Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике организации".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по экономике организаций.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Оборот. фонды – это часть производств. фондов, расходуются в кажд. производств. цикле и стоимость свою переносят на гот. продукцию сразу в течение кажд. кругооборота. Веществ. элементы обор. фондов -это материал. ресурсы, т.е. сырье (нефть, угль, газ), материалы (дерево, железо), топливо, энергия и т.д. Оборотные фонды – в натур. выражении; Оборотные ср-ва – в денеж. выражении. Оборот. ср-ва включает оборот. фонды в денежном выражении и фонды обращения или оборот. ср-ва – это деньги предпр-ия для приобретения оборот. фондов и фондов обращения. Стр-ра оборот. фондов: 1) Производств. запасы; 2) Незавершенное произв-во и полуфабрикаты собствен. изготовления; 3) Расходы будущих периодов. Производств. запасы – состоят из сырья, основы вспомогате. материалов, топлива, горючее, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, тара, запасные части для текущего ремонта. Незавершенное произв-во и полуфабрикаты собств. изготовления – та часть оборот. фондов, находится в процессе произвва (обработки или сборки) и полуфабрикаты не законченные полностью. Расходы буд. периодов – невещественных элементы оборот. фондов, включающие затраты на подготовку и освоение нов. продукции, производится в данном периоде, но относится к продукции будущих периодов. Итак структура оборот. фондов = соответствие в % м/у группами  и элементами фондов.

20. Понятие и роль оборотных фондов  в эк-ке предпрития Разл-ют два понятия: оборот. ср-ва и оборот. фонды. Под оборот. фондами понимается часть ср-в произв-ва, которые единожды участвуют в производств. процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию. К ним отн-ся: сырье, осн. и вспомогат. материалы, комплектующие изделия, не законченная произв-ом продукция, топливо, тара и др. предметы труда. Оборот. ср-ва складываются из оборот. фондов и фондов обращения. К фондам обращения отн-ся сре-ва, обслуживающие процесс реализации продукции: гот. продукция на складе, товары, отгруженные заказчикам, но еще не оплаченные ими, ср-ва в расчетах, ден. ср-ва в кассе предпр-ия и на счетах в банках. Фонды обращения связаны с обращением продукции и включают в себя: 1. Годовую продукцию на складе; 2. Продукцию отгруженную но не оплаченную; 3) Все ден. ср-ва предпр-ия; 4) Ср-ва в расчетах. По источникам формирования оборот. ср-ва делятся на собственные и заемные. Заемные оборотные средства – это предметы банка, кредиторская задолжность и проч пассивы. Эффект-сть использования оборот. ср-ва харак-ся 3 мя показателями: 1. Коэффициент оборачиваемости: Коборах = РП/СО, РП- реализуема продукция, СО- сред. остаток оборот. ср-в. Он показывает объем реализуемой продукции приходящейся на 1 руб. оборот. средств. 2. Коэффициент загрузки оборотных средств: Кд = СО/РП. Он характеризует сумму оборотных средств затраченных на 1 руб реализованной продукции. 3. Длит-ть одного оборота (в днях):.Т = Д/Коборах х Т. Чем меньше длит-сть оборота средств, тем меньше требуется оборот. средств. Т.о, оборот. средства — это ден. ср-ва предпр-ия, предназначенные для образования оборот. производств. фондов и фондов обращения.

