Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической эффективности производства молока в сельскохозяйственном предприятии и выявление путей их повышения.
В ходе работы определены следующие задачи:
- изучение теоретических основ прозводства и реализации продукции;
- краткая характеристика деятельности СПК «Верхтаркский»;
- анализ современного состояния производства молока в хозяйстве;
- анализ реализации молока в хозяйстве;
- выявление резервов увеличения производства молока;
- оценка предлагаемых мероприятий
Введение Производство молока является
одной из важнейших отраслей агропромышленного
комплекса. Молоко и молочная продукция
служат источниками полноценных
белков, жиров, молочного сахара, а
также разнообразных Однако в настоящее время производство молока, как и все сельское хозяйство, находится в затяжном кризисе. Это выразилось в уменьшении поголовья скота молочного направления, снижения его молочной продуктивности, и как следствие, в падении общего объема производства молока, сокращении экономической эффективности производства молока. Для большей части хозяйств производство молока является источником постоянных убытков, что сказывается на снижении вложений в данную отрасль и приводит к сокращению интенсивности производства. Снижение производства отечественного молока и молочной продукции на внутреннем рынке замещается импортной продукцией, что ослабляет продовольственную безопасность страны. В этих условиях молочное животноводство нуждается в немедленных мерах по поддержке со стороны государства. Кроме этого необходимо использовать внутренние резервы хозяйств. Этим и определяется актуальность выбранной темы. (4, с.15) Целью курсовой работы является изучение экономической эффективности производства молока в сельскохозяйственном предприятии и выявление путей их повышения. В ходе работы определены следующие задачи: - изучение теоретических основ прозводства и реализации продукции; - краткая характеристика
деятельности СПК « - анализ современного состояния производства молока в хозяйстве; - анализ реализации молока в хозяйстве; - выявление резервов увеличения производства молока; - оценка предлагаемых мероприятий. Объектом исследования является СПК «Верхтаркский» Кыштовского района Новосибирской области. В процессе написания курсовой работы использовались следующие методы: диалектический, монографический, сравнительный, статистический и т.д. Источниками данных послужили: учебники, учебно-методическая, справочная и нормативная литература, данные бухгалтерской отчетности за 2005–2007 годы.
Глава 1. Теоретические основы эффективности производства и реализации молока 1.1 Сущность и значения молочной продукции Молоко используют либо как
продукт питания в Молоко представляет собою
биологическую жидкость сложного химического
состава, выделяемую молочной железой
самок млекопитающих в период
лактации. Оно служит полноценной
и незаменимой пищей В состав молока большое количество различных веществ, и его надо рассматривать не как механическую смесь отдельных частиц, а как сложную коллоидную систему. Из молока можно выделить следующие составные части: воду, сухое вещество, газы. В сухое вещество входит жир, белок, молочный сахар (лактоза), макро- и микроэлементы, витамины, ферменты и др. С точки зрения физической химии молоко можно представить как дисперсную систему, состоящую из дисперсной среды (воды) и дисперсной фазы (частиц) составных частей молока. Жир в молоке находится в виде эмульсии, белки- в коллоидном состоянии, лактоза- в молекулярно- дисперсной форме. Поэтому молоко можно считать полидисперсной системой, где составные части его находятся в тонкоколлоидном и молекулярнодисперсном состоянии, причем диспергированные частицы также являются полидисперсными. Содержание в молоке разнообразных
высококалорийных веществ, хорошо сбалансированных,
обусловливает высокую Белки молока содержат незаменимые, жизненно важные аминокислоты, такие как триптофан, фенилаланин, метионин, лизин, валин, треонин, аргинин, цисцин, изолейцин и лейцин. Усвояемость белка-96% , молочного сахара 98%. Молоко активизирует работу желудочно-кишечного тракта и усваивается даже при слабой секреторной работе пищеварительных желез. Хорошее переваримость его
