Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 11:27, шпаргалка
Работа сдержит ответы на 55 вопросов по дисциплине "Экономика организации".
Внутреннюю экономику страны образуют домашние хозяйства
и организации данной страны, созданные
в соответствии с законодательством данной
страны, которые зарегистрированы на ее
экономической территории и участвуют
в ее экономической деятельности не менее
года (резиденты), а также организации
других государств, действующие в экономическом
пространстве данной страны, и постоянные
представительства других государств
(нерезиденты).
Национальную экономику страны формируют резиденты
данной страны, В национальной экономике
выделяются три крупных сектора:
1) рыночные секторы, институциональной единицей
(хозяйствующим субъектом) которых выступают:
1.1) нефинансовые предприятия и организации,
производящие товары и оказывающие услуги
с целью получения прибыли или личного
дохода, в том числе услуги непроизводственного
характера в здравоохранении, физической
культуре и спорте, отдыхе и туризме, образовании,
культуре и искусстве, в непроизводственных
видах бытового обслуживания;
1.2)финансовые корпорации (организации),
оказывающие финансовые рыночные услуги
с целью получения прибыли (банки, страховые
компании, кредитные организации, инвестиционные
фонды).
2) нерыночные секторы, институциональными единицами
которых выступают:
2.1) государственные и муниципальные учреждения,
оказывающие нерыночные услуги обществу
и гражданам в области образования, здравоохранения,
социального обеспечения и т.п.;
2.2) некоммерческие организации в лице
общественных и религиозных организаций,
потребительских кооперативов и иных
организаций, обслуживающих домашние
хозяйства;
3) смешанный сектор, представленный домашними
хозяйствами, в том числе занимающимися
производством товаров без применения
наемного труда (например, ремесленные
хозяйства).
Институциональными единицами национальной
экономики, таким образом, являются организации
и домашние хозяйства. В 1999 г. их было 2901
тыс., на 1.1.2004 г. в России насчитывалось
4150 тыс. организаций, включая предприятия,
на 1.1.2005г. – 4 417 074. В Тульской области –
33687, в том числе малых – 6500.
Предприятиями являются организации, функционирующие
в реальном секторе экономики и, соответственно
производящие товары, и оказывающие рыночные
услуги в производстве товаров. . Общественное
разделение труда объединило предприятия,
обладающие общностью производимых товаров
и услуг, технологий и удовлетворяемых
потребностей в отрасли.
Высший уровень отраслевой структуры
экономики нашей страны представляют
две крупные сферы экономики, включающие
совокупность отраслей и видов деятельности
национальной экономики по производству
экономических благ:
1)реальный сектор экономики с крупными народнохозяйственными
комплексами предприятий промышленности,
сельского хозяйства, строительства, транспорта,
связи, торговли и других отраслей;
2) непроизводственная
сфера экономики с финансовыми организациями,
бюджетными учреждениями здравоохранения,
образования и других отраслей социального
комплекса государства, с некоммерческими
организациями и т.п.
Промышленность также не есть однородное образование.
Она, в свою очередь, состоит из крупных
промышленных комплексов – отраслей,
которые дифференцируют по ряду признаков:
- по характеру воздействия на предмет
труда различают добывающие и обрабатывающие
отрасли;
- по общности структуры издержек производства
- отрасли фондоемкие, материалоёмкие
и трудоемкие;
- по экономическому назначению выпускаемой
продукции - производящие предметы потребления
и производящие средства производства.
- по уровню монополизации – монополистические
и олигополистические, совершенной конкуренции
и с монополистической конкуренцией.
Нижний уровень структуры национальной
экономики представляют предприятия.
Производственное предприятие является единственной реальной основой функционирования экономики. Именно за счет наличия предприятий сферы производства существуют все остальные сферы и отрасли экономики:
1) непосредственно сам рынок;
2) рыночная инфраструктура;
3) предприятия сферы услуг и др.
Производственное предприятие создает реальный, а не фиктивный капитал.
Фиктивный капитал – особый
тип самовозрастающей стоимости
экономических благ, при котором
увеличение стоимости происходит без
ее создания (за счет рыночных механизмов
перераспределения стоимости
Реальный капитал – процесс увеличения стоимости капитала за счет ее создания.
