Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 11:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа сдержит ответы на 55 вопросов по дисциплине "Экономика организации".

Вложенные файлы: 1 файл

0865211_D95B6_otvety_na_voprosy_po_ekonomike_fi.docx

— 283.05 Кб (Скачать файл)
  1. Структура национальной экономики: её сферы, секторы, комплексы, отрасли 
    Национальная экономика любой страны - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно- технологическая система. Поэтому её структуру (т. е. разделение на составные части) рассматривают с разных уровней, взаимодействующих в едином экономическом пространстве страны. 
    С позиции хозяйственной системы в связи с переходом России в 1991г. для учёта и анализа макроэкономических процессов к системе национальных счётов национальная экономика структурируется на секторы.  
    Они различаются между собой по способу формирования дохода и участия в рыночных отношениях.

Внутреннюю экономику страны образуют домашние хозяйства и организации данной страны, созданные в соответствии с законодательством данной страны, которые зарегистрированы на ее экономической территории и участвуют в ее экономической деятельности не менее года (резиденты), а также организации других государств, действующие в экономическом пространстве данной страны, и постоянные представительства других государств (нерезиденты).  
Национальную экономику страны формируют резиденты данной страны, В национальной экономике выделяются три крупных сектора: 
1) рыночные секторы, институциональной единицей (хозяйствующим субъектом) которых выступают: 
1.1) нефинансовые предприятия и организации, производящие товары и оказывающие услуги с целью получения прибыли или личного дохода, в том числе услуги непроизводственного характера в здравоохранении, физической культуре и спорте, отдыхе и туризме, образовании, культуре и искусстве, в непроизводственных видах бытового обслуживания; 
1.2)финансовые корпорации (организации), оказывающие финансовые рыночные услуги с целью получения прибыли (банки, страховые компании, кредитные организации, инвестиционные фонды). 
2) нерыночные секторы, институциональными единицами которых выступают:  
2.1) государственные и муниципальные учреждения, оказывающие нерыночные услуги обществу и гражданам в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п.; 
2.2) некоммерческие организации в лице общественных и религиозных организаций, потребительских кооперативов и иных организаций, обслуживающих домашние хозяйства; 
3) смешанный сектор, представленный домашними хозяйствами, в том числе занимающимися производством товаров без применения наемного труда (например, ремесленные хозяйства). 
Институциональными единицами национальной экономики, таким образом, являются организации и домашние хозяйства. В 1999 г. их было 2901 тыс., на 1.1.2004 г. в России насчитывалось 4150 тыс. организаций, включая предприятия, на 1.1.2005г. – 4 417 074. В Тульской области – 33687, в том числе малых – 6500. 
Предприятиями являются организации, функционирующие в реальном секторе экономики и, соответственно производящие товары, и оказывающие рыночные услуги в производстве товаров. . Общественное разделение труда объединило предприятия, обладающие общностью производимых товаров и услуг, технологий и удовлетворяемых потребностей в отрасли.  
Высший уровень отраслевой структуры экономики нашей страны представляют две крупные сферы экономики, включающие совокупность отраслей и видов деятельности национальной экономики по производству экономических благ: 
1)реальный сектор экономики с крупными народнохозяйственными комплексами предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и других отраслей;  
2) непроизводственная сфера экономики с финансовыми организациями, бюджетными учреждениями здравоохранения, образования и других отраслей социального комплекса государства, с некоммерческими организациями и т.п. 
Промышленность также не есть однородное образование. Она, в свою очередь, состоит из крупных промышленных комплексов – отраслей, которые дифференцируют по ряду признаков:  
- по характеру воздействия на предмет труда различают добывающие и обрабатывающие отрасли;  
- по общности структуры издержек производства - отрасли фондоемкие, материалоёмкие и трудоемкие;  
- по экономическому назначению выпускаемой продукции - производящие предметы потребления и производящие средства производства.  
- по уровню монополизации – монополистические и олигополистические, совершенной конкуренции и с монополистической конкуренцией.  
Нижний уровень структуры национальной экономики представляют предприятия.

 

  1. Предприятие – основное звено экономики, его внешняя и внутренняя среда, типы  предприятий (организаций)

Производственное предприятие  является единственной реальной основой  функционирования экономики. Именно за счет наличия предприятий сферы  производства существуют все остальные  сферы и отрасли экономики:

1) непосредственно сам  рынок;

2) рыночная инфраструктура;

3) предприятия сферы услуг  и др.

Производственное предприятие  создает реальный, а не фиктивный  капитал.

Фиктивный капитал – особый тип самовозрастающей стоимости  экономических благ, при котором  увеличение стоимости происходит без  ее создания (за счет рыночных механизмов перераспределения стоимости экономических  ресурсов через ценообразование) –  капитал, обращающийся в торговле.

Реальный капитал –  процесс увеличения стоимости капитала за счет ее создания.

