Проблемы исторического развития эконометрики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

Эконометрика — это наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей. Эконометрические методы — это прежде всего методы статистического анализа конкретных экономических данных. В настоящее время, естественно, с помощью компьютеров, хотя начиналась эконометрика в докомпьютерную эру.

Содержание

1. Понятие эконометрики
2. Проблемы исторического развития эконометрики
3. Эконометрика сегодня
4. Эконометрика = экономика + метрика
5. Эконометрические методы в практической и учебной деятельности
6. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

эконометрика.docx

— 26.25 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Понятие эконометрики

2. Проблемы исторического  развития эконометрики

3. Эконометрика сегодня

4. Эконометрика = экономика + метрика

5. Эконометрические методы в практической и учебной деятельности

6. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие эконометрики

  Эконометрика — это  наука, изучающая конкретные количественные  и качественные взаимосвязи экономических  объектов и процессов с помощью  математических и статистических  методов и моделей. Эконометрические  методы — это прежде всего методы статистического анализа конкретных экономических данных. В настоящее время, естественно, с помощью компьютеров, хотя начиналась эконометрика в докомпьютерную эру.

2. Проблемы исторического  развития эконометрики

Основы эконометрики были заложены до компьютерной эры. Устоявшиеся  традиции эконометрики, восходят обычно к Я.Тинбергену, который по заказу Лиги наций разработал методы множественной регрессии для анализа экономических циклов в 30-е годы ХХ века. Тогда сокращение объема требуемых вычислений было приоритетной задачей, что до сих пор нередко оказывают негативное влияние на выбор конкретных эконометрических методов, прежде всего, в силу большей доступности, наличия библиотек программ для ЭВМ для методов, ставящих сокращение вычислений более важной задачей, чем достижение более точных результатов. Эта тенденция в современной эконометрике осознается, делаются шаги по ее перелому, но до окончательного решения проблемы еще далеко. Традиция все еще оказывает негативное влияние (иногда называется "проблемой сокращения размерности").

3. Эконометрика  сегодня

Статистические (эконометрические) методы используются в зарубежных и  отечественных экономических и  технико-экономических исследованиях, работах по управлению (менеджменту). Применение прикладной статистики и  других статистических методовдаетзаметный экономический эффект. Например, в США — не менее 20 миллиардов долларов ежегодно только в области статистического контроля качества. В 1988 г. затраты на статистический анализ данных в нашей стране оценивались в 2 миллиарда рублей ежегодно. Согласно расчетам сравнительной стоимости валют на основе потребительских паритетов, эту величину можно сопоставить с 2 миллиардами долларов США. Следовательно, объем отечественного «рынка статистических и эконометрических услуг» был на порядок меньше, чем в США, что совпадает с оценками и по другим показателям, например, по числу специалистов. Публикации по новым статистическим методам, по их применениям в технико-экономических исследованиях, в инженерном деле постоянно появляются, например, в журнале «Заводская лаборатория», в секции «Математические методы исследования». Надо назвать также журналы «Автоматика и телемеханика» (издается Институтом проблем управления Российской академии наук), «Экономика и математические методы» (издается Центральным экономико-математическим институтом РАН). Однако необходимо констатировать, что для большинства менеджеров, экономистов и инженеров эконометрика является экзотикой. Это объясняется тем, что в вузах современным статистическим методам почти не учат. Во всяком случае, по состоянию на 2001 г. каждый квалифицированный специалист в этой области — самоучка. Этому выводу не мешает то, что в вузовских программах обычно есть два курса, связанных со статистическими методами. Один из них — «Теория вероятностей и математическая статистика». Этот небольшой курс читают специалисты с математических кафедр и успевают дать лишь общее представление об основных понятиях математической статистики. Кроме того, внимание математиков обычно сосредоточено на внутриматематических проблемах, их больше интересует доказательства теорем, а не применение современных статистических методов в задачах экономики и менеджмента. Другой курс — «Статистика» или «Общая теория статистики», входящий в стандартный блок экономических дисциплин. Его читают экономисты, не всегда хорошо подкованные в математике. Фактически он является введением в прикладную статистику и содержит первые начала эконометрических методов (по состоянию на 1900 г.). Учебники по «Общей теории статистики» являются неисчерпаемой копилкой математико-статистических ошибок, они порождают поток публикаций, разоблачающих эти ошибки. Ничего удивительного в этом нет — такие учебники писали и пишут высококвалифицированные в своей области экономисты, однако они, как правило, плохо знают математику.

