ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….2
1 Государственная
собственность………………………………………………………………4
2 Нормативно-правовые
акты, регулирующие данный вопрос……………………………....7
3 Государственная
собственность в научной и
научно-технической сфере в России
и за рубежом…………………………………………………………………………………………15
4 Анализ и предложения
по повышению эффективности управления
государственной собственностью
………………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………………………29
Введение
Мировой опыт становления технологического
рынка в США, Японии, Швеции, Тайване и
др. показывает, что основным элементом
государственной политики в развитых
странах являются программы устойчивого
развития и создания техноэкополисов
и технопарковых структур как инновационных
центров.
В 2000 году в России научными
исследованиями и разработками было занято
4145 организаций. Проводимые этими организациями
фундаментальные и поисковые исследования
способствовали получению новых знаний
в областях астрономии и космоса, физики
высоких энергий, ядерной физики, физики
конденсированных сред, физики квантовых
и волновых процессов, биоинженерии, генетики,
генома человека, природной среды и климата,
изучения океанов и морей, а прикладные
исследования и разработки решению проблем
социально-экономического развития и
модернизации экономики.
В настоящее время функционируют
государственные научные фонды, сеть государственных
научных центров, идет процесс образования
наукоградов. Создана и функционирует
первая очередь системы инновационно-технологических
центров и технопарковых структур в субъектах
Российской Федерации.
Выстроены законодательные
основы и нормативно-правовая база научно-технической
деятельности. Наука претерпела заметные
изменения - стала более открытой и демократичной,
изменился характер участия ученых в международном
сотрудничестве, исчез чрезмерный административный
контроль. Формируемая система финансирования
научных исследований и разработок, характеризуется
многоканальностью и конкурентностью.
Цель данного проекта заключается
в анализе и оценке эффективности управления
государственной собственностью в научной
и научно-технической сфере Архангельской
области.
Задачами данного курсового
проекта являются изучить нормативно-правовые
акты, регулирующие данный вопрос; изучить
историю вопроса в России и за рубежом;
провести анализ и дать оценку эффективности
управления собственностью в научной
и научно-технической сфере Архангельской
области; сформулировать предложения
по повышению эффективности управления
государственной собственностью в научных
и научно-технических организациях Архангельской
области.
За счет концентрации ресурсов
и научных сил на приоритетных направлениях
развития науки и техники, благодаря совместным
усилиям исполнительной и законодательной
власти, РАН и отраслевых академий наук
удалось сохранить основную часть фундаментальной
науки - главную стратегическую составляющую
общества.
Начали закрепляться положительные
тенденции в научно-технической сфере,
наметившиеся еще в 1999 году: выделение
средств из бюджета на финансирование
науки происходит на регулярной основе,
исполнение бюджета осуществляется на
100 %; величина средней заработной платы
в отрасли “Наука и научное обслуживание”
превысила уровень средней заработной
платы по экономике в целом; продолжилось
выделение целевых средств на укрепление
приборной базы науки, поддержку патентной
деятельности, строительство жилья для
молодых ученых.
В 2001 году ожидается увеличение
величины внутренних затрат на исследования
и разработки до 77,5 млрд. руб. (в ценах 2000
года). В 2000 году этот показатель составлял
74,9 млрд. руб. Предполагается увеличение
количества организаций, выполняющих
научные исследования и разработки, до
4176 и численности работников, выполняющих
научные исследования и разработки, до
916,2 тыс., человек, что на 6,2 тыс. человек
больше, чем в 2000 году.
Однако в целом ситуация в научной
и в научно-технической сфере остается
сложной, не удается преодолеть ряд негативных
тенденций, наметившихся с начала 90-х годов
(остаются проблемы спроса на научно-техническую
продукцию, престижа труда в науке, старения
научных кадров и другие).
1 Государственная собственность
Государственной собственностью в
Российской Федерации является имущество,
принадлежащее на праве собственности
Российской Федерации (федеральная собственность),
и имущество, принадлежащее на праве собственности
субъектам Российской Федерации - республикам,
краям, областям, городам федерального
значения, автономной области, автономным
округам (собственность субъекта Российской
Федерации). Гражданский кодекс Российской
Федерации от 30.11.94 N 51-ФЗ, ст.214
В экономике ХХ века велико
значение государственной собственности.
В нее входят обычно некоторые крупные
промышленные предприятия, банки, а также
предприятия тех отраслей, которые обслуживают
производство и социально-бытовую сферу
— грузовой транспорт, энергетика, связь
и т.д. Создание государственных предприятий
обусловлено отчасти желанием ускорить
научно-технический прогресс. Вместе с
тем государство иногда берет на себя
перевооружение слабых звеньев экономики.
Этот вид собственности существует на
3-х уровнях:
На уровне всей федерации —
федеральная собственность.
На уровне субъектов федерации
(их 89). Каждый из них имеет свою региональную
собственность.
Муниципальная собственность
(собственность на уровне отдельного города,
округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга
и Москвы, которые выступают как субъекты
федерации).
