Основная цель – получение выгод,
которых нельзя добиться поодиночке.
Самое сложное поделить между участниками
и ограничить внутреннюю конкуренцию.
Основные виды:
Концерн – объединение предприятий,
при котором они сохраняют свою юридическую
самостоятельность, но финансовый контроль
и определенные функции по снабжению,
производству, маркетингу предприятий
взяты под единое управление.
Картели ― договорное объединение предприятий
(фирмы) одной отрасли для осущ-я совместной
коммерч.деятельности (регулир-е сбыта
изготовленной продукции).
Синдикаты ― организационная форма существования
разновидности картельного соглашения,
которая предусматривает реализацию продукции
участников через создание совместного
органа сбыта или через сбытовую сеть
одного из участников объединения (или
для закупки сырья). Такая форма объединения
предприятий является характерной для
отраслей с массовым производством однородной
продукции.
Тресты ― монополистическое объединение, принадлежавших
ранее разным собственникам предприятий,
в один производственный комплекс. При
таком объединении предприятия полностью
теряют свою юридическую, финансовую и
хозяйственную самостоятельность.
- Основные типы объединений в экономике современной России. Концерн и консорциум
Типы:
- Объединения как коммерческие организации, созданные юр.лицами, занимающимися ПД;
- Как некоммерческие организации;
- Создается по закону об общественных объединениях, предполагает объединение граждан, могут создаваться для координации действий в коммерческой деятельности или в профессиональной.
Концерн – объединение предприятий,
при котором они сохраняют свою юридическую
самостоятельность, но финансовый контроль
и определенные функции по снабжению,
производству, маркетингу предприятий
взяты под единое управление.
Предприятия группируются по
принципу единства и включают в себя
предприятия, осуществляющие все стадии:
от разработки до реализации конечного
продукта => предприятия, входящие в
концерн, обладают очень высокой технологической
зависимостью.
При создании, участники
создают новое юридическое лицо,
централизуют функции управления и
выступают от имени концерна. Организационно-правовая
форма выбирается участниками.
Все предприятия-участники
сохраняют права юридического лица.
Высший орган управления – обычно
собрание представителей-учредителей,
проводится избрание совета директоров,
председатель.
Консорциум ― это временное уставное объединение
промышленного и банковского капитала
в целях совместного проведения крупной
финансовой операции (инвестирование
крупного промышленного проекта).
Инициатором создания является
интересант проекта под которым создается
консорциум (может быть физ. лицо, органы
власти). Структура (состав) зависит от
проекта, по которому он создается, обычно
применяются программо-целевые методы
организации структур.
Реализация
проекта обычно разбивается на отдельные
составляющие:
- Разработка инвестиционного проекта, инвестиционное финансирование;
- Освоение инвестиций
Деятельность заканчивается по
достижении целей проекта.
- Основные типы объединений в экономике современной России. Ассоциация и ТМО.
Типы:
- Объединения как коммерческие организации, созданные юридическими лицами, занимающимися ПД;
- Как некоммерческие организации;
- Создается по закону об общественных объединениях, предполагает объединение граждан, могут создаваться для координации действий в коммерческой деятельности или в профессиональной.
Ассоциация - простейшая форма добровольного объединения
предприятий с целью постоянной координации
хозяйственной деятельности. Создается
на добровольной основе, централизует
определенные функции управления. При
этом участники создают новое юридическое
лицо, определяют его организационно-правовую
форму.
Участники сами выбирают условия вхождения
в ассоциацию. Предприниматели имеют
право самостоятельно принимать
решения о выходе или об участии
в других объединениях.
ТМО (территориальное межфункциональное
объединение).
Состав объединения определяется
требованием программы. Инициатор
создания – органы исполнительной
власти. В состав могут входить как муниципальные,
так и коммерческие предприятия; коммерческие
дополняют). Двойное финансирование, двоякое
отношение управления. Директором обычно
назначается один из заместителей администрации.
- Основные типы объединений в экономике современной России. Холдинг и ФПГ.
Типы:
- Объединения как коммерческие организации, созданные юридическими лицами, занимающимися ПД;
- Как некоммерческие организации;
- Создается по закону об общественных объединениях, предполагает объединение граждан, могут создаваться для координации действий в коммерческой деятельности или в профессиональной.
ФПГ – объединение промышленных предприятий
с финансовыми учреждениями на основе
установленных между ними отношений экономического
и финансового воздействия.
ФПГ включает:
- Предприятие-представитель – выполняет общие функции и только оно имеет право выступать от имени группы. Получает (в собственность или в доверительное управление) пакеты акций предприятий-участников;
- Предприятие – участник сохраняет право юридического лица и продолжает вести хозяйственную деятельность.