Рынок появился как необходимый  инструмент реализации изготовленной  продукции; предприятия и организации  рыночной инфраструктуры призваны обеспечивать предприятия производственной сферы  финансовыми средствами (банки и  кредитные организации), транспортом  и связью. Предприятия сферы услуг  позволяют предприятию производственной сферы не отвлекаться, например, на ремонт основных фондов, уборку помещения, оказание бытовых услуг для своих  работников (столовая, прачечная и  др.).

Таким образом, производственное предприятие является основой, базисом  экономики. Без производственных предприятий  функционирование экономики (по крайней  мере, замкнутой экономики) совершенно невозможно; а в открытой (мировой) экономике такое национальное хозяйство  будет исключительно слабым.

Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность.

Будучи изменчивой, полной неопределенности и налагающей ограничения, среда предприятия глубоко затрагивает  жизнь фирмы.

Среда предприятия слагается  из микросреды и макросреды. Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение  к самой фирме, так как формируется  внутри нее. Внутренняя среда предприятия  как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей  степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. Внутренняя среда  предприятия определяет технические  и организационные условия работы предприятия и является результатом  управленческих решений. Целью анализа  внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как чтобы  воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые  могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Элементы внутренней среды: производство (объем, структура, темпы, обеспеченность сырьем и материалами, контроль качества и др.), персонал (квалификация, производительность труда, «текучка»  кадров, стоимость рабочей силы и  др.), организация управления (структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия), маркетинг (доля рынка, каналы распределения  и сбыта продукции, маркетинговый  бюджет и его исполнение, маркетинговые  планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование), финансы (вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия), культура и имидж (привлечение работников высокой квалификации, стимулирование потребителей к покупке товаров и т. п.).

Макросреда (внешняя среда) представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают  влияние на микросреду, такими как  факторы демографического, экономического, природного, технического, политического  и культурного характера. Кроме  того, в макросреду входят взаимоотношения  предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными  аудиториями.

Экономическое состояние  в обществе оказывает влияние  на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на цены на сырье  и материалы и многое др.

Политические факторы, оказывающие  влияние на микросреду, как правило, зависят от правящей партии в стране, от политики президента, от наличия  или отсутствия военных действий и т. д.

Культурная среда –  главными ее элементами которой является образование, культура, нравственные нормы, религиозные традиции.

Внешняя среда предприятия  – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают  существенное воздействие на него. Внешние факторы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) – оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

Факторы косвенного воздействия (макроокружение) – не оказывают  прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки  правильной стратегии. Политические (методы реализации государственной политики), экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.), социальные (население, менталитет), технологические (развитие науки и техники).

 

  1. Классификация предприятий

Существует несколько видов  классификаций предпринимательства.

Основными признаками классификации предприятий являются:

1) отраслевая и предметная специализация;

2) структура производства;

3) размер предприятия.

Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на:

1) промышленные;

2) сельскохозяйственные;

3) предприятия транспорта, связи, строительства.

Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.

На практике редко встречаются  предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них  имеют межотраслевую структуру. В связи с этим предприятия делятся на:

1) узкоспециализированные;

2) многопрофильные;

3) комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.

Наиболее сложной формой комбинирования производства является комплексное  использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре  и химическому составу, когда  на основе одного и того же сырья  на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.

Группировка предприятий по размеру предприятия получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующиепоказатели:

1) численность работающих;

2) стоимость выпущенной продукции;

3) стоимость основных производственных фондов.

Единого международного стандарта  дифференциации предприятий, деления  их на малые, средние и крупные  не существует. Все зависит от конкретной ситуации, уровня развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном применяется классификация по численности  работников с дифференциацией по отраслям экономики.

К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали  относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве – до 60 человек, в розничной  торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек, в прочих отраслях – до 50 человек. При этом к среднегодовой  численности работников добавляется  среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия. Эти критерии (с учетом мировой  практики) являются условными критериями деления предприятий по размеру.

По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы.

По характеру потребляемого  сырья они делятся на предприятия добывающей промышленности и предприятия обрабатывающей промышленности.

По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.

По масштабам предпринимательской деятельностипредприятия можно подразделить на следующие виды:

1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи;

2) коллективное предприятие.

По времени работы в  течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.

По уровню специализации предприятия делятся на:

1) специализированные – данные предприятия выпускают определенную номенклатуру продукции;

2) универсальные – эти предприятия изготавливают широкий спектр продукции;

3) смешанные – данные предприятия занимают промежуточное место между специализированными и универсальными предприятиями.

По степени автоматизации  производства предприятия разделяются на автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные.

По характеру деятельности предприятия бывают:

1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

2) коммерческие – предприятия, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом.

 

 

  1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.

 

Предпринимательская деятельность – самостоятельно осуществляющая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользование имуществом, продажу товаров, ьвыполнение работ и услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Регистрация согласно ГК РФ.  Субъектами в бизнесе могут быть организации и учреждения , совершающие коммерческие сделки в товарной или денежной форме. Менеджер – это наемный работник, релизующий задачи, поставленные предпринимателем 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"