Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:46, контрольная работа
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.
С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.
1.Виды и показатели измерения запасов сырья………………………………………3
2.Понятия прибыли и рентабельности………………………………………………6
2.1.Понятия прибыли…………………………………………………….…………….6
2.2.Понятие рентабельности………………………………………………………….10
3.Задачи………………………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………………21
2.2.Понятие рентабельности
Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является рентабельность.
Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него.
К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:13
Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.
По методу исчисления в народном хозяйстве существует рентабельность предприятий Рпр. и рентабельность продукции Рпрод. Первый показатель определяется как отношение балансовой прибыли П к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фоп и оборотных средств Фоб:
Рпр = (П / (Фоп + Фоб)) х 100% (6)
Второй показатель рентабельности выражается отношением балансовой прибыли П к себестоимости готовой продукции С:
Рпр = (П / С) х 100% (7)
Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а, следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.
В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.
Экономический смысл рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включается их амортизация, то есть доля их стоимости, переносимая в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включатся в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции.
Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.14
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности, применяемые на уровне предприятия, можно объединить в следующие группы: 1) показатели рентабельности продукции; 2) показатели рентабельности капитала (активов); 3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия. Например:
Рис. 1. Пример формирования показателей рентабельности первой группы
Данные показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции базисного (Ко) и отчетного (К1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
Ко = По / Ро ;
К1 = П1 / Р1
или
Ко = (Ро - Со) / Ро;
К1 = (Р1 – С1) / Р1;
К = К1 – Ко,
где По, П1 – прибыль от реализации в отчетном и базисном периодах соответственно;
Р1, Ро – реализация продукции (работ, услуг) соответственно;
С1, Со – себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;
К – изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом (по методу цепных подстановок)
КN = (Р1 – Со) / Р1 – (Ро – Со) / Ро. (13)
Соответственно влияние изменения себестоимости составит
КS = (Р1 – Со) / Р1 – (Р1 – Со) / Р1. (14)
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный капитал.
Рис. 2. Пример формирования показателей рентабельности второй группы
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей – доходность акций и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям.
Рассмотрим следующую очевидную зависимость:15
Рис. 3. Связь между рентабельностью и фондоотдачей
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.
Рис. 4. Факторная модель рентабельности
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов его деятельности. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается приток денежных средств.
Например:
Рис. 2.5. Формирование показателей рентабельности третей группы
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи.
Рост рентабельности объективно свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия, увеличение не только получаемой суммы прибыли, но и относительного повышения доходов на каждый рубль затрат.
Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли и сокращение затрат на производство. Главным источником роста рентабельности следует считать снижение затрат на производство, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда.16
3.Задачи
Задача № 1
Дайте анализ выбранного бюджетного обследования согласно таблице.
Группа семей со среднедневным доходом |
Уд. вес семей в их общей совокупности, % |
Расходы на общественное питание, % ко всем расходам на питание %. |
1 |
11,2 |
8,8 |
2 |
15,7 |
9,0 |
3 |
18,7 |
9,4 |
4 |
28,9 |
9,3 |
5 |
15,5 |
12,5 |
6 |
10,0 |
15,0 |
Решение:
Анализируя данные выбранного бюджетного обследования можно сделать следующий вывод – с повышением уровня среднедушевого дохода происходит увеличение расходов на общественное питание с 8,8% до 15%.
Средний удельный вес расходов на общественное питание:
УВср = (8,8 * 11,2 + 9*15,7 + 9,4 * 18,7 + 9,3*28,9 + 12,5*15,5 + 15*10) /100 = 10,28 %
Задача № 11
В планируемом периоде столовая работала 6 часов в день, количество мест в обеденном зале 84, время приема пищи 20 мин., средне количество блюд на одного посетителя 2,1. Плановое количество рабочих дней 320, коэффициент использования пропускной способности обеденного зала в планируемо периоде 0.6. Определить плановый выпуск блюд за год.
Решение:
Сначала определим максимальную пропускную способность столовой. Она равна:
ПСmax = (ВР * Чм) / ВП = (360*84) / 20 = 1512 (чел.)
ПСmax - пропускная способность максимальная;
ВР – продолжительность работы предприятия за день, мин.;
Чм – число мест;
ВП – время приёма пищи одним посетителем, мин.
Пропускная способность в планируемом году будет равна:
ПСплан = 1512*0,6 = 907 (чел.)
Плановый выпуск блюд за год составит:
ВБпл = ПСmax * Кпс * Бп * Дп = 1512*0,6*2,1*320 = 609638,4 шт.
ВБпл – годовой план выпуска блюд;
ПСmax - пропускная способность максимальная;
Кпс - коэффициент использования пропускной способности обеденного зала в планируемо периоде;
Бп - средне количество блюд на одного посетителя;