Цель создания
ФПГ изначально была ориентирована
на решение 2 основных целей:
- Объединение промышленных и финансовых капиталов в одной структуре;
- Помощь предприятиям с выходом их продукции на внешний рынок.
ФПГ предоставлены льготы (по таможне,
налогам)
Холдинг - совокупность материнской компании и
контролируемых ею дочерних компаний.
Структура холдинга включает:
- материнскую (головную) компанию, которая формирует цели развития холдинга, осуществляет выработку стратегии, координирует и обеспечивает связи между субъектами системы, ведет инновационную деятельность, единое финансовое руководство в целях оптимального распределения и использования ресурсов и привлечения капитала;
- дочерние фирмы со статусом юридического лица; предприятие, созданное в качестве юридического лица другим предприятием
(учредителем) путём передачи ему части своего имущества в полное хозяйственное ведение
- зависимые фирмы - хозяйственное общество, более 20% голосующих акций (для АО) или 20% величины уставного капитала (для ООО) которого принадлежит другому хозяйственному обществу, которое является по отношению к нему контролирующим обществом.
- представительства и филиалы, не имеющие статуса юридического лица.
- Структура предприятия, состав, характеристика
Структура предприятия - это совокупность
составляющих систему элементов и устойчив
связей м/у ними. Структура предприятия
определяется следующими основными факторами:
1) размером предприятия;
2) отраслью производства;
3) уровнем технологии и специализации
П.
Общая структура предприятия
включает 3 основных элемента:
- Структура управления включает в себя подразделения предприятий и персонал, которые заняты осуществлением функций управления предприятий. Функции внутреннего и внешнего управления.
- Производственная структура - часть общей структуры и состоит она из производственных звеньев различного назначения. В зависимости от назначения:
- Основное производство;
- Вспомогательная структура (производство товаров и услуг, которые применяются в основном производстве)
- Обеспечивающая структура не занимается производственным процессом, но создает дополнительную мотивацию для персонала (столовая, детские сады). Финансируется из 2-х источников: предприятие и сами работники.
- Организационная структура (структура управления) предприятия. Основные требования к построению и принципы управления
Структура управления включает в себя подразделения
предприятий и персонал, которые заняты
осуществлением функций управления предприятий.
Функции внутреннего и внешнего управления.
Основные условия
организационной структуры:
- Должна создать условия, чтобы управленческий труд стал трудом производительным;
- Структура должна обеспечивать основные принципы управления;
- Обеспечение реализации всех методов управления (общих и специальных);
- Такие структуры должны быть индивидуализированы и должны обеспечивать необходимую гибкость при решении задач.
Основные принципы управления:
- Принцип демократического централизма (применяется централизация решений);
- Принцип единства политического и хозяйственного руководства (нет политики, которая не зависит от экономики);
- Принцип планирования (без планирования невозможно управление);
- Принцип единоналичия;
- Принцип морального и материального стимулирования (моральное и материальное стимулирование должно дополнять друг друга).
- Организационная структура (структура управления) предприятия. Методы управления
Структура управления включает в себя подразделения
предприятий и персонал, которые заняты
осуществлением функций управления предприятий.
Функции внутреннего и внешнего управления.
Методы управления:
- Организационно-распорядительные:
- Организационные методы (основаны на том, что любое управление – уже структура, персонал требует квалифицированных специалистов);
- Распорядительные (управление предполагает прямое воздействие на сложившуюся ситуацию).
- Социально-психологические
- Социологические методы (привлечь как можно больше персонала);
- Психологические методы (основная цель – создание благоприятного настроя, снятие стресса)
- Экономические методы управления
- Организационная структура (структура управления) предприятия. Основные функции управления. Состав и роль экономической службы
Структура управления включает в себя подразделения
предприятий и персонал, которые заняты
осуществлением функций управления предприятий.
Функции внутреннего и внешнего управления.
Структура
управления опирается на функции управления:
- Организация (создание или совершенствование) объекта или системы. Соединение логически последовательных действий с целью достижения намеченного результата
- Нормирование – процесс опознавания величин, установление количества и качества.
- Планирование – составление программы конкретных действий.
- Координация
- Контроль
- Регулирование – принятие оперативных мер по устранению отклонений.
Основная задача экономической
службы - обработка информации о финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, на основании
которой принимаются управленческие решения.
Рабочие места экономистов можно организовать
как централизованную службу, а можно
распределить по структурным подразделениям.
Экономисты на местах решают задачу
по формированию заявок на финансирование
деятельности и составлению отчетности,
отвечают за рентабельность структурных
подразделений.