Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:11, курсовая работа
Исследование операций в экономике - это научная дисциплина, целью которой является количественное обоснование принимаемых решений. С помощью специальных математических методов решается определенный класс экономических задач. К таким задачам относятся:
• задача об оптимальном использовании ограниченных ресурсов (сырьевых, трудовых, временных);
• задача сетевого планирования и управления;
• задачи массового обслуживания;
• задачи составления расписания (календарного планирования);
• задачи выбора маршрута и другие.
Введение. 3
ГЛАВА 1. Линейное программирование. 4
§1. «Геометрическая интерпретация ЗЛП. Графический метод решения ЗЛП» 5§2. «Симплексный метод решения ЗЛП» 7
§3. «Метод искусственного базиса». 11
§4. «Транспортная задача» 13
П.1 Алгоритм метода минимального элемента. 14
П. 2 Алгоритм метода Фогеля. 14
П.3 Алгоритм метода двойного предпочтения. 15
П.4. Алгоритм метода северо-западного угла. 15
П.5. Алгоритм метода потенциалов. 15
§5. «Задачи целочисленного программирования. Метод Гомори» 18
Заключение. 20
Используемая литература: 25
Имеется m пунктов отправления (производства) A1, A2, ... ,Am, в которых расположены запасы некоторого однородного продукта (груза). Объём этого продукта в пункте Ai составляет ai единиц. Кроме того, имеется n пунктов потребления B1, B2, ... ,Bn. Объём потребления в пункте Bj составляет bj единиц. Предполагается, что из каждого пункта отправления возможна транспортировка продукта в любой пункт потребления. Известна также стоимость cij перевозки единицы продукта из пункта Ai в пункт Bj .
Требуется
составить такой план перевозок,
при котором все заявки пунктов
потребления полностью
При такой
постановке данную задачу называют транспортной
задачей по критерию стоимости.
В общем
виде исходные данные представлены в
таблице 9.
Таблица
9
Транспортная
задача называется закрытой, если суммарный
объем отправляемых грузов равен суммарному
объему потребности в этих грузах по пунктам
назначения
Если такого равенства нет (потребности выше запасов или наоборот), задачу называют открытой.
П.1 Алгоритм метода минимального элемента.
1. Из
распределительной таблицы 9 выбирают
наименьшую стоимость и в
2. Из рассмотрения исключают либо строку, соответствующую поставщику, запасы которого полностью израсходованы, либо столбец, соответствующий потребителю, потребности которого полностью удовлетворены, либо и то и другое;
3. Из
оставшейся части таблицы
4. Рассчитывают
транспортные расходы: сумма
П. 2 Алгоритм метода Фогеля.
1. В каждой строке находят разность между двумя наименьшими стоимостями и записывают ее около соответствующей строки справа;
2. В
каждом столбце находят
3. Среди
всех полученных разностей
4. Исключают
из рассмотрения строку или
столбец с распределенными
5. Когда план построен, рассчитываются транспортные расходы.
П.3 Алгоритм метода двойного предпочтения.
1. В
таблице 9 в каждом столбце
отмечают галочкой клетку с
наименьшей стоимостью и в
каждой строке отмечают
2. В
клетки с двумя галочками
3. Распределяют перевозки по клеткам с одной галочкой;
4. В оставшейся части таблицы перевозки распределяют в клетки с наименьшей стоимостью.
5. Когда план построен, рассчитываются транспортные расходы.
П.4. Алгоритм метода северо-западного угла.
1. Пользуясь
таблицей 9 распределяют груз, начиная
с левой верхней, условно
2. а). Если b1>a1, в клетку (1,1) записывают a1 и строку 1 вычеркивают из рассмотрения;
b). Если a1>b1, в клетку (1,1) записывают b1 и столбец 1 вычеркивают из рассмотрения;
3. а). Если
b1>a1, ?= b1 - a1 - неудовлетворенные потребности.
b). Если a1>b1, ?=a1 - b1 - не вывезенные запасы. Двигаются по строке вправо и сравнивают ? с b2;
4. Необходимо вернуться к пункту 2;
5. Рассчитываются транспортные расходы.
П.5. Алгоритм метода потенциалов.
1. проверяется
тип модели транспортной
2. находится опорный план перевозок путем составления 1-й таблицы одним из способов - северо-западного угла или наименьшей стоимости;
3. проверяем
план (таблицу) на удовлетворение
системе уравнений и на
4. для опорного плана определяются потенциалы ui и vj, соответствующие базисным клеткам, по условию:
ui + vj = cij
Таких уравнений будет m n 1 , а переменных будет m n. Для их определения одну из переменных полагают равной любому постоянному значению. Обычно принимают u1 = 0.
После этого для небазисных клеток опорного плана определяются оценки ,
где
При этом если 0, то опорный план оптимален, если же среди окажется хотя бы один положительный элемент, то опорный план можно улучшить.
Улучшение опорного плана осуществляется путем целенаправленного переноса из клетки в клетку транспортной таблицы отдельных перевозок без нарушения баланса по некоторому замкнутому циклу.
Циклом транспортной таблицы называется последовательное соединение замкнутой ломаной линией некоторых клеток, расположенных в одном ряду (строке, столбце), причем число клеток в одном ряду должно быть равно двум.
