Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:31, шпаргалка
Билет 1. Управление: понятие, аспекты, условия высокоэффективного управления.
Управление – воздействие управляющей системы на управляемую с целью приведения системы в необходимое состояние, соответствующее заранее выбранной траекторией развития.
Аспекты управления:
1)управление как организационные отношения
- организация отношения построена на основе прав и обязанностей управляющей и управляемой подсистем
Билет 1. Управление: понятие, аспекты, условия высокоэффективного управления.
Управление – воздействие управляющей системы на управляемую с целью приведения системы в необходимое состояние, соответствующее заранее выбранной траекторией развития.
Аспекты управления:
1)управление как
- организация
отношения построена на основе
прав и обязанностей
- определяющим
являются обязанности [объем
2)управление как обмен информацией между управляющей и управляемой подсистемами
Существует 3 вида:
Требование информации: 1)полнота. 2)достоверность. 3)всесторонность
3)управление как процесс
Существует 3 стадии процесса:
План: директивен, адресен
- определяет: что нужно делать? кто будет это делать
Программа: директивна, не адресна
- определяет: что
нужно делать? что получит тот,
кто будет участвовать в
Прогноз: не директивен, не адресен
Прогноз – это система вероятных предположений о будущем состоянии объекта
План: до исполнения
Программу: до желающих участвовать в реализации программы
Прогноз: как информация к сведению
2-е группы факторов, вынуждающих корректирование:
Условия высокоэффективного управления
1)принцип необходимого разнообразия
2)скользящее управление
Суть: количество инструментов воздействия должно быть не меньше количества типовых управленческих ситуаций
Билет 2. Этапы разработки управленческого решения.
3 этапа:
1)анализ и целеполагание
2)расчет ресурсов
3)выбор наиболее
приемлемых вариантов
1 этап – содержание цели определяет содержание анализа, а на основе анализа выявляются цели. Это двуединый процесс.
Анализ – это анализ количественных параметров объема, темпа и пропорций производства, а также степень удовлетворения общественных потребностей.
Источник удовлетворения потребностей – производство, но одновременно производство создает новые потребности. Чтобы оценить степень удовлетворения, нужно иметь какую-то оценку, стандарт.
Целеполагание – определение целей для будущего
Условия процедуры:
2 этап – ресурсы:1)необходимые (из целей). 2)расчет наличных (из анализа)
По содержанию: 1)материальные. 2)финансовые. 3)трудовые. 4)производственные. 5)информационные. 6)время (определяет единство выбора варианта)
Особая характеристика ресурсов – подозрит. на дефицитность. Дефицитность качественная. А не количественная характеристика. Оценивая ресурсы, ведем расчеты по каждому виду.
3 этап – несколько вариантов достижения поставленной цели. Оценить варианты по 2 критериям:
Билет 3. Предвидение: понятия, формы. Различие и сходство плана и прогноза.
Предвидение – опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.
3 формы предвидения
(различаются ступенями
Классификационные признаки:
Гипотеза – форма общетеоретического предвидения на основе общенаучных закономерностей и причинно-следственных связей. Гипотеза дает качественную характеристику возможности развития исследования объекта. Она выступает в качестве информационной базы для составления прогноза и плана.
Прогноз – это форма предвидения на уровне общеприкладной теории. Для прогноза характерна большая степень достоверности, но результаты не всегда совпадают с реальным проявлением в будущем. Он основывается и на качественном, и на количественном параметре. Этим определяется само содержание прогноза. Это научно обоснованная система вероятностных представлений о:
План – это форма детального предвидения конкретных событий на основе результатов конкретной прикладной теории. Для плана характерны:
- наибольшая конкретика, определения и директивы заданий
- постановка
точно и четко
- предопределения конкретных, детальных событий в развитии исследования объекта
- фиксирование путей и средств развития в соответствии с поставленными задачами.
Общее:
1)завершающие этапы познания и практических реализаций знаний
2)конкретность
3)четко установленный перечень мероприятий и заранее определенная последовательность их осуществления
Различия:
1)план директивен и адресен, а прогноз лишь адресен
2)объект исследования
прогноза – программа для
Билет 4. Автономность прогнозирования.