составных частей, высокая усвояемость
белков, жиров и углеводов сделали
молоко диетическим продуктом, который
принимает участие в Молочное скотоводство занимает одно из основных мест в продовольственном подкомплексе страны. Значение этой отрасли определяется в первую очередь необходимостью обеспечения населения молочными продуктами, а также высокой долей ее в производстве валовой продукции, что во многом влияет на экономику сельского хозяйства. (6, с.35) В Российской Федерации и
в Новосибирской области 1.2 Сущность, виды
и показатели экономической
В различной литературе понятию
экономической эффективности Тем самым экономическая
эффективность определяется путем
сопоставления полученного Н.Я. Коваленко считает, что
в основе экономического прогресса
любого общества лежит повышение
эффективности общественного Высшим критерием Повышение эффективности
сельскохозяйственного В.А. Добрынин считает, что
экономическая эффективность В сельском хозяйстве различают следующие виды экономической эффективности: - народнохозяйственную, -отраслевую, - отдельных отраслей сельского хозяйства, - производства в различных формах хозяйствования, - внутрихозяйственных - производства отдельных
видов продукции: зерна, - отдельных хозяйственных
мероприятий: агротехнических, Все эти виды экономической
эффективности неразрывно связаны
между собой. Конечный экономический
эффект в целом по сельскому хозяйству
зависит от рационального использования
всех ресурсов, систематической борьбы
за экономию и бережливость, снижения
себестоимости продукции и Народнохозяйственная Отраслевая эффективность Другие виды эффективности аналогичны отраслевой, но характеризуют результативность различных форм организации производства, внутрихозяйственных подразделений, производства отдельных видов продукции и мероприятий, проводимых в сельском хозяйстве путем сопоставления полученного эффекта с ресурсами или затратами. Экономическая эффективность
сельскохозяйственного Стоимостные показатели имеют не только учетное, но и экономическое значение. При определении показателей экономической эффективности на уровне предприятия производится расчет и анализ следующих результатов: · Производственных результатов – выручки от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды; · Социальных результатов в части, относящейся к работникам предприятия и членам их семей. При определении экономической
эффективности 1. , где ВП – стоимость валовой
продукции, произведенной С – текущие производственные затраты, ОС – среднегодовая стоимость основных производственных средств, Ен – коэффициент эффективности основных средств. 2. , где РП – стоимость реализованной продукции. Иногда этот показатель называют еще отношением валового дохода к затратам труда. От предыдущего он отличается тем, что более точно отражает финансовые, а не производственные результаты деятельности. 3. , Где ЧД – чистый доход предприятия (денежное выражение стоимости прибавочного продукта) разность между стоимостного валовой или реализованной продукции затратами на ее производство. Различают созданный и полученный чистый доход. В первом случае речь идет о соотношении размера всей произведенной продукции и затрат на ее производство, а во втором – только реализованной, т.е. во втором случае речь идет о прибыли от реализации. Прибыль от реализации продукции
считается показателем Тем не менее, гораздо больший
интерес представляют показатели, являющиеся
производными от прибыли – показатели
рентабельности. Вообще само понятие
рентабельности предполагает, что в
числе тем соответствующей 1. Рентабельность продукции: Рп = П/С * 100% , где С – себестоимость П – прибыль. 2. Рентабельность основных
средств и нормируемых ( Каждый показатель может рассчитываться от балансовой прибыли (общая рентабельность) и от чистой, за вычетом обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и т.п. (расчетная рентабельность). На практике бывает полезным
рассчитать показатель рентабельности
чистых активов – отношение прибыли
к сумме чистых активов предприятия.
Кроме того, в качестве показателя
использования собственного капитала
часто применяется норма В некоторых случаях показатели рентабельности и нормы прибыли численного могут быть равны. Но их экономический смысл остается различным. Минаков считает, что рассчитать показатели экономической эффективности можно двумя способами: эффективность выразить дробью, в числителе которой указать эффект (результат), в знаменателе – ресурсы, вычесть из эффекта затраты на его достижение. (12,с.66) Учитывая, что экономическая
эффективность определяется в одном
случае путем сопоставления эффекта
и ресурсов, в другом – эффекта
и затрат, все показатели, характеризующие
ее уровень можно разделить на
2 группы. Одна группа 1) показателей
характеризует экономическую Эффективность использования производственных ресурсов определяется отношением результатов производства к ресурсам. Обобщающими показателями экономической
эффективности использования Ротд= ВП/РП Ремк = РП/ВП, Рп – величина ресурсного потенциала, рубли. Обобщающий показатель эффективности применения производственных ресурсов Эо, можно также рассчитать по формуле: Эо = ВП/Н, ВП – фактически полученная валовая продукция сельского хозяйства на 1 га сельскохозугодий, руб; Н – нормативный уровень
производства валовой продукции, отражающий
производственный потенциал Прибыль от реализации продукции и услуг (П) рассчитывают вычитанием из денежной выручки (В) полной (коммерческой) себестоимости (ПС): П= В-ПС Если производство продукции убыточно, вместо уровня рентабельности с отрицательным знаком может быть использован другой показатель – уровень окупаемости затрат (Оз), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой себестоимости (ПС), %: Оз = В/ПС * 100% Показателем рентабельности
производства является также норма
прибыли (N), под которой понимают
процентное отношение прибыли к
среднегодовой стоимости Этот показатель характеризует размер прибыли, получаемой на единицу производственных фондов. Рассмотренная система показателей
позволяет всесторонне 1.3. Основные каналы реализации продукции Реализацией товаров, работ
или услуг организацией или индивидуальным
предпринимателем признается соответственно
передача на возмездной основе права
собственности на товары, результатов
выполненных работ одним лицом
для другого лица, возмездное оказание
услуг одним лицом другому
лицу. В состав реализованной - продукция, поставленная
перерабатывающим предприятиям
всех форм собственности как
своей, так и других - продукция, проданная
предприятиям, независимо от того
наделены они функциями - продукция, проданная
на рынке, через торговую сеть,
на ярмарках, населению непосредственно
с транспортных средств, - продукция, проданная на биржах и аукционах; - продукция, реализованная
населению через систему Условиями эффективной реализации являются: - высокое качество и
хорошее физическое состояние
сельскохозяйственных - конкурентоспособность
реализуемой продукции по - знание рынка, его конъюнктуры и условий реализации. Условия реализации наряду с конъюнктурой включают условия доставки товаров на рынок, состояние материально- технической базы реализации, различные формы регулирования оптовой и розничной торговли, организационные и правовые факторы. Большое значение при реализации
экологически чистой продукции имеет
предпочтение потребителей. Для производства
такой продукции требуются Важным условием эффективного
функционирования сельскохозяйственной
организации является сокращение затрат
труда на единицу продукции под
воздействием внедрения достижений
научно-технического прогресса. Высвобождаемая
из основного производства рабочая
сила может быть использована на других
работах Размещение производства
сельскохозяйственной продукции вблизи
крупных городов и промышленных
центров позволяет организовать
прямой сбыт основных видов продукции
и тем самым сократить затраты
по ее реализации. Прямой сбыт продукции
представляет собой альтернативу для
получения дополнительного В рыночных условиях торговля
и перерабатывающие предприятия
выигрывают конкурентную борьбу с сельскохозяйственными
производителями в качестве прямого
поставщика готовой продукции. Затраты
на переработку Прохождение отдельных аграрных
продуктов через стадию оптовой
торговли в определенной мере зависит
от территориального разделения мест
производства, розничной торговли и
от дифференциации продуктов. Так, если
раньше молочные заводы поставляли свою
готовую продукцию Система оптовых продовольственных рынков призвана решать следующие задачи: - бесперебойно и круглосуточно
снабжать населению - обеспечивать устойчивый
выход сельскохозяйственных - повышать эффективность