Основными органами, располагающими
полномочиями по управлению и распоряжению
объектами государственной собственности
субъектов Российской Федерации, следует
считать губернаторов (мэров, глав администраций),
правительство, комитет по управлению
имуществом и фонд имущества субъекта
РФ.
Находящееся в государственной
собственности имущество подразделяется
на две части. Одна часть закрепляется
за государственными юридическими лицами
– предприятиями и учреждениями – на
ограниченных, но вполне самостоятельных
вещных правах хозяйственного ведения
или оперативного управления. Это “распределенное”
государственное имущество составляет
базу для участия этих организаций в обороте
в качестве самостоятельных юридических
лиц. Оно не может служить для обеспечения
покрытия возможных долгов государства,
ибо предприятия и учреждения как юридические
лица не отвечают своим имуществом по
долгам учредившего их собственника-государства
– этим имуществом они отвечают по собственным
долгам перед кредиторами (если речь не
идет о казенных предприятиях и учреждениях,
где возможна дополнительная ответственность
государства по их долгам, но все равно
исключается их имущественная ответственность
по долгам государства) (ст. 56, п. 5 ст.
113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК РФ).
Имущество, не закрепленное
за государственными предприятиями и
учреждениями (“нераспределенное” государственное
имущество), прежде всего средства соответствующего
бюджета, составляют государственную
казну того или иного государственного
(публично-правового) образования. ГК понимает
под казной именно “нераспределенное”
государственное имущество, а не орган
государства (казначейство). Это имущество
может быть объектом взыскания кредиторов
государства-собственника по его обязательствам.
Поэтому на первом месте и названы бюджетные
средства, которые реально составляют
объект такого взыскания. Эти же средства
служат источником дополнительной (субсидиарной)
ответственности государства (публично-правового
образования) по долгам его казенных предприятий
и учреждений при недостатке у них денежных
средств для расчетов со своими кредиторами.
В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый
режим земли и природных ресурсов. Он заключается
в данном случае в том, что государственной
собственностью объявлена вся та земля
и все те природные ресурсы, которые прямо
не переданы в частную собственность граждан
и юридических лиц либо в муниципальную
(публичную) собственность. Иначе говоря,
установлена своеобразная презумпция
(предположение) государственной собственности
на землю и другие природные ресурсы, что
исключает их существование в качестве
бесхозяйного имущества (ст. 225). С другой
стороны, этим правилом закона установлены
известные ограничения частной собственности
на землю и другие природные ресурсы в
том смысле, что они могут быть объектом
частной и даже муниципальной собственности
лишь в той мере, в какой это прямо допускается
государством.
Управление государственной
собственностью субъектов Российской
Федерации осуществляется посредством
реализации ими правомочий собственников
по распоряжению своим имуществом. Возникающие
при этом отношения с унитарными предприятиями
суть гражданско-правовые. Если учесть,
что гражданское законодательство – предмет
ведения исключительно Российской Федерации,
субъекты Российской Федерации не вправе
устанавливать гражданско-правовые нормы.
Нормы о видах имущества, на отчуждение
которого унитарным предприятием требуется
согласие собственника, являются гражданско-правовыми
нормами, так как в соответствии с п. 1.
ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство
определяет порядок осуществления права
собственности и других вещных прав. В
связи с этим нормы законов субъектов
Российской Федерации, постановлений
глав их администраций и иных правовых
актов субъектов Российской Федерации
не могут устанавливать в соответствии
со ст. 295 ГК РФ иные случаи, когда предприятие
не вправе распоряжаться своим имуществом
самостоятельно. Тем более такие ограничения
не могут предусматриваться в уставах
унитарных предприятий, договорах их с
собственником или в контрактах с руководителями
предприятий. При этом следует учесть,
что условия договоров, заключенных между
собственником соответствующего государственного
(муниципального) имущества и таким предприятием,
которые изменяют характер и пределы указанных
правомочий, являются ничтожными.
2 Нормативно-правовые акты,
регулирующие данный вопрос
Регулирующих данный вопрос
нормативно-правовых актов в Архангельской
области, как оказалось, очень мало. Постараюсь
перечислить и раскрыть их суть.
