Концентрация производства в отраслях отечественной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

Задача 7 По исходным данным рассчитать известные показатели концентрации, на их основе определить тип рыночной структуры. Концентрация продавцов (фирм, действующих на рынке) характеризуется их числом и долей, занимаемой на рынке. При сравнении концентрации в различных отраслях последняя выше там, где меньшее число фирм, либо, при равенстве фирм, там, где выше неравномерность распределения долей фирм. Необходимо определить девять известных показателей концентрации, вся необходимая информация о которых содержится в таблице 1.

Вложенные файлы: 1 файл

4118_ТОР_В_7.docx

— 160.29 Кб (Скачать файл)

Доля осведомленных  покупателей растет:

– с увеличением  разницы в цене товаров;

– снижением  готовности покупателей платить.

Чем меньше разница  в цене товаров и чем выше готовность покупателей платить, тем меньше доля осведомленных покупателей. Дело в том, что при низкой склонности платить и большой разнице  в цене у покупателя возникают  стимулы для поиска дополнительной информации, то есть для осуществления  затрат по снижению асимметрии информации.

Наиболее  яркий пример неэффективности рыночного  механизма в условиях асимметрии информации – негативный отбор. Проблема негативного отбора тесно связана  с риском безответственности и по сути является ее особым случаем. Специфика здесь состоит в том, что в случае с негативным отбором ожидания покупателя строго определены, проще говоря, заданы: исходя из высокой вероятности присутствия на рынке низкокачественного блага, он готов платить только по низкой цене. Учитывая, что издержки продавцов качественного блага выше издержек продавцов низкокачественного блага (АСк > АСн), при равновесной цене Р* первые будут нести убытки (АСк > Р*), вторые получат прибыль (АСн < Р*). Стало быть, предложение низкокачественных благ будет расширяться, а качественных – сокращаться. В итоге рынок заполнится только низкокачественными благами. Это, собственно, и составляет содержательную сторону негативного отбора как экономического явления.

Негативный  отбор (adverse selection) – это способ функционирования рынка, который характеризуется процессом замещения качественных благ низкокачественными, порождаемым наличием асимметрии информации.

Особую сферу  проявлений риска безответственности составляют контрактные отношения  между сторонами, одна из которых  поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение, получила в экономике  название принципала (заказчика), а  выполняющая поручение – агента (исполнителя). И принципалом и  агентом могут быть и отдельный  человек, и фирма, и организация, и государственное учреждение [6].

Характерные черты взаимоотношений принципала и агента можно проиллюстрировать  простым примером. Допустим, гражданин  решил приобрести квартиру. Плохо  ориентируясь в рынке жилья, не имея возможности уделять много времени поиску, весьма поверхностно зная правовые нормы в этой сфере и т.п., он решает обратиться к услугам агента по недвижимости (в роли агента может выступать фирма – агентство по операциям с недвижимостью). Агент обладает необходимыми профессиональными знаниями, представляет себе конъюнктуру рынка жилья, располагает конкретной информацией о предлагаемых квартирах, словом, есть основания считать, что он справится с задачей лучше.

Гражданин заинтересован  в том, чтобы приобрести достаточно просторную и удобную квартиру и  по возможности дешевле. Если бы он самостоятельно сопоставлял различные  варианты покупки, то соразмерял бы полезность квартиры с ее ценой.

По смыслу контракта агент должен действовать  в интересах заказчика. Но в действительности его интересы лежат в иной плоскости.

Будем считать, что агент получит вознаграждение лишь в случае, если сделка состоится, и в размере, зависящем от суммы  сделки (например, в виде фиксированного процента). Полезность квартиры для  принципала его не интересует. Он заинтересован  в том, чтобы квартира была приобретена  по более высокой цене. Кроме того, он не хочет затрачивать лишние усилия на поиски. Поскольку принципал не располагает информацией в той  же мере, что и агент, и не может  проконтролировать качество его  выбора, то, скорее всего, предложенная квартира окажется для принципала приемлемой, но не обязательно самой лучшей.