распределения продовольствия - способствовать ускорению процесса движения товаров к конечному потребителю; - упрощать взаиморасчеты и платежи между покупателями и продавцами. Все это необходимо учитывать при создании конкурентоспособного рынка сельскохозяйственной продукции. Производители сельскохозяйственной продукции реализуют её по разным каналам. Под каналами реализации продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или поручают передать другому лицу право собственности на тот или иной товар. Это система экономических, организационных, социальных и других процессов, взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до потребителей. Одним из каналов реализации
сельскохозяйственной продукции, который
широко распространился за годы экономических
реформ и аграрных преобразований,
является посредник, или посреднический
канал. Посредник освобождает Реализация Реализация продукции
по различным каналам для Основным каналом реализации
сельскохозяйственной продукции является
продажа её государству в федеральный
и региональный фонды. Проявляется
тенденция снижения объемов реализации
в эти фонды, несмотря на повышение
закупочных цен со стороны федеральных
и региональных организаций, предварительное
авансирование предстоящих Выбор пути реализации сельскохозяйственной продукции связан с определенными затратами, которые получили название трансакционных затрат в сфере сбыта. Трансакционные затраты представляют собой расходы по поиску информации о ценах, подбору партнеров, заключению контрактов, а также защите прав собственности. Уровень трансакционных затрат не всегда может быть определен заранее. Он зависит от особенностей продукта, технологии его производства, рыночной конъюнктуры, поведения партнеров по обмену и др. На снижение трансакционных затрат существенное влияние оказывают: - наличие системы - обеспеченность - возможность перемещения
продукции в экономическом
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика СПК «Верхтаркский» 2.1. Характеристика местоположения, природно-экономических условий, размера и специализации предприятия Сельскохозяйственный Административно-хозяйственный центр размещен в селе Верх-Тарка, в 67 км от районного центра, в 237 км от ближайшей железнодорожной станции Чаны и в 642 км от областного центра г. Новосибирска. Пунктами сдачи Связь с вышеуказанными пунктами осуществляется по дорогам общего пользования. Они представлены: дорогой Кыштовка – Чаны, дорогой районного значения Верх-Тарка – Кыштовка. Общая протяженность дорог общего пользования по территории хозяйства 17,5 км, с твердым покрытием дорого нет. Центральная усадьба и усадьбы других производственных подразделений обеспечены подъездами на дороги общего пользования. Главные внутрихозяйственные дороги, соединяющие усадьбы производственных подразделений с центральной, в основном подняты, но без твердого покрытия и не обеспечивают нормального движения транспорта в периоды повышенного увлажнения грунтов. Планируется улучшение дорог общего пользования. По почвенно-климатическому
районированию Новосибирской Рельеф территории хозяйства равнинный с крайне слабой дренированностью и сильной заболоченностью в понижениях. Гривы на территории хозяйства занимают незначительную площадь. Равнинность территории, слабый сток и незначительная дренированность способствуют излишнему увлажнению почв. В зависимости от рельефа находится почвенный покров. Все повышенные элементы рельефа с пахотнопригодными почвами в хозяйстве в основном распаханы. Пониженные – используются как кормовые угодья. По выходу кормовых единиц сельскохозяйственные угодья характеризуются следующим образом (в баллах): 10,5 против 11,3 по району. Балл по свойствам и признакам почв соответственно 68,6, 78,5. Эти показатели объясняются наличием следующих основных типов и подтипов почв в хозяйстве: - серые 6553 га (20,7%) - черноземы 209 га (0,6%) - лугово-черноземные 2245 га (7,1%) - дерново-подзолистые 6393 га (20,2%) - луговые 4894 га (15,4%) - болотные 6407 га (20,2%). Залесенность и закустаренность территории хозяйства составляет 49%. Лесом и кустарником занято 15693 га. Интенсификация земледелия
в данном хозяйстве требует самого
широкого внедрения зональной технологии
возделывания сельскохозяйственных культур
с учетом местных почвенно- Размер и структура сельскохозяйственной продукции характеризует специализацию и размер выручки. Специализация любого хозяйства рассчитывается через коэффициент товарного сосредоточения, который находится по формуле:
где Yt – удельный вес товарной продукции в %; n – порядковый номер
при ранжировании удельного Выводы о специализации
данного хозяйства можно Таблица 1 Расчет коэффициента товарного сосредоточения
