Цены и ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи данного исследования:
• Рассмотреть основные виды цен.
• Рассмотреть основные методы ценообразования.
• Выявить основные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на ценообразование.

Содержание

Введение__________________________________________________________3
1. Цены и ценообразования на предприятии
1.1. Понятие цены и ценообразования___________________________________5
1.2. Ценовая система, виды и классификация цен_________________________7
1.3. Структура ценообразования________________________________________11
1.4. Ценовые стратегии_______________________________________________13
1.5. Методы ценообразования__________________________________________17
2. Анализ предприятия
2.1 Визитная карточка исследуемого предприятия________________________18
2.2 Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" г. Калуга__________________________________________18
2.3 Классификация цен на продукцию ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика"
г. Калуга_____________________________________________________________22
2.4 Расчет цены на продукцию ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика"
г. Калуга____________________________________________________________24
2.5 Влияние различных факторов на цены на продукцию ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" г. Калуга__________________________________________25
Вывод по предприятию________________________________________________27 Заключение__________________________________________________________29
Список использованной литературы_____________________________________30

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Пряник "Сувенир" является лауреатом конкурса "100 лучших товаров России" 2000г.

Высокое качество выпускаемой продукции подтверждается высокими оценками дегустационного  конкурса V-го Всероссийского научно-промышленного  форума "Россия единая", где из семи видов представленной продукции  четыре получили золотые медали и  три серебряные.

Продукцию ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" г. Калуга знают в Москве, Магадане, Чите, Иркутске, Набережных Челнах, Туле и др. регионах. Генеральный директор ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" - Шиков В.Н., 1953 года рождения, образование высшее, владелец 35622 обыкновенных акций предприятия.

2.2 Технико-экономическая  характеристика предприятия ОАО  "Кондитерско-макаронная фабрика"  г. Калуга

Ниже приведены  показатели, которые наиболее точно  дают характеристику ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" г. Калуга. Таблицы разработаны таким образом, что показатели 2010 года ставятся в сравнение с показателями 2009 года (таблица 2), а показатели 2011 года ставятся в сравнение с показателями 2010 года (таблица3), такой способ наиболее точно отражает эффективность работы данного предприятия и указывает на потенциал роста.

 

 

Таблица 2

Эффективность работы предприятия за 2009-2010 гг.

 

Показатели

2009 год

2010 год

% отклонения

1. Объем реализации

147544 тыс. руб.

136870 тыс. руб.

7,8

2. Объем товарной продукции

148817 тыс. руб.

137226 тыс. руб.

8,4

3. Себестоимость продукции

139224 тыс. руб.

127209 тыс. руб.

9,4

4. Фонд оплаты труда

19625 тыс. руб.

21856 тыс. руб.

10,2

5. Средняя месячная  зарплата

7602 тыс. руб.

8794 тыс. руб.

15,7

6. Прибыль от реализации

8329 тыс. руб.

9661 тыс. руб.

13,8

7. Производительность  труда

625 тыс. руб. чел./год

591 тыс. руб. чел./год

5,8

8. Рентабельность

6,0%

7,6%

21,0

9. Численность работников

238 чел.

232 чел.

2,6


 

Исходя из данных приведенных в таблице 2, можно сказать, что в 2010 году производство кондитерских изделий снизилось с 4305 тонн до 4228 тонн, или на 77 тонн, или на 1,8%, производство макаронных изделий снизилось с 3988 тонн до 3585, или на 403 тонны, или на 10%. В суммовом выражении объем производства продукции снизился с 148817 тыс. руб. до 137226 тыс. руб. на 11591 тыс. руб.

В целом, в 2010 году, финансовое состояние предприятия не улучшилось. Реализация продукции в стоимостном выражении составила 136870 тыс. руб., снизившись к уровню прошлого года на 10674 тыс. руб.

Себестоимость продукции уменьшилась с 139224 тыс. руб. до 127209 тыс. руб. или на 12015 тыс. руб., что связано с уменьшением  объемов производства.

Фонд оплаты труда увеличился с 19625 тыс. руб. до 21856 тыс. руб. или на 2231 тыс. руб., что связано с увеличением средней заработной платы по фабрике, которая составила в 2010 году 8794 руб. против 7605 руб.