24. Показатели использования оборотных  фондов предприятия Разл-ют два понятия: оборот. ср-ва и оборот. фонды. Под оборот. фондами понимается часть ср-в произв-ва, которые единожды участвуют в производств. процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию. К ним отн-ся: сырье, осн. и вспомогат. материалы, комплектующие изделия, не законченная произв-ом продукция, топливо, тара и др. предметы труда. Оборот. ср-ва складываются из оборот. фондов и фондов обращения. К фондам обращения отн-ся сре-ва, обслуживающие процесс реализации продукции: гот. продукция на складе, товары, отгруженные заказчикам, но еще не оплаченные ими, ср-ва в расчетах, ден. ср-ва в кассе предпр-ия и на счетах в банках. Фонды обращения связаны с обращением продукции и включают в себя: 1. Годовую продукцию на складе; 2. Продукцию отгруженную но не оплаченную; 3) Все ден. ср-ва предпр-ия; 4) Ср-ва в расчетах. По источникам формирования оборот. ср-ва делятся на собственные и заемные. Заемные оборотные средства – это предметы банка, кредиторская задолжность и проч пассивы. Эффект-сть использования оборот. ср-ва харак-ся 3 мя показателями: 1. Коэффициент оборачиваемости: Коборах = РП/СО, РП- реализуема продукция, СО- сред. остаток оборот. ср-в. Он показывает объем реализуемой продукции приходящейся на 1 руб. оборот. средств. 2. Коэффициент загрузки оборотных средств: Кд = СО/РП. Он характеризует сумму оборотных средств затраченных на 1 руб реализованной продукции. 3. Длит-ть одного оборота (в днях):.Т = Д/Коборах х Т. Чем меньше длит-сть оборота средств, тем меньше требуется оборот. средств. Т.о, оборот. средства — это ден. ср-ва предпр-ия, предназначенные для образования оборот. производств. фондов и фондов обращения.

38. Понятие себестоимости продукции,  значение этого показателя для  предпрития Себестоимость продукции пред-ет выраженные в ден. форме текущие затраты предпр-ий на произв-во и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции выполняет ряд важн. ф-ций: • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; • база для формирования оптовой цены на продукцию предпр-ия и определ. прибыли и рентабельности; • эконом. обоснование целесообразности вложения реал. инвестиций на реконструкцию, техн. перевооружение и расширение действующего предпр-ия; • определение оптимал. размеров предпр-ия; • эконом. обоснование и принятие любых управленч. решений и др. Разл-ют след. виды себе-сти: Цеховая себестоимость пред-ет затраты цеха, связанные с произв-вом продукции. Производств. себе-сть помимо затрат цехов вкл-ет общепроизводств. и общехоз. расходы. Полная себе-сть отражает все затраты на произв-во и реализацию продукции, слагается из производств. себе-сти и внепроизводствен. расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, пр. расходы). Разл-ют: Индивидуал.  себе-сть обусловливается конкрет. условиями, в которых действует то или др. предпр-ие. Среднеотраслевая себе-сть опред-ся как средневзвешенная величина и харак-ет средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. В усл-х перехода к рыноч. эк-ке роль и значение себе-сти продукции для предпр-ия резко возрастают. Значение снижения себестоимости продукции для предпр-ия закл-ся:  1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предпр-ия, в появлении возможности в простом и расширенном воспроизв-ве; 2. в появлении большей возможности для материал. стимулирования работников и реш. соц. проблем коллектива предпр-ия; 3. в улучшении финанс. сост. предпр-ия и снижении степени риска банкротства; 4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; 5. в снижении себестоимости продукции в АО, что явл-ся хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда д/б в центре внимания на предпр-ях.

 

 

 

 

 

 

 

 

46.Показатели  металлоемкости в машиностроении. Методика расчета К част.  показателям материалоемкости продукции отн-ся металлоемкость, электроемкость и энергоемкость. Показатель металлоемкости продукции (Mмет) опред-ся по формуле: М мет = Кол-во израсходован.металла/ Выпуск товар. (реализован.) продукции. Электроемкости – М м = кол-во израсходован. электроэнергии/ Выпуск товар. (реализован.) продукции. Энергоемкости – М м = кол-во потреблен. всех видов энергии/ Выпуск товар. (реализован.) продукции. Все эти част. показатели м/б определены как в натур., так и в стоимостном исчислении. Для любого предпр-ия, особенно для машиностроит-го, важно знать, наско-ко рационально исп-ся металл. С этой целью испол-ся такие показатели уровня использования металла, как коэффициент относит. металлоемкости, коэффициент использов. металла и интегральный коэффициент использов. металла. Коэффициент относит. металлоемкости (Ко.м.) харак-ет уровень использования металла на стадии проектирования и конструирования машин и оборудования и показывает, наско-ко совершенна та или иная конструкция со стороны рац-го использов. металла, опред-ся по формуле: Ко.м. = Чисый вес изд./Числен. значение важн. параметра изд. В кач-ве параметра м/т выступать, н-р, мощность трактора в лошадиных силах, мощность двигателя в кВт, грузоподъемность автомобиля в тоннах и т.д. Коэффициент использов. металла (К дм) опред-ся по формуле: Кк.м. = Чистый  вес детали (изд.)/Черновой вес, или норма. Он харак-ет уровень использования металла на стадии изготовления машин, оборудования или конструкций. Для обобщающей харак-ки использов. металла как на стадии проектирования и конструирования машин и оборудования, так и на стадии их изготовления прим-ся интегральный коэффициент использов. металла (Кинт), который опред-ся по формуле: Кинт = Ка.м./К к.м. Чем меньше величина этого показателя, тем более совершенна конструкция и лучше испол-ся металл при изготовлении продукции на предприятии.

48. Прибыль и рентабельность, их  понятия, расчет, пути увеличения. Прибыль пред-ет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Это важн. финанс. категория, отражающая результаты деят-ти предппр-ия и выступающая осн. источником - его финансов. Прибыль – это не только движущая сила расширения произв-ва, но и источник соц. благ труд. кол-ва и об-ва в целом.  Цель- максимизация прибыли- явл-ся важной, но не глав. целью в совр. рыноч. усл-х, необходимо учитывать: цены конкурентов, спрос потребителей, формировать имидж компании, т.е. приспосабливаться к внеш. изменениям, проводя ценовую, финанс. инвестиционную по-ки. Важн. источником - получения прибыли явл-ся инновационная деят-ть. Реализация данного источника предп-ет пост. работу по изменению потребит. свойств товара.Виды прибыли: 1. Бухгалтерская (балансовая) прибыль- это общий финанс. рез-тат, рассчитывается как разность м/у чистой выручкой и себестоимостью продукции. Источники её формирования: обычные виды деят-ти пр-тия; операционная деят-ть (сдача в аренду, плата за пользование патентами, поступление от участия в капитале др. орг-ций, % от хранения средств, от продажи осн.средств) внереализационная деят-ть (штрафы и неустойки за нарушение договор. обязательств, активы, получ.безвозмездно, суммы кредит. и дебит. задолженности); чрезвычайные доходы (страховые возмещения, стоимость мат.цен., остающихся от списания). 2. Чистая прибыль- разница м/у всеми доходами и расходами пр-тия после уплаты всех налогов и сборов, т.е. та часть прибыли, которая м/б испытана для выплаты дивидендов собственникам и реинвестирования. 3. Эконом. (остаточная) прибыль- рез-т работы капитала, рассчитывается как разница м/у выручкой и эконом. издержками. Т.к. прибыль, исчисленная в бухучете, не отражает действительного рез-та хоз. деят. пр-тия.  На величину прибыли, её динамику воздействуют факторы.  К внутр. факторам , влияющим на увел. прибыли относят: 1.уровень хозяйствования; 2. компетентность рук-ля; 3. конкурентоспособность продукции; 4. з\п; 5. уровень цен на реализуемую продукцию; 6. орг-ция произв-ва и  руда. К внеш: 1. цены на потребляемые ресурсы; 2. конкурент. среда; 3. барьеры входа в отрасль; 4. налоговая сист.; 5. гос. ограны упр-ния; 6. политич., соц., культурные, религиозные т.д. Прибыль как рез-т финанс. деят-ти выполняет опред. ф-ции.: 1. воспроизводственную- явл-ся одним из глав. источников финансирования расширен. воспроизв-ва; 2. стимулирующую- выступает источником- образования поощрительных фондов и соц. развития кол-ва пр-тия.  3. контрольная- как результат деят-ти пр-тия. Принципы распределения опред-ет гос-во. Прибыль, получаемая суб. хоз. облагается налогом. Т.к обновление осн. капитала явл-ся основой выхода из эконом. кризиса, с целью стимулирования развития техн. прогресса пр-тиям предоставляются льготы, снижающие величину н\о прибыли. Пр-тия, получившие в прошлом году убыток, освобождаются от уплаты налога с чистой прибыли. Порядок распределения и использов. прибыли фиксируется в Уставе и опред-ся положением, затем состав-ся смета расходов прибыли на предстоящий год, которая вкл-ет в себя след. элементы: 1. налоги, сборы, платежи, относимые на прибыль; 2. оплата % по ссудам и займам; 3. все сверхнормативные расходы, относимые на чистую прибыль; 4. материал. поощрение персонала; 5. финансирование соц. сферы. Чистая прибыль поступает в распоряжение пр-тия. При распределении прибыли необходимо учитывать сост. конкурентной среды, которая опред-ет необходимость расширения и обновления производств. потенциала. Часть прибыли м/б нераспределенной- это дополнит. финанс. резерв, который м/б использован для пополнения фондов и увеличения устав.  капитала. Для оценки уровня эффективности работы получаемый рез-т- прибыль - сопоставляется с затратами или с используемыми ресурсами. Рентабельность харак-ет степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами харак-ет рентабельность. Рентабельность –есть относит. показатель, обладающий свойством сравнимости. Исчисляется как отнош. валовой прибыли к издержкам произв-ва. Выд-ют показатели рентабельности для оценки эффективности затрат и показатели доходности, эффективности использования имущества. 1. Оценочным показателем явл-ся рентабельность продаж -  отражает уровень спроса на продукцию, работы, услуги, наско-ко правильно суб. хоз. определил товар. ассортимент и товарную п-ку. Р.п. – это отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (в %). Р продаж = Пч/Крп*100%, где Пч- чистая пр., Крп- колич. реал. прод. 2. ирентабельность капитала –это величина прибыли с каждого вложенного рубля средств пр-тия. Осн. показателями рентабельности капитала явл-ся: Рентабельность активов (имущества)= прибыль в распоряжении пр-тия/средняя величина активов. Данный показатель говорит, сколько 1 прибыли получено с 1 стоимости активов независимо от источника привлечения ср-в. Рентабельность текущих активов= прибыль в распоряжении пр-тия/средняя величина текущих активов. Рентабельность собственного капитала= Пчис., (Пбал.) или Прас. пр./ источники собственных средств. Данный показатель харак-ет величину прибыли на 1 рубль собственных средств. Этот коэффициент играет важную роль при оценке уровня котировки акций на бирже. Рентабельность инвестиций = Пб (Пч)/ источники инвестиционных средств. Разница м/у показателями рентабельности  обусловлена привлечением внеш. источников финансирования пр-тия. Рентабельность производства =Пб\Пф, Пф- средняя стоимость производств. фондов. Рентабельность основной деят-ти =Преал/ Зпр, Зпр-затраты на пр. реал. прод. Рентабельность отдельных изделий = Пизд/Рпизд*100%, Пизд- пр. от реал. конкр. вида , РП изд- выручка от ее реал.