Из таблицы 1 видно, что хозяйство имеет ярко выраженную специализацию по производству продукции растениеводства (64,8%), причем основная доля по объемам производства приходится на производство зерна (56,4%). Об удельном весе продукции животноводства можно сделать следующие выводы. Основная часть производства продукции этой отрасли производства данного хозяйства приходится на производство молока (40,1%). После предварительных расчетов
находим коэффициент Таблица 2 Размер сельскохозяйственного производства предприятия
Следует отметить, основным показателем является стоимость валовой продукции и за ряд лет наблюдается изменение. В 2007 году она составляла 178 тысяч рублей, что на 16,8% меньше чем в 2006 году и 24,6% меньше чем в 2005 году. Это связано с уменьшением производства молока. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения за ряд лет изменяется. В 2007 году составляет 40813 тысяч рублей, что на 14,5 % больше, чем в 2005 году и на 12,4 % больше, чем в 2006 году. Среднегодовая численность
работников в динамике лет уменьшалась,
так в 2007 году она составляла 41 человек,
что на 16,3 % меньше, чем в 2005 году и
на 6,8 % меньше, чем в 2006 году. Снижение
численности работников на предприятии
обусловлено социально- Площадь сельскохозяйственных
угодий и площадь пашни за ряд
лет не изменилась. Изменения не
произошло за счет того, что не происходила
трансформация земельных Производство молока уменьшилось, так в 2007 году оно составляло 897 ц, что на 7,8 % меньше, чем в 2005 году и на 5,8 % меньше, чем в 2006 году. Производство мяса в 2007 году составило 230 ц, что на 56,2 % меньше, чем в 2005 году и на 47,4 % меньше, чем в 2006 году. В общем, представленные показатели, компактность территории хозяйства по расположению полей, животноводческих подразделений и населенных пунктов вблизи их позволили внедрить в СПК «Верхтаркский» цеховую организационную структуру: в хозяйстве сформированы 2 отраслевых цеха: цех животноводства и растениеводства; три обслуживающих: цех механизации, стройцех и кормоцех. Организационно-правовая форма
хозяйства – Работодатель (правление, совет
директоров, администрация) и профсоюзный
комитет не реже двух раз в год
с привлечением актива проводят массовые
проверки хода выполнения. Должностные
лица, виновные в нарушении, не выполнении
обязательства по коллективному
договору, несут дисциплинарную и
административную ответственность
в порядке, установленном 2.2 Основные экономические
и финансовые показатели Основные экономические и финансовые показатели деятельности СПК «Верхтаркский» отражены в таблице 3. Таблица 3 Основные экономические и финансовые показатели деятельности предприятия за 2005-2007 гг.
По данным таблицы 3 видно, что в 2007 году по сравнению с 2005 годом площадь земли не изменилась, а площадь посевов увеличилась на 11,2%. Это говорит о том, в хозяйстве стали больше использовать свободных полей. Вследствие этого валовой выпуск продукции увеличился на 20,3%. Выручка от реализации за анализируемый период немного уменьшилась, на 2,4%, себестоимость снизилась на 34,1%, из-за чего уменьшилась и валовая прибыль на 37,6%. Чистая прибыль за рассматриваемый период стала меньше на 46,4%. Среднесписочная численность
работников уменьшилась на 16,3%, а
среднегодовой фонд оплаты труда
увеличился на 24,4%, что говорит о
значительном увеличении заработной платы.
Среднегодовая стоимость За анализируемый период рентабельность предприятия показала плохие результаты. Так, прибыль от продаж уменьшилась на 91,5%, рентабельность чистой прибыли также уменьшилась на 18,7%, рентабельность прибыли до налогообложения на 33,1%. Глава 3. Анализ производства и реализации молока в СПК «Верхтаркский» 3.1 Анализ производства молока в СПК «Верхтаркский» Исходным моментом для
определения экономической Таблица 4 Использование кормовой базы в хозяйстве
Анализируя данную таблицу, заметим, что в хозяйстве в 2005, 2006 и 2007 годах наблюдается экономия кормов, а использование кормов в 2007 году составило 80,4 %, что на 19,2 % больше по сравнению с 2005 и на 7,6 % меньше, чем в 2006 году, что составило относительно небольшой процент. Расход кормов наибольшего значения достиг в 2006 году (712 ц/ед), а затем произошло его стремительное сокращение и к 2007 году он составил 665 ц/ед. В 2006 году экономия кормов составила 195,2 ц/ед, снизившись на 188,60 ц/ед. по сравнению с 2006 и на 487,3 ц/ед по сравнению с 2005 годом. Что касается затрат на основное стадо, то они оказывают существенное влияние на экономическую эффективность производства и реализации продукции молочного скотоводства. Таблица 5 Размер и структура затрат на основное стадо