Разумеется, если существует конкуренция на рынке  агентских услуг, гражданин может  обратиться к другому агенту и  сопоставить качество услуг. Если бы этот рынок был совершенным, то агенты были бы заинтересованы в оптимальном  для своих клиентов (принципалов) выборе. Однако значительные трансакционные затраты и другие факторы несовершенства рынка агентских услуг вызывают более или менее значительные потери у клиентов.

Этот простой  пример показывает условия возникновения  риска безответственности, связанного с проблемой «принципал – агент»:

– несовпадение интересов принципала и агента;

– информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении  качества выполнения условий контракта;

– несовершенство рынка агентских услуг.

Проблема  взаимоотношений принципала и агента заняла важное место в современных  теориях фирмы и экономики  общественного сектора.

Представление о том, что поведение фирмы  полностью подчинено интересам  ее владельцев, – сильное упрощение. Труд – ресурс особый в том отношении, что он не может быть отделен от продавца – работника, а каждый работник является носителем своих собственных интересов. Контроль со стороны администрации за деятельностью работников требует затрат и не всегда может быть полным. Чем менее стандартна работа, тем труднее контролировать ее выполнение.

Крупной фирмой фактически управляют не владельцы (акционеры), а наемные менеджеры. Если менеджер не является акционером, то максимизация прибыли не входит в круг его личных интересов. Его  мотивы иные: сохранение и повышение  статуса, расширение масштабов деятельности и т.д. Если владельцев в равной степени  интересуют и выручка и затраты  – положительная и отрицательная  составляющие прибыли, то менеджер часто  заинтересован в увеличении выручки  и равнодушен к затратам. Однако возможности акционеров в отношении  контроля за деятельностью администрации весьма ограничены.

В каких бы формах ни проявлялись последствия  асимметрии информации, все они свидетельствуют  о том, что асимметрия информации оказывает серьезное негативное влияние, выражающееся в снижении эффективности  принимаемых участниками рынка  решений, функционирования самого рынка  и экономики в целом.

Регулирование проблемы асимметрии информации может  проводиться на уровне оптимизации  экономической системы в целом. При этом рыночная информация играет роль общественного блага, а ее распространение  – одна из важнейших функций общества. Поэтому определяющими способами  снижения асимметрии информации являются законодательное регулирование  экономической деятельности, развитие и поддержка государством деятельности общественных организаций – союзов (ассоциаций) потребителей и производителей, социальное страхование, организация  институтов информационного посредничества – кредитных бюро, накапливающих  ретроспективную информацию институционального характера.

 

Эффекты информационной асимметрии наряду с трансакционными затратами представляют собой «дефекты микроструктуры» рыночных взаимодействий субъектов экономической деятельности, приводящие к неоптимальному размещению ресурсов [8]. Экономика информации – интенсивно развивающаяся отрасль микроэкономики. В круг ее проблем входят методы сигнализирования, позволяющие ограничить асимметрию информации.

Преодоление проблемы асимметрии информации на уровне функционирования экономических агентов  – забота фирмы. Причем часто фирмам приходится решать проблему как со стороны спроса, где асимметрия информации проявляется в скрытых для  фирмы характеристиках покупателей, так и со стороны предложения, где фирма должна обезопасить  себя от проявлений негативного отбора. Для этого фирмы используют концепцию  рыночных сигналов, разработанную Майклом  Спенсом [10].

Практические задания

Задача 7

Оценка уровня концентрации отраслевого рынка

По исходным данным рассчитать известные показатели концентрации, на их основе определить тип рыночной структуры.

Концентрация  продавцов (фирм, действующих на рынке) характеризуется их числом и долей, занимаемой на рынке. При сравнении  концентрации в различных отраслях последняя выше там, где меньшее  число фирм, либо, при равенстве  фирм, там, где выше неравномерность  распределения долей фирм.