Эконометрика (как учебный  предмет) призвана, опираясь на два  названных вводных курса, вооружить  экономиста, менеджера, инженера современным  эконометрическим инструментарием, разработанным  за последние 50-70 лет. Не владея эконометрикой, отечественный специалист — менеджер и инженер — оказывается неконкурентоспособным по сравнению с зарубежным. Во многих странах мира — Японии и США, Франции и Швейцарии, Перу и Ботсване и др. — статистическим методам обучают в средней школе, ЮНЕСКО постоянно проводят конференции по вопросам такого обучения . В СССР и СЭВ, а теперь — по плохой традиции — и в России игнорируют этот предмет в средней школе и лишь слегка затрагивают его в высшей. Результат на рынке труда очевиден — снижение конкурентоспособности специалистов.

4. Эконометрика = экономика + метрика

Сначала необходимо выяснить, что обычно понимают под эконометрикой. Затем обсудим современное состояние  эконометрики как научно-практической дисциплины.

Во вводных монографиях  по экономической теории, как правило, выделяют в качестве ее разделов макроэкономику, микроэкономику и эконометрику. При  этом о макроэкономике и микроэкономике обычно подробно рассказывается в тех  же монографиях или в дальнейших учебных пособиях, в то время как  об эконометрике узнать что-либо самостоятельно российскому студенту почти невозможно. Лишь в последнее время появились  отдельные курсы в нескольких московских экономических вузах  и соответствующие учебники, увы, трактующие ее крайне узко.

 

В одном из наиболее распространенных в России вводном курсе западной экономической теории сказано: «Статистический анализ экономических данных называется эконометрикой, что буквально означает: наука об экономических измерениях». Действительно, термин «эконометрика» состоит из двух частей: «эконо-» — от «экономика» и «-метрика» — от «измерение». Эконометрика (в другом русско- и англоязычном варианте названия этой дисциплины — эконометрия) входит в обширное семейство дисциплин, посвященных измерениям и применению статистических методов в различных областях науки и практики. К этому семейству относятся, в частности, биометрика (или биометрия), технометрика, наукометрия, психометрика, хемометрика (наука об измерениях и применении статистических методов в химии), квалиметрика (или квалиметрия - наука об измерении качества). Особняком стоит социометрия — этот термин закрепился за статистическими методами анализа взаимоотношений в малых группах, то есть за небольшой частью такой дисциплины, как статистический анализ в социологии. Эконометрика, как и другие «метрики», посвящена развитию и применению статистических методов в конкретной области науки и практики — в экономике, прежде всего в теории и практике менеджмента.

В мировой науке эконометрика занимает достойное место. Нобелевские  премии по экономике получили эконометрики Ян Тинберген, Рагнар Фриш, Лоуренс Клейн, Трюгве Хаавельмо. В 2000 г. к ним добавились еще двое — Джеймс Хекман и Дэниель Мак-Фадден. Выпускается ряд научных журналов, полностью посвященных эконометрике, в том числе: Journal of Econometrics (Швеция), Econometric Reviews (США), Econometrica (США), Sankhya. Indian Journal of Statistics. Ser.D. Quantitative Economics (Индия), Publications Econometriques (Франция).

 

Однако в нашей стране по ряду причин эконометрика не была сформирована как самостоятельное направление  научной и практической деятельности, в отличие, например, от Польши, которая  стараниями О.Ланге и его коллег покрыта сетью эконометрических «институтов» (в российской терминологии — кафедр вузов). В настоящее время в России начинают развертываться эконометрические исследования, в частности, начинается широкое преподавание этой дисциплины.

 

Кратко рассмотрим современную  структуру эконометрики. Знакомство с ней необходимо для обоснованных суждений о возможностях применения эконометрических методов и моделей  в экономических и технико-экономических  исследованиях.