Из данной таблицы видно, что наибольшие затраты на основное стадо хозяйство произвело в 2006 году, этому свидетельствует и наибольшая себестоимость 1 ц молока, которая составила 151,48 рублей. Производственные затраты по всем показателям, кроме прочих затрат, в 2007 году уменьшается. В связи с этим увеличилась и себестоимость 1 ц молока на 25,3 руб. по сравнению с прошлым годом. Среднегодовой надой на 1 корову в 2007 году составил 1436 кг, что на 11,9 % больше, чем в 2006 году и на 4,6 % меньше, чем в 2005 году. 3.2. Анализ реализации молока в СПК «Верхтаркский» В современных условиях деятельности
предприятия реализуется не вся
полученная продукция. Часть ее используется
на производственные цели. От рационального
использования продукции Рассмотрим уровень товарности молока за анализируемый период в СПК «Верхтаркский» (таблица 6). Таблица 6 Уровень товарности молока
Из таблицы видно, что уровень товарности за анализируемый период увеличивается. Так в отчетном году он составил 88,1%, что на 1,2 % выше, чем в 2005 году. Изменение уровня товарности в основном связано с изменением валового надоя и количества реализованного молока. В СПК «Верхтаркский» на протяжении 2005-2007 годов происходило уменьшение количества реализованного молока, так как в 2006 г. валовое производство уменьшилось, следовательно, и уменьшилось количество реализованного молока. В 2007г. резко сократилось поголовье коров, следовательно, это привело к уменьшению валового надоя, но, все же предприятие старалось продать как можно больше молока (уровень товарности составляет 88,1%). Количество реализуемой продукции находится в прямой зависимости от валового производства молока. На товарность молока, немаловажное значение оказывает качество производимой продукции: содержание белка, жира, кислотности, бактериальной обсемененности, механической засоренности, сортам, абсолютным выходом масла и белка, наличием ингибирующих и нейтрализующих веществ. На следующем этапе данной работы рассмотрим экономическую эффективность производства и реализации молока (таблица 7). Таблица 7 Эффективность производства и реализации молока
Из данной таблицы видно, что в отчетном году выручка от реализации молока составила 378 тыс. руб., что на 14 тыс. руб. меньше по сравнению с 2005 годом. Уменьшение размера выручки связано, прежде всего, с сокращением количества реализованного молока в 2007 г. на 18 ц по сравнению с 2006 г. В СПК «Верхтаркский» молоко производится хорошего качества, так как зачетная масса выше натуральной. В связи с этим увеличивается выручка, дополнительно полученная за счет сдачи молока жирностью выше базисной. Качество молока создается в процессе производства, а учитывается только при реализации и потреблении. Рентабельность является, характеризующим экономическим показателем, определяющим эффективность производства. В нем отражаются результаты затрат не только живого и прошлого труда, но и качество реализуемой продукции, уровень организации, производства и управления. Молоко используется не только в натуральном виде, но и служит многокомпонентным сырьем для перерабатывающих предприятий. К качеству молока на всех стадиях предъявляют высокие требования. Сохранение его естественных свойств на пути от фермы до потребления дело не легкое, потому что молоко является питательной средой для развития бактерий. В понятие качества молока включается его биологическая ценность, химический состав, санитарно- гигиеническое состояние, технические свойства. В частности, при заготовке коровьего молока контролируется содержание жира, бактериальная обсемененность, кислотность, чистота, температура. Для хозяйства сейчас большое значение имеет показатель жирности молока. В план сдачи засчитывается молоко с учетом базисной жирности, которая дифференцирована по регионам. Основным каналом реализации молока для хозяйства является продажа его местному маслозаводу ЗАО «Верх-Тарский». Процесс реализации молока хозяйством осуществляется с помощью договоров на закупку и доставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Производство организуется с единственной целью – реализовать производимый продукт. Реализация продукции с возвращением издержек в денежной форме является завершающим этапом деятельности сельскохозяйственного предприятия. Таблица 8 Характеристика канала реализации молока
В 2007 году в хозяйстве реализовано 741 ц молока по средней цене за 1 ц 570 руб. 60 коп. Себестоимость 1ц молока составила 513 руб. Следовательно, при реализации 1 ц молока хозяйство получило прибыль в размере 57 руб. 6 коп. Рентабельность молока составила 11,2 %, что является средним результатом. Результат реализации организаций и предприятий зависит от того, какие цены будут установлены ими. Внутри хозяйства реализация молока возможна лишь в небольших объемах. Результат реализации в государственные