31. Пути роста производительности  труда и снижения трудоемкости Труд м/б производит. и менее производит. Показателем эффективности труда явл-ся его производит-сть. Сущ-ет много показателей эффектив-ти произв-ва, но производит-ть труда считается важн. из них. Повышение производит-сти труда имеет большое эконом. и соц. значение, которое необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. С народнохоз-ой т.з. повышение производит-сти труда означает:  • рост ВВП и ВНП, нац-го дохода; • рост фонда накопления и фонда потребления;  • основу для расширенного воспроизв-ва; • основу для повыш. уровня жизни граждан страны и реш. соц. проблем;  • основу для развития страны и роста эконом. могущества гос-ва. Для измерения производит-сти труда, эффектив-сти использов. труд. ресурсов в промыш-ти исп-ся 2 осн.показателя: выработка и трудоемкость. Выработка измеряется кол-вом продукции, произведенной в единицу раб. времени или приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего в год (квартал, месяц). Это распростран. и универсал. показатель производит-сти труда. Разл-ют 3 метода определения выработки: натуральный, стоимостный (денеж.) и трудовой. Выработка в натуральном или стоимостном выражении опред-ся по формуле: Выработка= V тов. (валовой или реализован.) продукции/Среднесписочная числен. работников. Трудоемкость — это затраты раб. времени на произв-во единицы продукции. В зависимости от состава включаемых в нее труд. затрат разл-ют, технолог. трудоемкость, трудоемкость обслуживания произв-ва, производств. трудоемкость и трудоемкость управл. произв-ом. Для расчета роста производит-сти труда на предпр-ии принята класс-ция факторов ее роста: 1. Техн. прогресс, включающий механизацию и автоматизацию производств. процессов и внедрение передовой технологии на базе нов. оборудования; модернизацию действующего оборудования; измен. качества сырья, применение нов. видов материалов и топлива; повыш. кач-ва продукции. 2. Улучш. организации произв-ва, труда и управления, в т.ч.: увеличение норм и зон обслуживания; изменение специализации произв-ва; совершенствование управления произв-ом (укрепление цехов, переход на бесцеховую структуру и т.п.); сокращ. потерь раб. времени; снижение брака и отклонений от норматив. условий работы. 3. Влияние прир. условий: залегание угля, нефти и др. минер. сырья; содержание полезного компонента в рудах; изменение глубины разработки и др. 4. Изменение объема произв-ва и относит. уменьш. числен. ППП (рабочих, руководит., специалистов и служащих). 5. Изменение структуры произв-ва в т.ч.: измен. удельного веса полуфабрикатов и кооперированных поставок; измен. доли продукции разной трудоемкости; измен. доли разл. методов произв-ва, способов добычи полезных ископаемых; измен. доли вновь осваиваемой продукции.

25. Пути экономии оборотных фондов  на предприятии Эконом. знач.  экономии оборотных фондов: 1. Снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива обесп-ает произв-ву эконом. выгоды, дает возможность из данного кол-ва материал. ресурсов выработать больше гот. продукции и расширить масштабы произв-ва. 2. Экономия материал. ресурсов, внедрение в произв-во более эконом. материалов способствует установлению более прогрессивных пропорций м/у отраслями и достижению более совершенной отраслевой структуры. 3. Стремление к экономии материал. ресурсов способствует внедрению нов. техники и совершенствов.технолог. процессов. 4. Экономия ресурсов и материалов снижает себестоимость продукции, способствует увеличению технолог. уровня произв-ва и снижению издержек произв-ва. 5. Существенно влияя на снижение себестоимости, экономия материал. ресурсов оказывает положит. воздействие на финанс. состояние предпр-ия. Т.о. эконом. эффект-сть улучшения использования и экономия оборот. фондов оказывает положит. воздействие на все стороны производств. деят-ти предпр-ий.

41. Резервы и пути снижения себестоимости  продукции на пред-ии Себестоимость продукции пред-ет выраженные в ден. форме текущие затраты предпр-ий на произв-во и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции выполняет ряд важн. ф-ций: • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; • база для формирования оптовой цены на продукцию предпр-ия и определ. прибыли и рентабельности; • эконом. обоснование целесообразности вложения реал. инвестиций на реконструкцию, техн. перевооружение и расширение действующего предпр-ия; • определение оптимал. размеров предпр-ия; • эконом. обоснование и принятие любых управленч. решений и др. Разл-ют след. виды себе-сти: Цеховая себестоимость пред-ет затраты цеха, связанные с произв-вом продукции. Производств. себе-сть помимо затрат цехов вкл-ет общепроизводств. и общехоз. расходы. Полная себе-сть отражает все затраты на произв-во и реализацию продукции, слагается из производств. себе-сти и внепроизводствен. расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, пр. расходы). Разл-ют: Индивидуал.  себе-сть обусловливается конкрет. условиями, в которых действует то или др. предпр-ие. Среднеотраслевая себе-сть опред-ся как средневзвешенная величина и харак-ет средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. В усл-х перехода к рыноч. эк-ке роль и значение себе-сти продукции для предпр-ия резко возрастают. Значение снижения себестоимости продукции для предпр-ия закл-ся:  1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предпр-ия, в появлении возможности в простом и расширенном воспроизв-ве; 2. в появлении большей возможности для материал. стимулирования работников и реш. соц. проблем коллектива предпр-ия; 3. в улучшении финанс. сост. предпр-ия и снижении степени риска банкротства; 4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж; 5. в снижении себестоимости продукции в АО, что явл-ся хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда д/б в центре внимания на предпр-ях.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"