5. Эконометрические  методы в практической и учебной  деятельности

Компьютер на рабочем месте  менеджера, экономиста, инженера —  уже реальность. Практическое применение эконометрических методов обычно осуществляется с помощью диалоговых систем, соответствующих  решаемым экономическим и технико-экономическим  задачам. Для конкретных наборов  задач таких систем разработано  уже много, некоторые перечислены в статье . Создание подобных систем должны быть продолжено. Так, для налоговых служб должны быть подготовлены соответствующие оригинальные системы на базе действующих автоматизированных информационных систем (АИС).

Однако для того, чтобы  грамотно применять компьютерную систему, надо иметь некоторые предварительные  знания по эконометрике. В отсутствии подобных знаний у подавляющего большинства  российских экономистов и инженеров, в том числе у менеджеров —  директоров предприятий, государственных  служащих, а также, например, у работников налоговых органов, — основная проблема. Лицо, ничего не знающее об эконометрике, не в состоянии понять, что эта  научно-практическая дисциплина может  помочь решить проблемы его организации, а потому ему и в голову не приходит пригласить бригаду эконометриков к сотрудничеству. Эта проблема наглядно выявилась в ходе работ Всесоюзного центра статистических методов и информатики (ныне — Институт высоких статистических технологий и эконометрики МГТУ им. Н. Э. Баумана). Центром был разработан широкий спектр программных систем по эконометрике. Однако число их продаж было явно неадекватно проведенным оценкам емкости рынка, то есть числу предприятий, которым были бы полезны эти системы. Это объяснялось попросту отсутствием на подавляющем числе предприятий специалистов, знакомых с эконометрическими методами хотя бы на том элементарном уровне, который позволяет понять, что им такие системы нужны. Например, нужны для того, чтобы обоснованно анализировать и выбирать планы статистического приемочного контроля, что необходимо делать практически на любом предприятии, независимо от отрасли и форм собственности. В любом договоре на поставку есть раздел «Правила приемки и методы контроля», и подготовлен он обычно отнюдь не на современном уровне. Если же на предприятии были квалифицированные специалисты, то они стремились расширить свой инструментарий за счет программных систем по эконометрике Всесоюзного центра статистических методов и информатики. Поэтому надо широко преподавать эконометрику. Без этого разработанные для нужд организаций и предприятий имитационные компьютерные модели на основе эконометрических методов останутся омертвленным капиталом, не будут грамотно использоваться.

Но не следует сосредотачиваться  лишь на подготовке специалистов по разработке эконометрических методов, умеющих  доказывать теоремы и писать программы. Прежде всего нужны пользователи, понимающие, для решения каких задач годится тот или иной эконометрический метод, какая нужна исходная информация, как интерпретировать выдаваемые компьютером результаты.

Эконометрические методы — эффективный инструмент в работе менеджера и инженера, занимающегося  конкретными проблемами, и задача высшей школы — дать его в руки выпускников экономических и  технических специальностей. Кроме  теоретических знаний, менеджеры  и инженеры должны иметь практические инструменты — сделанные на основе современных достижений эконометрической науки компьютерные системы, предназначенные  для анализа статистических данных и построения эконометрических моделей  конкретных экономических и технико-экономических  явлений и процессов.

Подведем некоторые итоги. Продемонстрирована необходимость  обучения эконометрическим методам  будущих менеджеров, экономистов, инженеров . Рассмотрено место курса эконометрики в системе высшего технического образования: опираясь на курсы «Теория вероятностей и математическая статистика» и «Статистика», он призван довести знания студентов до уровня современности. Указаны связи курса эконометрики со многими иными учебными предметами — менеджментом, маркетингом, экологией, стандартизацией, метрологией и управлением качеством, инвестиционной, инновационной, контрольной и контроллинговой деятельностью, оценкой финансового состояния предприятия, прогнозированием и технико-экономическим планированием, экономико-математическим моделированием производственных систем и др..

 

Эконометрика — эффективный  инструмент научного анализа и моделирования  в руках квалифицированного менеджера, экономиста, инженера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Орлов А. И. Эконометрика. Учебник для вузов. — М.: Экзамен, 2002 (1-е изд.), 2003 (2-е изд.), 2004 (3-е изд.). — 576 с.
  2. Электронный еженедельник «Эконометрика»

Информация о работе Проблемы исторического развития эконометрики