Ценообразование в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

При составлении данной курсовой мы узнали, что такое себестоимость продукции, затраты, производственная программа, калькуляция, цена, ценообразование, капитальные вложения и экономическая эффективность, и какова их взаимосвязь. Исходя из данных сахарного завода, произвели расчеты годового выпуска продукции и потребности в ресурсах на изготовление, калькуляции себестоимости сахара, оптовой цены, замены оборудования, капитальных затрат, изменяющихся эксплуатационных расходов и показателей экономической эффективности.

Содержание

Введение 3
1 Технико-экономические показатели и нормативы завода 4
2 Себестоимость продукции 7
2.1 Понятие себестоимости. Классификация затрат 7
2.2 Виды себестоимости продукции 9
2.3 Расчет производственной программы и потребности в ресурсах для ее выполнения 10
2.4 Калькуляция себестоимости продукции 15
3 Ценообразование в условиях рыночной экономики 18
3.1 Механизм рыночного ценообразования 18
3.2 Экономическое содержание и функции цен 18
3.3 Расчет оптовой цены 21
4 Определение капитальных вложений по сравниваемым вариантам 22
5 Расчет изменяющихся эксплуатационных расходов 25
6 Определение себестоимости продукции в проектируемом варианте 30
7 Расчет показателей экономической эффективности проектируемого
варианта 32
Заключение 35
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

 

     Исходя из расчетов приведенных в данной таблице, мы выяснили, что полная плановая себестоимость на 1 т. выработанного сахара равна 15287,83руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

          3.1 Механизм  рыночного ценообразования

Ценообразование – установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношение спроса и предложения и других факторов.

Различают две основные системы ценообразования: централизованное государственное ценообразование на основе  назначения цен государственными органами и рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения.

Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Однако существует множество видов рынков, поэтому, строго говоря, под рыночным механизмом ценообразования понимается множество механизмов.

3.2 Экономическое содержание и функции цен

По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики.

Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.

3.3 Расчет оптовой цены

На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Представим расчет оптовой цены сахара-песка в таблице 4.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи.

Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

  Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками); при установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество.

Таблица 4 Расчет оптовой цены сахара-песка

Показатели

Количество выработанного сахара-песка

Сумма, руб.

На 1т. выработанного сахара-песка, руб.

1 Полная себестоимость, т.

28764,5

439746817,45

15287,83

2 Норма рентабельности, %

Х

79154427,14

2751,81

3 Оптовая цена без НДС

28764,5

518901244,59

18039,64

4 НДС, %

Х

93402224,03

3247,14

5 Оптовая цена с НДС

28764,5

612303468,62

21286,78


Для расчета оптовой цены надо найти сумму себестоимости, прибыли и НДС.

 

4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПО СРАВНИВАЕМЫМ ВАРИАНТАМ

Капитальные вложения представляют собой затраты, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов (поэтому эти затраты называют капитальными). Капитальные вложения являются необходимым условием существования предприятия. Пренебрегая ими, фирма может увеличить свои прибыли в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде это приведет к потере прибыли, неспособности фирмы конкурировать на рынке.

В состав капитальных вложений входят: затраты на строительно-монтажные работы; затраты на приобретение основных фондов (станки, машины, оборудование); затраты на НИОКР, проектно-изыскательские работы и т.д.; инвестиции в трудовые ресурсы; прочие затраты.

Важнейшими направлениями использования капитальных вложений являются:

новое строительство, т.е. строительство новых предприятий на вновь осваиваемых площадях;

расширение действующих предприятий путем сооружения их вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функционирующих основных и вспомогательных цехов;

реконструкция, т.е. осуществляемое в процессе деятельности предприятия частичное или полное переустройство производства без строительства новых или расширения действующих основных цехов. Вместе с тем к реконструкции относится расширение существующих и сооруженных новых объектов вспомогательного назначения, а также возведение новых цехов взамен ликвидированных;

техническое перевооружение действующего предприятия, т.е. повышение технического уровня отдельных участков производства и агрегатов путем внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации, процессов модернизации изношенного оборудования.

 

Выбор фирмой того или иного направления капитальных вложений зависит от целей, которые она преследует при осуществлении инвестиций. Однако чаще эффективнее осуществлять капитальные вложения на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, что позволяет значительно сократить сроки ввода в действие производственных мощностей (как правило, отпадает необходимость сооружения вспомогательных цехов, коммуникаций, линий электропередачи систем водоснабжения), с относительно меньшими капитальными вложениями, чем при строительстве новых или расширении действующих предприятий. Окупаются такие затраты в среднем в три раза быстрее. 

Сведения об оборудовании приведены в таблице 5.

Таблица 5 сведения об оборудовании

Сведения

Существующий вариант

Проектируемый вариант

Количество, шт.

Стоимость, руб.

Мощность электродвигателей, кВт

Количество, шт.

Стоимость, руб.

Мощность электродвигателей, кВт

Оборудование и приборы (ОПФ)

8

275300

117

8

275300

125

Монтажные материалы

       

44700

 

Численность обслуживающего персонала, чел.

 

2 чел. 3 раз.

1 чел. 2 раз.

   

2 чел. 4 раз.

 

 

Расчет капитальных затрат на автоматизацию приводится в таблице 6.

Таблица 6 Расчет капитальных затрат на автоматизацию

Затраты

Обозначение

Сумма, руб.

Примечание

1 Сметная стоимость приборов

Спр

275300,00

Из задания

2 Сметная стоимость монтажных приборов и монтажных материалов

Смм

44700,00

Из задания

3 Итого стоимость приборов и монтажных материалов

Спм

320000,00

Спр + Смм


 

Продолжение таблицы 6

Затраты

Обозначение

Сумма, руб.

Примечание

4 Затраты на доставку приборов  и монтажных материалов

Зтр

25600,00

8% от Спм

5 Затраты на монтаж приборов

Мпр

82590,00

30% от Спр

6 Неучтенные затраты при монтаже  приборов

НЗпр

4129,50

5% от Мпр

7 Стоимость заменяемых приборов

Спр 1

165180,00

60% от Спр

8 Затраты на демонтаж заменяемого  оборудования

Сд

25600,00

8% от Спм

Итого

КВ

623099,50

 

Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики