Административно-территориальный состав Поволжского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 21:23, реферат

Краткое описание

Поволжский экономический район — один из 12 экономических районов Российской Федерации, состоит из 8 федеральных субъектов:
Республика Калмыкия
Республика Татарстан
Астраханская область
Волгоградская область
Пензенская область
Самарская область

Содержание

Административно-территориальный состав Поволжского района
Особенности экономико-географического положения
Экономическая оценка природных условий и ресурсов
Трудовые ресурсы района. Демографическая ситуация
География отраслей Поволжья
Экономические связи
Промышленные центры
Направления развития региона
Экологическая ситуация
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика реферат.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

 

Демографическая ситуация в районе на уровне 2000 г. характеризовалась естественной убылью населения, превышающей среднероссийский показатель (-6,7 чел. на 1000 жителей), которая не перекрывалась небольшим положительным коэффициентом миграционного прироста населения (2,4 чел. на 1000 жителей). Максимум естественной убыли населения приходится на Самарскую и Саратовскую обл. (-12,2 и -11,7 чел. на 1000 жителей соответственно по данным на 2009 год).

 

Плотность населения в районе снижается по направлению с севера на юг: от 55 чел./км2 в Татарстане и 62 чел./км2 в Самарской обл. до 23 чел./км2 в Астраханской обл. и 4 чел./км2 в Калмыкии. Причины такой дифференциации заключаются в различной хозяйственной освоенности территорий, а также в засушливом климате южных регионов, особенно Калмыкии, неблагоприятном для концентрации населения.

Экономически активное население — около 49%. Почти 24% занятых в экономике района работают в промышленности и 16% — в сельском хозяйстве (общее население составляет 11,215 млн. чел).

Повышенный уровень общей безработицы отмечен в Астраханской обл. (8,9% от 344 тыс. чел.), а пониженный — в Татарстане (3,3 % от 3769 тыс. чел.), где наиболее развит рынок труда. Большинство индустриальных регионов Поволжья располагает высококвалифицированными кадрами в промышленности и других отраслях хозяйства. Менее квалифицированны трудовые ресурсы в Калмыкии и Астраханской обл., где высока доля населения, занятого сельским и домашним хозяйством.

Этнический состав населения ПЭР достаточно сложный и представлен славянскими народами (в основном, русскими (40% от общей численности), а также тюркскими (татары (16%), башкиры (3%), казахи (14%), чуваши (2%), ногайцы (6%)), финно-угорскими (мордва (6%), марийцы 3%)) и монголоязычными (калмыки (10%)). Русское население, в целом преобладающее по району, составляет меньшинство в национальных республиках — Татарстане и Калмыкии.

В последние годы в районе увеличились диаспоры кавказских народов (чеченцев, армян, азербайджанцев, грузин и др.), переселенцев из Казахстана — казахов и бывших немцев Поволжья, возвращающихся к историческим местам проживания (19% в год по данным на 2009 год). Этнической миграции способствует политическая нестабильность на Кавказе и в Центральной "Азии. По этой причине в Поволжье переселяется часть русского населения из республик СНГ — Закавказья, Казахстана, Средней Азии (13% в год по данным на 2009 год).

5. География отраслей  Поволжья

 
 Валовой региональный продукт в настоящее время составляет почти 10% ВВП России по данным на 2009 год. Душевые показатели ВРП в районе находились на среднероссийском уровне в Татарстане и в 1,3 раза превышали его в Самарской обл. В остальных регионах Поволжья производство ВРП на душу населения значительно ниже, чем в среднем по России: более чем втрое в Калмыкии и почти вдвое в Пензенской обл.

По удельному весу промышленного производства в ВРП Поволжья лидируют Татарстан, Самарская и Волгоградская обл., где его значения достигают 33—35% по данным на 2009 год, а по удельному весу сельского хозяйства (порядка 11,5%) выделялась Волгоградская обл. по данным на 2009 год.

Промышленные комплексы. В структуре промышленности главными являлись машиностроение и отрасли ТЭК, на которые в приходится 2/3 всего объема промышленного производства в районе (100 млрд. кВт./ч.). К основным отраслям специализации может быть также отнесена химическая промышленность, тесно связанная с добычей нефти и природного газа. В числе дополнительных отраслей специализации ПЭР следует выделить пищевую, в том числе рыбную, промышленность и производство строительных материалов.

Машиностроение занимает в промышленном комплексе Поволжья первое место. По удельному весу на него приходится 1/3 всего объема промышленного производства по данным на 2009 год. Ядро машиностроительного комплекса составляет автомобильная промышленность, сосредоточенная в Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской обл. Район обеспечивает 17% выпуска грузовых (1,8 млн. шт.) и более 80% выпуска легковых (1,9% млн. шт.) автомобилей в России.

 

 

 

Топливная промышленность включает предприятия по добыче и первичной переработке нефти и природного газа. На нее приходится около 23% объема промышленного производства в Поволжье по данным на 2009 год. Всего в районе добывается 44 млн. т. нефти и 11 млрд. м3 природного газа. Свыше 60% добычи нефти приходится на Татарстан.

Химическая и нефтехимическая промышленность обеспечивали 14,7% производства промышленной продукции Поволжья. В районе вырабатывается свыше 1/5 продукции химической промышленности в России. Особенно велика роль ПЭР в производстве синтетических смол (4,8% от общего обьема по России – 30,7 млн. т.) и пластических масс (12% от общего объема 183,6 млн. т.) (Татарстан, Самарская и Волгоградская обл.), синтетических каучуков (6% от 86,2 тыс. т.) (Татарстан, Самарская обл.), азотных удобрений (13% от 41,1 млн. т.) (Самарская и Саратовская обл.), химических волокон и нитей (7% от 293,78 тыс. т.) (Саратовская обл.), лакокрасочных материалов (5% от 705,6 тыс. т.) (Волгоградская обл.), (данные статистического ежегодника 2009).

Нефтехимия района обеспечена собственными нефтегазовыми ресурсами и имеет перспективы роста, в основном за счет реконструкции действующих предприятий (например, Тольяттинского АО «Синтезкаучук» в Самарской обл., ПО «Нитрон» и АО «Балашовские нити» в Саратовской обл. и др.).

Крупные цементные заводы размещены в городах Жигулевске (Самарская обл.), Вольске (Саратовская обл.) и Михайловке (Волгоградская обл.). В тех же областях налажено поточное производство строительного кирпича (2% от общего объема 11,4 млрд. шт).

Агропромышленный комплекс занимает в районе одно из ведущих мест и специализируется на межрегиональных рыночных поставках ценных твердых сортов пшеницы, риса, овощебахчевых, мяса, молока, шерсти, а в последние годы также табака и хлопка-сырца. В Поволжье производится свыше 12% всей сельскохозяйственной продукции России на 2009 год . По валовому сбору плодов и ягод ПЭР занимает первое место среди экономических районов, семян подсолнечника — второе место, сахарной свеклы — третье, зерна и овощей — четвертое. Здесь собирается значительная часть плодов и ягод, свыше 1/5 семян подсолнечника, а также около 13% зерна России по данным на 2009 год.

Поволжье занимает второе место в стране по производству мяса и шерсти, а по производству молока и яиц — третье. Главным фактором, сдерживающим рост продуктивности перспективного животноводства, является слабая кормовая база (собственными кормами регион удовлетворяется лишь наполовину).

Большое разнообразие природных ресурсов и экономических условий предопределяют различия в специализации сельского хозяйства: в северных районах выделяется животноводческое направление (выращивание крупного рогатого скота и свиноводство), в Среднем Поволжье — зерновое хозяйство, в Нижнем Поволжье — овощеводство, бахчеводство, рисоводство, а из животноводческих отраслей — овцеводство, верблюдоводство. Вокруг промышленных центров севера и юга концентрируются пригородное хозяйство и птицеводство.

Природные и культурные комплексы. На территории ПЭР расположены шесть государственных заповедников: Волжско-Камский — в Республике Татарстан, Жигулевский — в Самарской обл., Приволжская Лесостепь — в Пензенской обл., Богдино-Баскунчакский и Астраханский — в Астраханской обл. и Черные земли — в Республике Калмыкия. Общая площадь заповедных территорий около 247 тыс. га. Два заповедника — Астраханский и Черные земли — имеют статус биосферных резерватов ЮНЕСКО, как сохраняющие уникальные ландшафты Волжской дельты и Прикаспийской полупустыни.

В Поволжье три национальных парка: Нижняя Кама — в Республике Татарстан, Самарская лука — в Самарской обл. и Хвалынский — в Саратовской обл. Расположенные на живописных берегах Волги, эти парки имеют большую эстетическую и рекреационную ценность.

6. Экономические  связи

 
 В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси» развиваются в широтном направлении и обеспечивают доставку в район сырья: нефти, газа, угля, металла.

Из шести железнодорожных магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное Самарское направление – важное звено Транссибирской магистрали. У Кинеля к нему примыкает Среднеазиатское направление. Загрузка транспортной сети на Самарском участке превышает средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке вторых путей на магистрали Москва – Казань – Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Иловля, которая имеет выход на Волгоград и Казань.

По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране по данным на 2009 год. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. По Волго-Камскому пути и через систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Основные перевозимые по этому пути грузы – зерно, нефть, строительные материалы. С низовий Волги вверх движутся баскунчакская соль, астраханские и камышинские арбузы, овощи, рыба. Среди массовых грузов, перевозимых вниз по Волге, преобладает лес.

Из общего объема перевозок грузов около 70% приходится на межрайонные. Часть сырья, проходящего через район транзитом, остается в поволжских городах и используется многими отраслями их промышленности: машиностроительной, химической, деревообрабатывающей и др.

В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов добычи направляется во все районы страны и на экспорт. Основные направления: Альметьевск – Нижний Новгород – Ярославль – Москва – Рязань; Самара – Новороссийск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь и далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).

7. Промышленные  центры

 
  Лидер — от автопрома

«Костяк» рейтинга «Эксперт Волга-200» составляют предприятия машиностроения, нефтяной и нефтехимической промышленности. Шире всех представлено машиностроение — 42 предприятиями. Темп развития этой отрасли задает автомобилестроение и смежные с ним производства автокомплектующих. Машиностроение в регионах Поволжья представлено также производством электротехнической продукции и электроники, тракторов и бульдозеров, кабельным производством, дизелестроением, химическим и нефтяным машиностроением, производством газотурбинных двигателей, радиотехники и светотехники, подшипниковым и литейным производством. Некоторые предприятия машиностроения, вошедшие в рейтинг «Эксперт Волга-200», специализируются на оборонных заказах.

Доля машиностроительной отрасли в общем объеме реализации компаний, огромна — более 30% по данным на 2009 год. Но по прибыльности оно серьезно уступает, например, транспортной сфере: 14 имеющихся транспортных компаний в общей сложности сумели получить в 2009 году более 14 млрд. рублей чистой прибыли, в то время как машиностроительные предприятия — 10,8 млрд. рублей. Низкая доходность отрасли объясняется ее высокой капиталоемкостью, высокой изношенностью основных фондов.

Тем не менее, именно представитель машиностроительной отрасли, точнее — автопрома, стал победителем рейтинга «Эксперт Волга-200»: выручка АвтоВАЗа в 2009 году составила 160,5 млрд. рублей. С близким результатом сумела завершить год лишь «Татнефть» — 150,8 млрд. рублей.

Прошлый год стал в какой-то степени переломным для внутренних продаж АвтоВАЗа. С одной стороны, предприятием было реализовано больше автомобилей, чем в 2007−м или 2008 годах. В то же время именно в 2009 году четко обозначилась тенденция к снижению спроса на отечественные авто, прежде всего из-за роста популярности новых иномарок (продажи подержанных импортных машин — основных конкурентов ВАЗа — снижаются, начиная с 2007 года). В прошлом году в России было продано 407 тыс. новых иномарок, в этом продажи ожидаются на уровне 600 тыс. машин.

Горьковский автозавод, занявший третье место в нашем рейтинге, демонстрирует в 2009 году 12% рост продаж, но только в сегменте микроавтобусов и грузовиков. Возможно, ситуация изменится, когда на предприятии будет организовано производство иномарок. Сейчас Горьковский автозавод заинтересован в сотрудничестве с индийской компанией Mahindra&Mahindra. Уже собрана пробная партия внедорожников модели Scorpio, которые ГАЗ продвигает под брэндом Marshal. Машины поступили к дилерам для проведения маркетинговых исследований рынка.

На выпуск иномарок сделала ставку и группа «СОК» (представлена в рейтинге «Эксперт Волга-200» отдельными предприятиями), организовавшая на удмуртском «Иж-Авто» производство KIA. Сейчас СОК ищет зарубежного партнера для выпуска иномарок на площадях расположенной в Самарской области «РосЛады».

Черный металл

Рост благосостояния населения Поволжья объясняет высокие результаты в рейтинге «Эксперт Волга-200» парфюмерно-косметической промышленности (47%), сектора строительства (прирост 44,7%) и завязанной на него промышленности строительных материалов (41,5%) по данным на 2009 год.

Самый же высокий средний темп прироста объемов реализации (почти 50%) продемонстрировала черная металлургия, представленная тремя фигурантами. Такому росту отрасль обязана Кулебакскому металлургическому заводу из Нижегородской области: реализовав в прошлом году продукции на 2,5 млрд. рублей, предприятие добилось по сравнению с 2008 годом прироста на 232,4%.

А вот предприятия цветной металлургии Поволжья, по сравнению с остальными секторами рейтинга, показали самые скромные результаты. Средний прирост трех компаний данной отрасли, вошедших в рейтинг, оказался отрицательным. Это произошло главным образом из-за Самарского металлургического завода (СМЗ), объем реализации которого в 2009 году составил 10 млрд. рублей, что ниже предыдущего периода на 1,7 млрд. Более того, СМЗ получил чистый убыток 433,4 млн. рублей. Новому собственнику Самарского металлургического завода — алюминиевой корпорации Alcoa — предстоит вложить не один десяток миллионов долларов, чтобы поднять предприятие.

Информация о работе Административно-территориальный состав Поволжского района