Во-первых, как основной, это
закон Архангельской области от 25 февраля
1998 года N 60-14-ОЗ "О региональной научно-технической
политике Архангельской области" (с
изменениями от 29 октября 2008 г., 23 сентября
2009 г.). Настоящий закон направлен на создание
и развитие системы научного сопровождения
структурной и промышленной политики
Архангельской области, поддержку субъектов
научной и (или) научно-технической деятельности
в Архангельской области. Глава II называется:
региональная научно-техническая политика
Архангельской области. Согласно этой
главе статье 4 данного закона, региональная
научно-техническая политика Архангельской
области - составная часть социально-экономической
политики, которая выражает отношение
органов государственной власти Архангельской
области к научной и научно-технической
деятельности, определяет цели, направления,
формы деятельности органов государственной
власти Архангельской области в области
науки, техники и реализации достижений
науки и техники. А в статье 5 прописано
что, региональную научно-техническую
политику Архангельской области определяет
Правительство Архангельской области,
руководствуясь государственной научно-технической
политикой, определяемой Президентом
Российской Федерации, и приоритетными
направлениями научно-технической деятельности
на территории области. Статья 6 гласит
об определении основных направлений
региональной научно-технической политики
Архангельской области, научно-техническое
прогнозирование, выбор приоритетных
направлений развития региональной науки
и техники, разработка рекомендаций и
предложений по реализации научных и научно-технических
программ и проектов по использованию
достижений науки и техники осуществляются
в условиях гласности, с использованием
различных форм общественного обсуждения,
экспертиз и конкурсов. Далее в законе
прописаны полномочия областного Собрания
депутатов: 1. утверждение основных направлений
региональной научно-технической политики
и формирование экономического механизма
по ее реализации;
2. стимулирование научной деятельности
через систему налоговых и других экономических
льгот;
3. участие в составах научных и координационных
советов по проблемам науки и техники,
научно-технических комиссиях, экспертных
и рабочих группах;
4. законодательное регулирование мер
по социальной защите научных и научно-технических
работников, в том числе по их материальному
обеспечению;
5. осуществление иных полномочий, предусмотренных
законодательством. К полномочиям
Правительства Архангельской области
относятся:
1. определение основных направлений региональной
научно-технической политики Архангельской
области;
2. принятие постановлений об осуществлении
исполнительными органами государственной
власти Архангельской области деятельности
в научной и (или) научно-технической сферах;
3. определение в соответствии с законодательством
Российской Федерации порядка проведения
экспертизы научных и научно-технических
программ и проектов, финансируемых за
счет средств областного бюджета;
4. заключение в установленном порядке
соглашений в сфере реализации государственной
научно-технической политики, в том числе
с федеральными государственными учреждениями,
Российским фондом фундаментальных исследований
и Российским гуманитарным научным фондом;
5. осуществление иных полномочий, предусмотренных
законодательством. К полномочиям
уполномоченного исполнительного органа
государственной власти Архангельской
области в сфере научной и научно-технической
деятельности относятся:
1. участие в реализации региональной научно-технической
политики Архангельской области;
2. участие в разработке и реализации научных
и научно-технических программ и проектов
Архангельской области;
3. организация и обеспечение проведения
конкурсов научных и научно-технических
программ и проектов Архангельской области;
4. получение и обработка информации о
научных исследованиях, проведенных в
Архангельской области, а также иных исследованиях,
имеющих значение для социально-экономического
развития Архангельской области;
5. организация проведения экспертиз научных
и научно-технических программ и проектов,
финансируемых за счет средств областного
бюджета;
6. осуществление иных полномочий в сфере
научной и научно-технической деятельности,
предусмотренных Правительством Архангельской
области в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством
Архангельской области.
Помимо уполномоченного исполнительного
органа государственной власти Архангельской
области в сфере научной и научно-технической
деятельности в разработке и реализации
научных и научно-технических программ
и проектов Архангельской области в пределах
своих полномочий принимают участие также
иные исполнительные органы государственной
власти Архангельской области.1
Во-вторых это закон
от 22 января 1998 года N 55-13-ОЗ "Об основах
управления объектами государственной
собственности Архангельской области"
где в статье 1 прописывалось что:
1. Настоящим законом
определяются основы управления
объектами государственной собственности
Архангельской области (далее - областное
имущество).
2. Под управлением областным
имуществом понимается осуществляемая
от имени Архангельской области
(далее - области) и в интересах
ее населения деятельность органов
государственной власти области
по реализации в рамках их
компетенции, установленной Уставом
области, настоящим законом и
иными актами, а также уполномоченных
ими лиц правомочий владения,
пользования и распоряжения областным
имуществом.
3. Отношения в сфере управления
финансовыми ресурсами, являющимися собственностью
областью, не урегулированные настоящим
законом, а также отношения в сфере управления
объектами интеллектуальной собственности,
природными ресурсами, включая землю,
относящимися к собственности области,
регулируются специальными нормативными
актами органов государственной власти
Российской Федерации и области, принятыми
в пределах их полномочий.
4. Особенности управления
отдельными видами областного
имущества могут быть урегулированы
специальными областными законами.
В случае противоречия норм
специального закона правилам, установленным
настоящим законом, действует специальный
закон.
Но существует также
и обратная сторона медали, данный закон
существовал недолгое время, как выяснилось,
Архангельское областное Собрание депутатов
от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ, от
29 октября 2008 N 585-30-ОЗ разработали закон
"О внесении изменений и дополнений
в отдельные областные законы в сфере
приватизации государственного имущества".
В данном законе утратили силу статья
1 и статья 3, так или иначе касающиеся
управления государственной собственностью
в Архангельской области.
В-третьих, данный вопрос регулируется
в уставе Архангельской области в статье 11,
там прописано что:
1. Экономической основой развития
Архангельской области являются
природные, материальные, финансовые,
информационные и другие ресурсы, находящиеся
в частной, государственной, муниципальной
и иных формах собственности, предусмотренных
федеральными законами.