Рынок появился как необходимый
инструмент реализации изготовленной
продукции; предприятия и организации
рыночной инфраструктуры призваны обеспечивать
предприятия производственной сферы
финансовыми средствами (банки и
кредитные организации), транспортом
и связью. Предприятия сферы услуг
позволяют предприятию
Таким образом, производственное предприятие является основой, базисом экономики. Без производственных предприятий функционирование экономики (по крайней мере, замкнутой экономики) совершенно невозможно; а в открытой (мировой) экономике такое национальное хозяйство будет исключительно слабым.
Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность.
Будучи изменчивой, полной
неопределенности и налагающей ограничения,
среда предприятия глубоко
Среда предприятия слагается
из микросреды и макросреды. Микросреда
(внутренняя среда) представлена силами,
имеющими непосредственное отношение
к самой фирме, так как формируется
внутри нее. Внутренняя среда предприятия
как совокупность трудовых, технологических,
экономических факторов в большей
степени управляема и регулируема,
чем внешняя среда. Внутренняя среда
предприятия определяет технические
и организационные условия
Элементы внутренней среды: производство (объем, структура, темпы, обеспеченность сырьем и материалами, контроль качества и др.), персонал (квалификация, производительность труда, «текучка» кадров, стоимость рабочей силы и др.), организация управления (структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия), маркетинг (доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование), финансы (вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия), культура и имидж (привлечение работников высокой квалификации, стимулирование потребителей к покупке товаров и т. п.).
Макросреда (внешняя среда) представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Экономическое состояние в обществе оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на цены на сырье и материалы и многое др.
Политические факторы, оказывающие влияние на микросреду, как правило, зависят от правящей партии в стране, от политики президента, от наличия или отсутствия военных действий и т. д.
Культурная среда – главными ее элементами которой является образование, культура, нравственные нормы, религиозные традиции.
Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) – оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).
Факторы косвенного воздействия (макроокружение) – не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. Политические (методы реализации государственной политики), экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.), социальные (население, менталитет), технологические (развитие науки и техники).
Существует несколько видов
классификаций
Основными признаками классификации предприятий являются:
1) отраслевая и предметная специализация;
2) структура производства;
3) размер предприятия.
Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на:
1) промышленные;
2) сельскохозяйственные;
3) предприятия транспорта, связи, строительства.
Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые
группы: добывающая и перерабат
На практике редко встречаются
предприятия, отраслевую принадлежность
которых можно четко
1) узкоспециализированные;
2) многопрофильные;
3) комбинированные.
Узкоспециализированными считаю
Наиболее сложной формой комбинирования
производства является комплексное
использование сырья для
Группировка предприятий по размеру предприятия получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующиепоказатели:
1) численность работающих;
2) стоимость выпущенной продукции;
3) стоимость основных производственных фондов.
Единого международного стандарта дифференциации предприятий, деления их на малые, средние и крупные не существует. Все зависит от конкретной ситуации, уровня развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном применяется классификация по численности работников с дифференциацией по отраслям экономики.
К малым предприятиям в промышленности,
строительстве и на транспорте стали
относить предприятия с численностью
работников до 100 человек, в сельском
хозяйстве – до 60 человек, в розничной
торговле и бытовом обслуживании
– до 30 человек, в прочих отраслях
– до 50 человек. При этом к среднегодовой
численности работников добавляется
среднесписочная численность
По сфере деятельности подразде
По характеру потребляемого сырья они делятся на предприятия добывающей промышленности и предприятия обрабатывающей промышленности.
По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.
По масштабам
1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи;
2) коллективное предприятие.
По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.
По уровню специализации предприятия делятся на:
1) специализированные – данные предприятия выпускают определенную номенклатуру продукции;
2) универсальные – эти предприятия изготавливают широкий спектр продукции;
3) смешанные – данные предприятия занимают промежуточное место между специализированными и универсальными предприятиями.
По степени автоматизации производства предприятия разделяются на автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные.
По характеру деятельности пред
1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);
2) коммерческие – предприятия, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом.
Предпринимательская деятельность
– самостоятельно осуществляющая на
свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение