Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 21:30, контрольная работа
Задача 7 По исходным данным рассчитать известные показатели концентрации, на их основе определить тип рыночной структуры. Концентрация продавцов (фирм, действующих на рынке) характеризуется их числом и долей, занимаемой на рынке. При сравнении концентрации в различных отраслях последняя выше там, где меньшее число фирм, либо, при равенстве фирм, там, где выше неравномерность распределения долей фирм. Необходимо определить девять известных показателей концентрации, вся необходимая информация о которых содержится в таблице 1.
Доля осведомленных покупателей растет:
– с увеличением разницы в цене товаров;
– снижением готовности покупателей платить.
Чем меньше разница в цене товаров и чем выше готовность покупателей платить, тем меньше доля осведомленных покупателей. Дело в том, что при низкой склонности платить и большой разнице в цене у покупателя возникают стимулы для поиска дополнительной информации, то есть для осуществления затрат по снижению асимметрии информации.
Наиболее яркий пример неэффективности рыночного механизма в условиях асимметрии информации – негативный отбор. Проблема негативного отбора тесно связана с риском безответственности и по сути является ее особым случаем. Специфика здесь состоит в том, что в случае с негативным отбором ожидания покупателя строго определены, проще говоря, заданы: исходя из высокой вероятности присутствия на рынке низкокачественного блага, он готов платить только по низкой цене. Учитывая, что издержки продавцов качественного блага выше издержек продавцов низкокачественного блага (АСк > АСн), при равновесной цене Р* первые будут нести убытки (АСк > Р*), вторые получат прибыль (АСн < Р*). Стало быть, предложение низкокачественных благ будет расширяться, а качественных – сокращаться. В итоге рынок заполнится только низкокачественными благами. Это, собственно, и составляет содержательную сторону негативного отбора как экономического явления.
Негативный отбор (adverse selection) – это способ функционирования рынка, который характеризуется процессом замещения качественных благ низкокачественными, порождаемым наличием асимметрии информации.
Особую сферу проявлений риска безответственности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение, получила в экономике название принципала (заказчика), а выполняющая поручение – агента (исполнителя). И принципалом и агентом могут быть и отдельный человек, и фирма, и организация, и государственное учреждение [6].
Характерные
черты взаимоотношений
Гражданин заинтересован в том, чтобы приобрести достаточно просторную и удобную квартиру и по возможности дешевле. Если бы он самостоятельно сопоставлял различные варианты покупки, то соразмерял бы полезность квартиры с ее ценой.
По смыслу контракта агент должен действовать в интересах заказчика. Но в действительности его интересы лежат в иной плоскости.
Будем считать,
что агент получит
Разумеется, если существует конкуренция на рынке агентских услуг, гражданин может обратиться к другому агенту и сопоставить качество услуг. Если бы этот рынок был совершенным, то агенты были бы заинтересованы в оптимальном для своих клиентов (принципалов) выборе. Однако значительные трансакционные затраты и другие факторы несовершенства рынка агентских услуг вызывают более или менее значительные потери у клиентов.
Этот простой пример показывает условия возникновения риска безответственности, связанного с проблемой «принципал – агент»:
– несовпадение интересов принципала и агента;
– информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества выполнения условий контракта;
– несовершенство рынка агентских услуг.
Проблема взаимоотношений принципала и агента заняла важное место в современных теориях фирмы и экономики общественного сектора.
Представление о том, что поведение фирмы полностью подчинено интересам ее владельцев, – сильное упрощение. Труд – ресурс особый в том отношении, что он не может быть отделен от продавца – работника, а каждый работник является носителем своих собственных интересов. Контроль со стороны администрации за деятельностью работников требует затрат и не всегда может быть полным. Чем менее стандартна работа, тем труднее контролировать ее выполнение.
Крупной фирмой
фактически управляют не владельцы
(акционеры), а наемные менеджеры.
Если менеджер не является акционером,
то максимизация прибыли не входит
в круг его личных интересов. Его
мотивы иные: сохранение и повышение
статуса, расширение масштабов деятельности
и т.д. Если владельцев в равной степени
интересуют и выручка и затраты
– положительная и
В каких бы формах ни проявлялись последствия асимметрии информации, все они свидетельствуют о том, что асимметрия информации оказывает серьезное негативное влияние, выражающееся в снижении эффективности принимаемых участниками рынка решений, функционирования самого рынка и экономики в целом.
Регулирование
проблемы асимметрии информации может
проводиться на уровне оптимизации
экономической системы в целом.
При этом рыночная информация играет
роль общественного блага, а ее распространение
– одна из важнейших функций общества.
Поэтому определяющими
Эффекты информационной асимметрии наряду с трансакционными затратами представляют собой «дефекты микроструктуры» рыночных взаимодействий субъектов экономической деятельности, приводящие к неоптимальному размещению ресурсов [8]. Экономика информации – интенсивно развивающаяся отрасль микроэкономики. В круг ее проблем входят методы сигнализирования, позволяющие ограничить асимметрию информации.
Преодоление
проблемы асимметрии информации на уровне
функционирования экономических агентов
– забота фирмы. Причем часто фирмам
приходится решать проблему как со
стороны спроса, где асимметрия информации
проявляется в скрытых для
фирмы характеристиках
Оценка уровня концентрации отраслевого рынка
По исходным данным рассчитать известные показатели концентрации, на их основе определить тип рыночной структуры.
Концентрация продавцов (фирм, действующих на рынке) характеризуется их числом и долей, занимаемой на рынке. При сравнении концентрации в различных отраслях последняя выше там, где меньшее число фирм, либо, при равенстве фирм, там, где выше неравномерность распределения долей фирм.
Необходимо определить девять известных показателей концентрации, вся необходимая информация о которых содержится в таблице 1.
Таблица 1
Отсортированные по убыванию показателя исходные данные
Вариант 7 |
Доля, % | |
1 |
9026 |
10,4952 |
2 |
8724 |
10,1441 |
3 |
8014 |
9,3185 |
4 |
7098 |
8,2534 |
5 |
6226 |
7,2395 |
6 |
5799 |
6,7429 |
7 |
5509 |
6,4057 |
8 |
5209 |
6,0569 |
9 |
4848 |
5,6371 |
10 |
4799 |
5,5802 |
11 |
3723 |
4,3290 |
12 |
3467 |
4,0313 |
13 |
3381 |
3,9313 |
14 |
2845 |
3,3081 |
15 |
2575 |
2,9942 |
16 |
1689 |
1,9639 |
17 |
1212 |
1,4093 |
18 |
896 |
1,0418 |
19 |
589 |
0,6849 |
20 |
372 |
0,4326 |
Сумма |
86001 |
100 |
1) Индекс концентрации.
Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:
где di - размер фирмы,
k - количество фирм, для
которых рассчитывается
Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.
Таблица 2
Расчет индекса концентрации
Кол-во компаний |
3 |
4 |
5 |
9 |
10 |
Индекс концентрации |
29,96 |
38,21 |
45,45 |
70,29 |
75,87 |
70—100% - высококонцентрированный рынок
45—70% - умеренно концентрированный рынок
< 45% - низко концентрированный рынок
2) Коэффициент относительной
K = (20 + 3β)/α,
где β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий в процентах, α – доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции в процентах.
Таблица 3
Расчет коэффициента относительной концентрации
Число компаний | |||
3 |
5 |
10 | |
Доля в продажах |
22,91 |
37,38 |
67,9 |
Доля в общем количестве предприятий |
15 |
25 |
50 |
Коэффициент относительной концентрации |
2,84 |
2,54 |
2,5 |
К = 1 - между долями фирм существует линейная зависимость.
К> 1 - концентрация отсутствует, рынок конкурентный.
К< 1 - высокая степень концентрации, рыночная власть фирм велика.
3) Индекс Херфиндаля - Хиршмана
2000-10000 - высококонцентрированный рынок.
1000-2000 - умеренно концентрированный рынок.
< 1000 - низко концентрированный рынок
Учитывает долю всех предприятий рынка, т.е. чутко реагирует на перераспределение долей всех фирм-участников рынка.
Отражает связь с отраслевой маржой прибыли.
Служит основным показателем при осуществлении антимонопольной политики в России и США.
Может давать искаженную картину при использовании неточных статистических данных.
4) Индекс Джини
Таблица 4
Данные для расчета индекса Джини
№ |
Объем реализованной продукции |
Доля в общем числе, pi |
Накопленная доля в общем числе |
Накопленный объем реализованной продукции, qi |
(qi+qi-1)*pi/2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
1 |
581 |
0,05 |
0,05 |
581 |
14,525 |
2 |
977 |
0,05 |
0,1 |
1558 |
53,475 |
3 |
2038 |
0,05 |
0,15 |
3596 |
128,85 |
4 |
3908 |
0,05 |
0,2 |
7504 |
277,5 |
5 |
4588 |
0,05 |
0,25 |
12092 |
489,9 |
6 |
4657 |
0,05 |
0,3 |
16749 |
721,025 |
7 |
4736 |
0,05 |
0,35 |
21485 |
955,85 |
8 |
5805 |
0,05 |
0,4 |
27290 |
1219,375 |
9 |
6420 |
0,05 |
0,45 |
33710 |
1525 |
10 |
6458 |
0,05 |
0,5 |
40168 |
1846,95 |
11 |
6577 |
0,05 |
0,55 |
46745 |
2172,825 |
12 |
6748 |
0,05 |
0,6 |
53493 |
2505,95 |
13 |
7802 |
0,05 |
0,65 |
61295 |
2869,7 |
14 |
8274 |
0,05 |
0,7 |
69569 |
3271,6 |
15 |
8757 |
0,05 |
0,75 |
78326 |
3697,375 |
16 |
8975 |
0,05 |
0,8 |
87301 |
4140,675 |
17 |
9122 |
0,05 |
0,85 |
96423 |
4593,1 |
18 |
9363 |
0,05 |
0,9 |
105786 |
5055,225 |
19 |
9623 |
0,05 |
0,95 |
115409 |
5529,875 |
20 |
9672 |
0,05 |
1 |
125081 |
6012,25 |
Сумма |
125081 |
1 |
47081,025 |
Информация о работе Концентрация производства в отраслях отечественной промышленности