательство, 2007. – 591 с.
  4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – Москва: Финансы и статистика, 2005. – 248 с.
  5. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – Москва: Новое знание, 2005. – 167 с.
  6. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – Москва: Омена-Л, 2006. – 472 с.
  7. . Е. Е. Вершигора. Менеджмент : Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – Москва: ИНФРА-М, 2006. – 281 с.
  8. Э.М. Коротков. Концепция менеджмента: учебное пособие. – Москва: ДеКА, 2000. - 304 с.
  9. А.И. Ильин. Планирование на предприятии : учебное пособие для вузов. – Москва: Новое знание, 2008. – 667 с.
  10. Е. П. Голубков. Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом. – Москва: Финпресс, 2006. – 414 с.
  11. И. Н. Герчикова. Менеджмент: Учебник для вузов. – Москва: Банки и биржи, 2001. – 501 с.
  12. О. Т.Лебедев, А. Р.Каньковская. О<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt

Информация о работе Функции и структура плановых служб предприятия