Не смотря на сокращение объемов производства и  реализации, прибыль от реализации в 2010 году возросла на 1332 тыс. руб.

Производительность  труда уменьшилась на 34 тыс. руб. чел./год, что связано с сокращением численности работников и уменьшению объемов производства.2-3 года назад предприятие ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" находилось среди лидеров по производительности труда в Калужском регионе. Чтобы вернуть эти позиции, ведь без решения этой задачи нельзя увеличить заработную плату работникам, надо внедрять более производительное оборудование.

Увеличилась рентабельность, в 2010 году она составляет 7,6%, вместо 6,0% в 2009 году. Это связано с увеличением прибыли от реализации при уменьшении объема выпуска продукции. В целом вся производимая продукция рентабельна, но наиболее рентабельной продукцией является производство печенья и вафель. Поэтому наиболее предпочтительным является развитие этих направлений.

Списочная численность  работников составила в 2010 году 232 человека, вместо 237 в 2009 году.

Вывод: в 2010 году наблюдался спад производства. Но, не смотря на сокращение объемов производства и реализации продукции в 2010 году, ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" остается одним из крупнейших производителей кондитерско-макаронных изделий в Калужской области.

 

Таблица 3

Эффективность работы предприятия за 2010-2011гг.

Показатели

2010 год

2011 год

% отклонения

1. Объем реализации

136870 тыс. руб.

123469 тыс. руб.

10,9

2. Объем товарной продукции

137226 тыс. руб.

125269 тыс. руб.

9,5

3. Себестоимость продукции

127209 тыс. руб.

121102 тыс. руб.

5,0

4. Фонд оплаты труда

21856 тыс. руб.

22811 тыс. руб.

4,2

5. Средняя месячная  зарплата

8794 тыс. руб.

9244 тыс. руб.

4,9

6. Прибыль от реализации

9661 тыс. руб.

2367 тыс. руб.

308,2

7. Производительность  труда

591 тыс. руб. чел./год

545 тыс. руб. чел./год

8,4

8. Рентабельность

7,6%

2,0%

280,0

9. Численность работников

232 чел.

230 чел.

0,9


 

Исходя из данных приведенных в таблице 1, можно сказать, что производство кондитерских изделий снизилось с 4228 тонн до 3556 тонн, или на 672 тонны, или на 16%, производство макаронных изделий снизилась с 3585 тонн до 3192 тонны, или на 393 тонны. В суммовом выражении объем производства продукции снизился с 137226 тыс. руб. до 125269 тыс. руб. на 11957 тыс. руб.

В целом, в 2011 году, финансовое состояние предприятия ухудшилось. Реализация продукции в стоимостном выражении составила 123469 тыс. руб., снизившись к уровню прошлого года на 13401 тыс. руб.

Себестоимость продукции уменьшилась с 127209 тыс. руб. до 121102 тыс. руб. или на 6107 тыс. руб., что связано с продолжающимся уменьшением объемов производства.

Фонд оплаты труда увеличился с 21856 тыс. руб. до 22811 тыс. руб. или на 965 тыс. руб., что меньше, чем в 2010 году и связано с увеличением средней заработной платы по фабрике, которая составила в 2006 году 9244 руб. против 8794 руб.

Прибыль от реализации в 2011 году снизилась с 9661 тыс. руб. до 2367 тыс. руб., или на 7294 тыс. руб.

Производительность  труда уменьшилась на 46 тыс. руб. чел./год, что связано с сокращением  численности работников и уменьшению объемов производства.

Уменьшилась рентабельность, в 2011 году она составляет 2,0%, вместо 7,6% в 2010 году.

Списочная численность  работников составила в 2011 году 230 человека, вместо 232 в 2010 году.

Вывод: изучение показателей работы фабрики в 2011 году показывает убыточность производства макаронных изделий. На это повлияло то, что фабрика не смогла продолжить начатое в 1998 году обновление макаронного цеха из-за ограниченности площади предприятия и территориального расположения в центре города Калуга. Корме того, по отзывам покупателей, продукция ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" не всегда соответствует их требованиям по цвету, развариваемости и т.д. Генеральным директором поставлена задача по тщательному подбору сырья для производства и проведения технологического процесса. В случае если это не удастся осуществить, предприятие будет вынуждено прекратить производство макаронных изделий.