фонды зачастую зависит от того,
предоставляются дотации Отсюда и вытекает необходимость
переработки молока внутри колхоза,
за счет чего можно расширить ассортимент
продукции. Плюс оказывает влияние
и большое число Специфика сельскохозяйственного производства практически не позволяет обеспечить товарность продукции, равную 100%, но одна из важных задач сельского хозяйства – сократить неоправданное использование продукции внутри хозяйства. Т. к. затраты, произведенные на эту продукцию переносятся на продукцию, продаваемую хозяйством, что повышает, в свою очередь, себестоимость продукции и снижает прибыль, получаемую хозяйством от реализации товарной продукции. Практически вся продукция растениеводства остается в хозяйстве в виде кормов, которые занимают в структуре себестоимости животноводческой продукции около 70%. Отрасль животноводства отличается высокой товарностью. Большая часть продукции реализуется по каналам реализации. При анализе использовании молока необходимо рассмотреть основные направления использования, влияющие на товарность продукции. 3.3 Основные направления
повышения производства и Основным источником резервов увеличения производства продукции в животноводчестве является увеличение продуктивности животных. Основным источником роста продуктивности животных является повышение уровня их кормления и сокращение сервис и сухостойного периодов. Таблица 9 Резерв увеличения продукции за счет повышения уровня использования кормов
Анализ данной таблицы показал, что перерасход кормов в 2007 году составляет 8,2 ц/ед, а это значит, что возможен дополнительный выход продукции, который составил 9,2 ц, что в свою очередь дает возможность получить выручку в размере 5244 рублей. Рассмотрим следующий источник роста продуктивности животных – увеличение продукции за счет сокращения сервис-периода. Таблица 10 Резерв увеличения продукции за счет сокращения сервис-периода
Анализ таблицы показал, что при уменьшении сервис-периода на 11 дней, предприятие дополнительно может получить 45,5 ц молока, а в ценах фактической реализации 27,9 тысяч рублей. При уменьшении сухостойного периода на 60 дней, дополнительный выход составил бы 26,7 ц, или 16,04 тысяч рублей. Рассмотрим следующий источник роста продуктивности животных – увеличение продукции за счет снижения яловости маточного поголовья. Таблица 11 Резерв увеличения продукции за счет снижения яловости маточного поголовья
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что резервы увеличения продукции за чет ликвидации яловости маточного поголовья составляют 119,7 тыс. рублей. Проведем обобщение выявленных резервов по увеличению производства продукции животноводства и сведём в таблицу. Таблица 12 Источники резервов увеличения продукции
При обобщении выявленных резервов по увеличению производства продукции получили дополнительной продукции от всего поголовья коров 281,9 ц, что в ценах фактической реализации будет составлять 169,1 тысяч рублей. 3.4 Оценка эффективности рекомендуемых мероприятий при производстве молока На экономическую Следовательно, достижение экономической эффективности производства происходит при снижении себестоимости продукции, увеличении прибыли и повышении уровня рентабельности. Одним словом главным резервом снижения себестоимости является увеличение объема производства. Данный резерв рассчитывается по формуле: Р С = Св – Сф = Зф + Здоп Зф VВПф + Р↑VВП VВПф Сф – фактический уровень себестоимости 1 ц продукции; Св – возможный уровень себестоимости 1 ц продукции; Зф – фактические затраты на производство продукции; Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции; VВПф – фактический объем производства продукции; Р↑VВП – резерв увеличения производства продукции. Так как при увеличении объема производства хозяйство несет дополнительные затраты на освоение резервов, прежде всего необходимо определить именно уровень дополнительных затрат: Зд = Р↑VВП * З переменные При общем уровне переменных затрат, равном 511 тысяч рублей на 1 ц молока их приходится 249 рублей. Тогда дополнительные затраты будут составлять: Зд = 169,1 * 0,249 = 42,1 тыс.руб. Теперь можно рассчитать резерв снижения себестоимости: Р С = (511+42,1) / (897+169,1) – (511/897) = 0,519-0,570 = -0,051 тыс.