Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 04:46, контрольная работа
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.
Введение
1. Теоретические основы социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования
2.Сущность социально-экономического прогнозирования
3.Этапы прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования
4.Необходимость стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
Заключение
Список использованной литературы
1.2 Этапы прогнозирования
Необходимой предпосылкой
принятия органами местного самоуправления
различных управленческих решений,
в т. ч. и в сфере комплексного
социально-экономического развития территории,
является анализ социально-экономического
положения муниципального образования.
Он проводится путем сопоставления
фактических показателей
Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление резервов роста.
С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономического положения муниципального образования обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям.
По завершении анализа
возможно сравнение отдельных
Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативно-правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей.
Оценивается также воздействие
на социально-экономическое
Анализ показателей для
каждой сферы муниципальной
На этой основе экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.
Основными исходными данными
для анализа социально-
Органы местного самоуправления
могут также получать отдельные
интересующие их данные непосредственно
от хозяйствующих субъектов, расположенных
на территории муниципального образования.
Кроме того, при анализе и оценке
социально-экономической
Измерителями уровня отдельных
показателей социально-
Социальные нормы и нормативы используются при решении вопросов, связанных с развитием учреждений социальной сферы муниципального образования. В 1999 г. Правительство РФ одобрило Методику определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры. Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано использовать указанную методику при разработке планов инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъектов РФ.
Экологические нормы и
нормативы по загрязнению воздушного
бассейна, водоемов и почв на территории
муниципального образования устанавливаются
государственными органами и могут
служить основанием для принятия
управленческих решений по исправлению
сложившейся экологической
Анализ социально-
Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя три взаимосвязанных элемента: прогнозирование, текущее планирование и перспективное (стратегическое) планирование.
Для муниципального хозяйства
в целом и отдельных
Основу прогноза составляют показатели социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, а также дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом. Эти показатели доводятся до сведения муниципального образования органами государственной власти.
Разработка прогноза комплексного
социально-экономического развития осуществляется
по тем же группам показателей, которые
использовались при анализе социально-
Для большинства муниципальных образований, особенно имеющих моноструктурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных сфер муниципального хозяйства. Прогнозные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рассмотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий. Сложнее прогнозировать показатели развития малых и средних предприятий, когда основой исследования служат данные предыдущих лет и экспертные оценки.
Текущее планирование и
прогнозирование в
Существенной составной частью годового плана являются муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития, которые также должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. И здесь необходим тщательный анализ и отбор заявок. Комплексный план социально-экономического развития территории и целевые программы к нему вносятся главой администрации на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом и должны утверждаться совместно, во взаимной увязке.
1.3 Необходимость
стратегического планирования
Разделение планирования на текущее и стратегическое — одна из важнейших особенностей современной теории управления. В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием.
Необходимость стратегического
планирования комплексного социально-экономического
развития муниципальных образований
все больше осознается органами местного
самоуправления. Однако недостаток опыта
стратегического планирования, комплексного
подхода к определению целей
и приоритетов перспективного развития
муниципальных образований
Недоучет стратегических
факторов может привести к серьезным
последствиям для муниципального образования,
особенно если требуется структурная
перестройка экономики
Обобщение результатов теоретических
исследований и опыта практических
разработок в сфере комплексного
социально-экономического развития муниципальных
образований России позволяет рекомендовать
два основных прогнозных документа,
подлежащих разработке на муниципальном
уровне. Это концепция социально-
В зависимости от стоящих
задач концепции и
Структура этой концепции обусловлена системой целей и задач социально-экономического развития муниципального образования может включать следующие разделы.
Для этих разделов характерно следующее содержание.
1. Стартовые условия и
оценка исходной социально-
2. Стратегические цели
и приоритеты социально-
сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);
полная смена приоритетов
и структурная перестройка
В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях, в зависимости от конкретных условий данного муниципального образования. С учетом этого должны быть определены ч основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и средний.
Стратегический выбор — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.
Информация о работе Экономический анализ, планирование и прогнозирование экономического развития МО