2.3 Классификация  цен на продукцию ОАО "Кондитерско-макаронная  фабрика" г. Калуга

Ниже представлены цены на макаронные и кондитерские изделия, пользующиеся особым спросом  у покупателей с февраля 2011 года (табл.4).

 

Таблица 4

Наименование продукции

Ед. измерения

Кол-во в упаковке

Основная, руб. (включая  НДС)

“Рожки” в/с

0,45 кг

10 шт.

10,50

“Улитки” в/с

0,45 кг

10 шт.

15,50

“Витушки" в/с

0,45 кг

10 шт.

14,50

“Колоски" в/с

0,45 кг

10 шт.

12,50

“Вермишель”

0,45 кг

10 шт.

11,50

Макаронные изделия. Фас./сумка

5 кг

4 шт.

68,30

Макаронные изделия. Фас. п/п пакет

0,9 кг

10 шт.

13,50

Рулет “Загадка” фасованный

0,4 кг

8 шт.

32,30

Вафли “Ореховые”

1 кг

5 кг

50, 20

Вафли “Сладкосливочные”

1 кг

5 кг

46,80

Печенье “Земляничное” в/с

1 кг

6 - 10 кг

32,30

Печенье “Золотая ласточка”  в/с с курагой 

1 кг

6 - 10 кг

40,60

Печенье “Утреннее" с  витаминами и железом 

1 кг

6 кг

40,60

Печенье “Вкусные штучки”  со сгущенным молоком

1 кг

4 - 5 кг

53,70

Вафли “Ореховые" глазированные 

1 кг

5 кг

61,50

Пряники “Невские”, (заварные)

1 кг

7 кг

28, 20

Пряники “Шоколадные”, (заварные)

1 кг

7 кг

33,80

Печенье сдобное “Домашнее  с начинкой” (срок годности 70 суток)

0,3 кг

20 шт.

21,00

Печенье сдобное “Лимонный  рай" (срок годн.80 сут.)

0,2 кг

20 шт.

14,70

“Вкусные штучки”  печенье сахарное “Детская забава” (глаз. дно, срок годн.3 мес.)

0,3 кг

20 шт.

21,00

Печенье слоеное "Дебют" с ароматом ананаса 

0,3 кг

20 шт.

20,00

Печенье "Дебют" с  шоколадно-кремовой начинкой

0,3 кг

20 шт.

21,00

Печенье слоеное "Вареная сгущеночка"

0,3 кг

20 шт.

21,00

Печенье сдобное, овсяное  “Золотая ласточка” (2 мес.)

0,35 кг

15 шт.

12,90

Вафли "Артековские"

0,2 кг 

30 шт.

12,30

Вафли "Йогуртовая фантазия" (срок годности 6 мес.)

0,2 кг 

30 шт.

12,30

Печенье овсяное “Классик” (срок годн.1 мес.)

0,4 кг

15 шт.

15,90

Печенье “Детская забава” (0,3 кг)

0,4 кг

15 шт.

15,90

Печенье “Знаки зодиака" (0,3 кг)

0,4 кг

15 шт.

15,90

Пряники “Клюковка" (срок годн.50 суток)

0,4 кг

15 шт.

12,60

Печенье "Земляничное"

0,45 кг 

10 шт.

17,90

Печенье "Золотая ласточка"

0,45 кг 

10 шт.

17,90

Печенье "Школьное"

0,45 кг 

10 шт.

17,90

Пряник “Сувенир” (срок годн.50 суток)

0,7 кг

8 шт.

36,40


2.4 Расчет цены на продукцию ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" г. Калуга

Для производства 0, 45 кг. макарон "Рожки" нужно:

0, 43 кг. муки  в/с - 2 руб.00 коп.

0, 01 кг. яичного  порошка - 0 руб.50 коп.

0, 01 кг. соли - 0 руб.02 коп.

Электроэнергия - 1 руб.50 коп.

Зарплата производственных рабочих - 1 руб.50 коп.

Накладные расходы - 1 руб.

Составляем  калькуляцию себестоимости 0, 45 кг. макарон.