Временные интервалы “план-
Существуют случаи, когда используется только прогноз. Автономно-прогнозируем, но не планируем. Экономические процессы в сфере воспроизводства. Не поддаются однозначному регламентированному решению, т.е. не поддаются планированию. Мы не можем четко определять и реализовывать. Для этих процессов не характерна директивность, если они жестко не регулируются административными рычагами воздействия (пр: демографические процессы: миграция населения, опред. состава семьи, численности и т.д)
(Стр. 12-13)
Билет 5. Типы планирования. Временной разрез.
Планирование – процесс разработки плана.
Отправная точка классификации планирования – это функция управления, то есть содержание управления определяет содержание планирования. Одновременно мы исходим из того, что классификация как стадия управления означает процедуру разработки управленческих решений в форме плана, отсюда и следует классификация:
1)по временному признаку:
2)по признаку
моделей управления
3)по сложности
и предсказуемости
Временной признак
Срочность – категория непостоянная и зависит от содержания объекта, который мы планируем, от характера воздействия
Долгосрочный план обычно охватывает длительные периоды времени – 5-20 лет, а иногда и более. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия.
Долгосрочное
планирование основывается преимущественно
на экстраполяции сложившихся
Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов, основывается на них и служит обеспечению их выполнения. Разрабатываются среднесрочные планы на период от 1 до 5 лет.
Краткосрочные планы разрабатываются обычно сроком до одного года. Включают годовые, квартальные, месячные, недельные (декадные) и суточные планы. Наибольшую популярность сегодня получили планы, разрабатываемые на годовой период – текущие планы. Планы сроком действия до 1 года обычно относятся к категории оперативных планов.
Билет 6. Директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование – это процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Директивное планирование может служить эффективным средством решения народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение. Директивное планирование может успешно использоваться и внутри предприятия, например, в текущем планировании.
Индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но число их весьма ограничено. Задания индикативного плана называют индикаторами.
Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами госуправления и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.
В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, движение цен, занятость и т.п.
Основная задача индикативного планирования заключается в обеспечении взаимоувязки и сбалансированности всех показателей развития экономики, решения крупномасштабных задач страны.
3 формы индикативного планирования:
1)коньюктурная – учет интересов региона и предприятия
2)структурная – учет интересов государства и региона
3)стратегическая
– учитываются интересы и
По модели управления национальной экономикой
2 типа планирования:
1) директивное. 2)централизованно-
Билет 7. Ординарное и стратегическое планирование. 3 чертыстратегического планирования.
Ординарное – обычное
Стратегическое – 3 черты, которые определяют содержание:
Стратегическое планирование — это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.
Билет 8. Отличие бизнес-плана от стратегического плана развития предприятия.
Характеристика |
Бизнес-план |
Стратегический план |
1)назначение |
определяет жизнеспособность и устойчивость предприятия в будущем - снизить риск предприятия - определить перспективные возможности инвестиций - обосновать целесообразность приватизации, акционирования |
определяет вариант будущего развития предприятия в условиях достаточной степени неопределенности и риска, риск – неотъемлемый элемент |
2)учет целей и факторов |
учитывается в основном внешние цели лиц, полезных делу; четкая внешняя направленность |
учитываются и внутренние, и внешние цели развития предприятия и внутренние и внешние факторы воздействия, в том числе и неуправляемые; учитываются соответствующие внутренние цели развития внешней среде |
3)стратегии |
только стратегия роста |
3 стратегии развития: - роста - стабилизации - выживания |
4)временной отрезок |
- среднесрочные стратегии (1-3 года) - четко определены
по истечению заданного |
- среднесрочные (3-5 лет) - в рамках одной стратегии скользящее планирование, если стратегия не меняется, то учитывается внешняя среда, неуправляемые факторы |
5)функциональная составляющая |
Функции стратегии и базовая составляющая равнозначны |
Функциональная стратегия (финансы, НИОКР, маркетинг) подчинены базовой стратегии и меняются при изменении базовой стратегии |
Информация о работе Шпаргалка по "Теория и практика управления"