Необходимо  определить девять известных показателей  концентрации, вся необходимая информация о которых содержится в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

Отсортированные по убыванию показателя исходные данные

 

Вариант 7

Доля, %

1

9026

10,4952

2

8724

10,1441

3

8014

9,3185

4

7098

8,2534

5

6226

7,2395

6

5799

6,7429

7

5509

6,4057

8

5209

6,0569

9

4848

5,6371

10

4799

5,5802

11

3723

4,3290

12

3467

4,0313

13

3381

3,9313

14

2845

3,3081

15

2575

2,9942

16

1689

1,9639

17

1212

1,4093

18

896

1,0418

19

589

0,6849

20

372

0,4326

Сумма

86001

100


 

1) Индекс концентрации.

Измеряется  как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

 

где di - размер фирмы,

k - количество фирм, для  которых рассчитывается показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа  крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.

 

 

 

Таблица 2

Расчет  индекса концентрации

Кол-во компаний

3

4

5

9

10

Индекс концентрации

29,96

38,21

45,45

70,29

75,87


 

70—100% - высококонцентрированный  рынок

45—70% - умеренно  концентрированный рынок

< 45% - низко концентрированный рынок

 

2) Коэффициент относительной концентрации (K) характеризует отношение числа крупных предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:

K = (20 + 3β)/α,

где β –  доля числа крупнейших предприятий  рынка в общей численности  предприятий в процентах, α –  доля продаж данных предприятий в  общем объеме реализуемой продукции  в процентах.

Таблица 3

Расчет коэффициента относительной концентрации

 

Число компаний

3

5

10

Доля в продажах

22,91

37,38

67,9

Доля в общем количестве предприятий

15

25

50

Коэффициент относительной концентрации

2,84

2,54

2,5


 

К = 1 - между  долями фирм существует линейная зависимость.

К> 1 - концентрация отсутствует, рынок конкурентный.

К< 1 - высокая  степень концентрации, рыночная власть фирм велика.

 

 

3) Индекс Херфиндаля - Хиршмана

 

2000-10000 - высококонцентрированный рынок.

1000-2000 - умеренно концентрированный рынок.

< 1000 - низко концентрированный рынок

Учитывает долю всех предприятий рынка, т.е. чутко  реагирует на перераспределение долей всех фирм-участников рынка.

Отражает  связь с отраслевой маржой прибыли.

Служит основным показателем при осуществлении  антимонопольной политики в России и США.

Может давать искаженную картину при использовании  неточных статистических данных.

 

4) Индекс Джини

Таблица 4

Данные для  расчета индекса Джини

Объем реализованной продукции

Доля в общем числе, pi

Накопленная доля в общем числе

Накопленный объем реализованной  продукции, qi

(qi+qi-1)*pi/2

 

0

0

0

0

 

1

581

0,05

0,05

581

14,525

2

977

0,05

0,1

1558

53,475

3

2038

0,05

0,15

3596

128,85

4

3908

0,05

0,2

7504

277,5

5

4588

0,05

0,25

12092

489,9

6

4657

0,05

0,3

16749

721,025

7

4736

0,05

0,35

21485

955,85

8

5805

0,05

0,4

27290

1219,375

9

6420

0,05

0,45

33710

1525

10

6458

0,05

0,5

40168

1846,95

11

6577

0,05

0,55

46745

2172,825

12

6748

0,05

0,6

53493

2505,95

13

7802

0,05

0,65

61295

2869,7

14

8274

0,05

0,7

69569

3271,6

15

8757

0,05

0,75

78326

3697,375

16

8975

0,05

0,8

87301

4140,675

17

9122

0,05

0,85

96423

4593,1

18

9363

0,05

0,9

105786

5055,225

19

9623

0,05

0,95

115409

5529,875

20

9672

0,05

1

125081

6012,25

Сумма

125081

1

   

47081,025

Информация о работе Концентрация производства в отраслях отечественной промышленности