Для этого сначала  считаем все материальные затраты:

 

1.  2 руб.00 коп. + 0 руб.50 коп. + 0 руб.02 коп. + 1 руб.50 коп. + 1 руб.50 коп. + 1 руб.00 коп. = 6 руб.62 коп.

 

2. Определяем прибыль от реализации 0,45 кг. макарон (одной пачки). Т.к. свободная отпускная цена одной пачки макарон с НДС равна 10 руб.50 коп., а ставка НДС - 20%, то получаем цену одной пачки макарон без НДС: 10 руб.50 коп. /120 * 100 = 8 руб.50 коп., т.е. НДС в нашем случае равно 10 руб.50 коп. - 8 руб.50 коп. = 2 руб.

3. И прибыль  от реализации одной пачки  макарон равна:

 

8 руб.50 коп. - 6 руб.62 коп. = 1 руб.88 коп.

 

Структура свободной  отпускной цены одной пачки макарон  представлена в таблице 5

 

 

Таблица 5

Структура свободной отпускной цены одной пачки макарон

 

Себестоимость, руб.

Прибыль, руб.

НДС, руб.

6,62

1,88

2


2.5 Влияние различных факторов на цены на продукцию ОАО "Кондитерско-макаронная фабрика" г. Калуга

В составе розничной цены макаронных изделий от 25 до 50% занимает стоимость муки, поэтому в первую очередь именно изменение цен на муку влияет на повышение или понижение цен на макароны вобщем и на предприятии ОАО КМФ" г. Калуга в частности.

Динамика цен на макароны находится  в прямой зависимости от изменения цен на муку. Так, в феврале 2011 года по сравнению с январем того же года цены на муку повысились на 0,1% - 14,4% в зависимости от сорта. Увеличение цен на муку в феврале привело к повышению цен на макаронные изделия на 2,2% - 3,8% в зависимости от вида макаронных изделий.

Таким образом, средняя цена в феврале 2011 года на рожки составила 10,50 руб./0,45 кг. (по сравнению с январем 2006 года повышение на 2,2%), вермишель - 11,50 руб./кг (повышение на 2,9%), колоски - 12,50 руб./кг (повышение на 2,2%), витушки - 14,50 руб./кг (повышение на 3,6%), улитка - 15,50 руб./кг (повышение на 3,8%). Сейчас цены на муку имеют тенденцию к росту, следовательно, цены на макароны в ближайшее время будут также расти.

Также расходуются средства на перевозку  муки, т.к. при фабрике нет мелькомбината, что связано с неудобством расположения в центре города. Это также отражается на ценах.

Также цены на макароны могут повышаться из-за сложной ситуации на рынке зерна - его слишком мало и оно слишком дорогое. Снижение общего валового сбора зерна привело к дефициту сырья в отрасли и к существенному росту цен на него. По данным предприятия ОАО "КМФ" г. Калуги в 2010 году было продано 3700 тонн макарон, и в 2011 году продажи продолжали снижаться.

Дальнейшие колебания цен будут  зависеть от изменений стоимости зерна. Так что говорить о том, что это повышение окончательное, не приходится.

 

Вывод

 

Расчет цены на исследуемом мной предприятии  происходит по методу "средние издержки плюс прибыль".

Это самый простой  способ ценообразования, который заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от видов товаров. Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения - сложность определения уровня добавочной суммы, поскольку нет такого способа и формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. И все-таки методика расчета цен на основе наценок остается популярной по ряду причин.

Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о  спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает себе проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса.

Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены, скорее всего, будут схожими. Поэтому ценовая  конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают методику расчета "средние издержки плюс прибыль" более справедливой по отношению к покупателям и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

Что же касается эффективности ценовой политики на ОАО "КМФ" г. Калуги, можно сказать, что она выбрана правильно. Окупаются издержки производства, идет прибыль. Объемы производства, конечно, снижаются, но я думаю это не вина предприятия. Так получается, что в последнее время отечественные макароны не только дорожают, но и переходят в более низкий качественный сегмент, поэтому потребитель отдает предпочтение их зарубежным конкурентам. Кстати, потребление этих макарон растет. Сейчас доля импортных макарон на российском рынке составляет 4.7%, а год назад она была 3.2%.

Информация о работе Цены и ценообразование