руб. = -51 руб. Таким образом, за счет увеличения объема производства молока себестоимость 1 ц снизится на 51 рубль. После определения резерва снижения себестоимости можно рассчитать резерв роста суммы прибыли за счет снижения себестоимости: Р↑Пс = Р С * (VВПф + Р↑ VВП) Р↑Пс = 51 *( 897+169,1) = 9,5 тыс. руб. Итак, за счет увеличения объема производства молока себестоимость 1 ц снизится на 51 рубль. Изменение суммы прибыли за счет снижения себестоимости составит 9,5 тыс. рублей. Теперь необходимо определить, на сколько предложенные резервы увеличивают уровень рентабельности. Основными источниками повышения уровня рентабельности являются: увеличение прибыли и снижение себестоимости. Для подсчета резерва используют следующую формулу: Р↑ R = Rв – Rф = Пф + Р↑П * 100 – Rф VРПв*Св Где, Р↑R – резерв увеличения уровня рентабельности, % Rв и Rф – возможный и фактический уровень рентабельности, %. Р↑ R = (64+9,5) / (750,3*0,46) * 100 –20,4=21,3-20,4 = 0,9 % Таким образом, уровень рентабельности повысился на 0,9 %. Обобщим рассчитанные резервы и предоставим их в следующей таблице. Таблица 13 Экономическая оценка эффективности предлагаемых мероприятий в молочном скотоводстве
Анализ данной таблицы показывает, что себестоимость 1 ц молока в 2007 году составила 513 рублей, а с учетом резервов она снизилась до 462 рублей, уровень рентабельности в 2007 году был равен 20,4 %, с учетом резервов повысился до 21,3 %. Выводы и предложения На основе вышеизложенной информации можно сделать следующие выводы. 1. 2. 3. 4. 5. Перерасход кормов в 2006 году, составил 8,2 ц. к. ед., а это значит, что возможен дополнительный выход продукции, который составит 9,2 ц, что в свою очередь дает возможность получить выручку в размере 5244 тысяч рублей. При уменьшении сервис-периода на 11 дней, предприятие дополнительно может получить 46,5 ц молока, а в ценах фактической реализации 27,4 тысяч рублей. При уменьшении сухостойного периода на 60 дней, дополнительный выход продукции составил бы 26,7 ц, или 16,04 тысячи рублей. За счет увеличения объема производства молока себестоимость 1 ц снизится на 51 рубль. Изменение суммы прибыли за счет снижения себестоимости составит 9,5 тыс. рублей. Себестоимость 1 ц молока составила в 2007 году – 513,24 рубля, а с учетом резервов она снизится до 462,14; уровень рентабельности в 2007 году составил 20,4 %, с учетом резервов повысится на 0,9 %. Список литературы 1. Гибадуллина Ф.С., Шакиров Н.Г., Зарипова Л.П. Продуктивность культурных пастбищ и влияние их на физиологическое состояние коров и качество продукции. // Кормопроизводство. – 2006. - № 5. – стр. 6-9. 2. Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум: учеб. Пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. – М.:ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2007. 3. Данкверт А, Шишкин Г. Экономическая эффективность производства молока и пути ее повышения в России. // Молочное и мясное скотоводство. – 2007. - № 5. – стр. 1 – 5. 4. Захаров Ю. Состояние и возможности развития АПК // Экономист, 2008 № 2. 5. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Н.Е. Зимин, В.Н.Солопова. – М.:КолосС, 2005. 6. Кастронов Н. Эффективность и конкурентоспособность молочного скотоводства. // Молочное и мясное скотоводство. – 2006. - № 7. – стр. 2–4. 7. Камышев А. Основные факторы роста производства молока. // Молочное и мясное скотоводство. – 2007. - № 7. стр. 8 – 9. 8. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиларовская и др. - М.: ТК Велби; Проспект, 2007. 9. Матвеев А.М. Состояние молочного скотоводства и пути повышения его эффективности. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. - № 11. стр. 17-19. 10. Николаева И.П. Экономический словарь / И.П. Николаева И.П. // Проспект. – М., 2008. – 157 с. 11. Основные показатели развития крестьянских хозяйств Новосибирской области в 2007 году // Статистический сборник. – Новосибирск, 2008. 12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. – Минск: Новое знание, 2005. 13. Суркова Л. Совершенствование системы видения молочного скотоводства. // Молочное и мясное скотоводство. – 2007. -№ 3. – стр. 13-16. 14. Суровцев В.Н. Эффективность производства молока в сельскохозяйственных предприятиях. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 5. - стр. 36-38. 15. Учаева Г., Столярова О. Резервы увеличения производства молока в Пензенской области. // Молочное и мясное скотоводство. – 2007. - № 5. – стр. 7-9. 16. Фицев А.И., Григорьев Н.Г., Гаганов А.П. Влияние уровня производительности на экономику отрасли молочного скотоводства. // Кормопроизводство. – 2008. - № 5. – стр. 2-5. 17. Шафронов Э. Эффективность производства и факторы её роста. // АПК: Экономика, управление. – 2007. - № 4. – стр. 52-58. 18. Шелковников Н. Совершенствование экономического механизма аграрных отношений // АПК: экономика, управление, 2006, №12, - с.30 19. Чечулин Л.Н. Особенности оценки экономической эффективности сельскохозяйственного производства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. - № 1. – стр. 23-24. |
Информация о работе Экономическая эффективность производства молока в СПК "Верхтаркский"