Каждый цикл имеет четное число вершин, одна из которых в клетке с небазисной переменной, другие вершины в клетках с базисными переменными. Клетки отмечаются знаком «+», если перевозки в данной клетке увеличиваются и знаком «-» в противном случае. Цикл начинается и заканчивается на выбранной небазисной переменной и отмечается знаком «+». Далее знаки чередуются.
Количество единиц продукта, перемещаемого из клетки в клетку по циклу, постоянно, поэтому сумма перевозок в каждой строке и в каждом столбце остаются неизменными. Стоимость всего плана изменяется на цену цикла.
Цена цикла - это стоимость перевозки единицы продукта по циклу с учетом знаков вершин.
Улучшение опорного плана осуществляется путем нахождения цикла с отрицательной ценой.
5. Если
критерий оптимальности не
а) в качестве начальной небазисной переменной принимается та, у которой оценка имеет максимальное значение;
б) составляется цикл пересчета;
в) находится число перерасчета по циклу: число X=min{Xij}, где Xij - числа в заполненных клетках со знаком « - »;
г) составляется новая таблица, добавляя X в плюсовые клетки и отнимая X из минусовых клеток цикла;
6. Возвращаются к пункту 3 и т.д.
7. Через конечное число шагов (циклов) обязательно приходят к ответу, так как транспортная задача всегда имеет решение.
§5. «Задачи
целочисленного программирования. Метод
Гомори»
Задача
линейного целочисленного программирования
формулируется следующим образом:
Найти
такое решение (план) Х=(х1, х2,…, хn), при
котором линейная функция
(5.1)
принимает
максимальное значение при ограничениях:
Методы
целочисленной оптимизации
a. методы
отсечения;
b. комбинаторные
методы;
c. приближенные
методы.
Подробнее
остановимся на методах отсечения.
Сущность методов отсечения состоит
в том, что сначала задача решается
без условий целочисленности. Если
полученный план целочисленный, задача
решена. В противном случае к ограничениям
задачи добавляется новое ограничение,
обладающее следующими свойствами:
• оно
должно быть линейным;
• должно
отсекать найденный оптимальный
нецелочисленный план;
• не должно
отсекать ни одного целочисленного плана.
Дополнительное
ограничение, обладающее указанными свойствами,
называется правильным отсечением.
Далее
задача решается с учетом нового ограничения.
После этого в случае необходимости
добавляется еще одно ограничение
и т.д.
Один
из алгоритмов решения задачи линейного
целочисленного программирования, предложенный
Гомори, основан на симплексном методе
и использует достаточно простой способ
построения правильного отсечения.
Алгоритм
метода Гомори:
1. Симплексным
методом решается задача (5.1)-(5.3) без
учета условия целочисленности. Если все
компоненты оптимального плана целые,
то он является оптимальным и для задачи
целочисленного программирования (5.1)-(5.4).
Если первая задача (8.1)-(8.3) неразрешима
(т.е. не имеет конечного оптимума или условия
ее противоречивы), то и вторая задача
(5.1)-(5.4) также неразрешима.
2. Если
среди компонент оптимального
решения есть нецелые, то
(5.5)
3. Неравенство
(5.5) введением дополнительной
(5.6)
и включить
его в систему ограничений (5.2).
4. Полученную
расширенную задачу решить
Если задача разрешима в целых числах, то после конечного числа шагов (итераций) оптимальный целочисленный план будет найден.
Заключение.
Задачи экономической науки, требующие применения математики
Имеется ряд определений предмета экономической теории. Из них вытекает необходимость экономико-математических методов, причем требуется самая изощренная современная математика, как теоретическая, так и прикладная. Фактически существует такая дисциплина, как математическая экономика, которая у ряда авторов представляет собой чисто математическую теорию с типичным для нее построением: формальные определения с соответствующими примерами реальных объектов, затем теоремы, их точные доказательства, интерпретация этих теорем. Такой способ построения экономической теории напоминает о некоторых реализациях такой дисциплины, как математическая физика, в виде чисто математической абстрактной теории. Все это крайности, которые необходимы для интенсивного развития математического аппарата, но они должны быть лишь частью теории, служащей некоторым содержательным, жизненно необходимым и в конечном счеты неформализуемым задачам.
Определения экономической теории, синтезированные из работ ряда авторов (таких, как Э.Маленво, П.Самуэльсон, Г.Саймон, И.Экланд):
Экономическая теория -- это наука, которая:
Во-первых, изучает проблемы наилучшего использования ограниченных возможностей человеческой деятельности.
Но так как люди редко действуют рационально и эффективно, то:
Во-вторых, она изучает РЕАЛЬНОЕ поведение человека, который В ПРИНЦИПЕ умеет связывать экономические цели и средства их достижения.
Дальше идёт конкретизация:
В-третьих, она изучает, как ограниченные ресурсы используются для удовлетворения потребностей людей, живущих в обществе. И потому предмет её исследований -- это основные экономические процессы, такие, как производство, распределение благ и их потребление. С другой стороны, экономическая теория изучает институциональные структуры и процессы, преследующие цель организации упорядоченного прохождения этих операций и процессов.