Взаимодействие ОПЕК с Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:06, реферат

Краткое описание

Ныне уместно вести речь об олигополистическом рынке с наличием со стороны предложения наряду с ОПЕК группы государств, таких, как Россия, Мексика, Норвегия, Великобритания и другие, проводящих независимую нефтеэкспортную политику. В этой связи весьма показательно, что в начале 70-х годов XX века западные ТНК контролировали до 90% производства нефти в мире, в то время как на протяжении последних лет странам — членам ОПЕК удается удерживать под своим контролем около 40% рынка. Тем не менее, как справедливо считают специалисты, такой доли оказывается достаточно, чтобы ОПЕК, используя набор специфических инструментов, могла регулировать экспорт и в большинстве случаев поддерживать устойчивый уровень цен на мировом рынке.

Содержание

Введение
1.Общее положение ОПЕК 3
1.1История развития ОПЕК 3
1.2Организационная структура 7
1.3Экономическая характеристика ОПЕК 8
1.4Проблемы развития всех стран ОПЕК. 9
2.Взаимодействие ОПЕК с Россией 11
2.1История взаимоотношений ОПЕК и России 11
2.2Перспективы и проблемы взаимоотношений России и ОПЕК 13
3.Перспективы развития стран ОПЕК 16
3.1Анализ деятельности ОПЕК 16
3.1Преспективы развития ОПЕК 18
Выводы и предложение 26
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Копия ОПЕК.docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

Одной из главных проблем  развивающихся стран ОПЕК является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться  хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные  «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать  разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного  охладился пыл вследствие падения  цен на нефть и снижения государственных  доходов, средства государственного бюджета  стали расходоваться более разумно  и грамотно.

Второй главной проблемой  является компенсация технологической  отсталости стран ОПЕК от ведущих  стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя.  Решением такой проблемы могла стать  ускоренная индустриализация и урбанизация.

Третьей проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники  в государстве оказались неподготовленными  к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать  современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих  и перерабатывающих предприятиях, а  также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение  иностранных специалистов.

Вот основные проблемы и  задачи, которые возникали если не у всех, то у большинства государств-членов ОПЕК. Были сделаны попытки, более  или менее удачные, решить их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Взаимодействие  ОПЕК с Россией

2.1История взаимоотношений ОПЕК и России

То время, когда Организация  стран–экспортеров нефти и Россия - крупнейший мировой производитель  нефти - находились в конфликтных  отношениях, осталось в прошлом. В 90-ые годы организация экспортеров нефти погналась за двумя зайцами. С одной стороны, опековцы, безусловно, хотели бы продавать нефть по более высоким ценам. С другой - на практике высокие цены на нефть ведут к снижению рыночной доли организации, что означает уменьшение ее влияния (поэтому ОПЕК хочет получить от независимых производителей, прежде всего России, гарантии как минимум несокращения доли организации). Однако если Мексика и Оман дали согласие на пропорциональное их доле сокращение добычи, то Россия нет.

В июле 2002 года между ОПЕК и Россией вспыхнула настоящая "нефтяная война". На фоне падения  цен на нефть ОПЕК потребовала  от Москвы сократить добычу и продажу  своих энергоресурсов на внешнем  рынке. Президент ОПЕК угрожал опустить мировую цену на нефть до $5 долларов за баррель. На словах Россия присоединилась к эмбарго ОПЕК. Однако, по официальным  статистическим данным, экспорт нефти  из России непрерывно нарастал. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть накануне иракского  кризиса.

Начиная с 1998 года, наша страна участвует в сессиях Конференции  ОПЕК, а также в совещаниях экспертов  и других мероприятиях организации  с представителями стран, не входящих в нее.

На состоявшейся в конце  октября 2004 года в Москве встрече  Министра энергетики Российской Федерации  В.Б.Христенко с исполняющим обязанности Генерального секретаря ОПЕК, господином Рахмоном, вновь была подтверждена готовность России к продолжению консультаций, как в многостороннем, так и в двустороннем формате.

Сегодня ОПЕК легко идет на контакт не только с официальными лицами российского топливно-энергетического  комплекса, но и с высшими учебными заведениями России, которые готовят  профессиональные кадры нового уровня для этого сектора экономики.

Например, 29 октября 2004 г. состоялся международный семинар "Краткосрочные и долгосрочные перспективы развития мировых нефтяных рынков". Организаторами семинара выступили Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России и Секретариат Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Семинар открыли Исполняющий обязанности Генерального секретаря ОПЕК доктор Майзар Рахман и директор Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России, вице-президент Международной академии топливно-энергетического комплекса, член-корреспондент Российской академии наук, профессор В.И. Салыгин.

2.2Перспективы и проблемы взаимоотношений России и ОПЕК

Сегодня самым главным  вопросом мировой экономики является глобальный рост цен на нефть.

Нефть останется наиболее важным первичным энергоносителем  в мире на ближайшие 20-30 лет. По оценкам участников международного семинара "Краткосрочные и долгосрочные перспективы развития мировых нефтяных рынков" потребление сырой нефти в 2005 г. составит порядка 81-82 млн. баррелей в сутки, а к 2025 г. достигнет уровня в 114-115 млн. баррелей в сутки.

Мир стоит перед угрозой "продолжительного нефтяного кризиса" и должен быть готов к тому, что  цены на нефть будут высокими в  течение длительного периода, сообщил  Международный валютный фонд. Это - самое резкое из официальных предупреждений, которые до сих пор звучали  в рамках долгосрочных прогнозов  для энергетических поставок. Предсказывая рост спроса в развивающихся странах и ограниченное количество новых поставок за пределами ОПЕК после 2010 года, главный экономист МВФ Рагхурам Раджан сказал: "Мы должны быть готовы к жизни при высоких ценах на нефть". А дорогая нефть будет "продолжать представлять серьезную угрозу для мировой экономики", добавил он.

В данной ситуации ОПЕК и  Россия неразрывно связаны одной  общей целью – стабилизировать  цены на углеводородное сырье на мировом  рынке. Неприемлемо высокие цены не выгодны никому. Они подрывают  устойчивость мировой экономики. И  в конечном итоге скажутся отрицательно и на производителях.

Поэтому заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус на сессии ОПЕК в сентябре 2004 подчеркнул, что Россия и ОПЕК "должны стремиться к налаживанию постоянного диалога, а не встречаться лишь тогда, когда возникают проблемы и потрясения. Вероятно, именно это является одним из способов избежать проблем и потрясений или хотя бы демпфировать их. В медицинской терминологии это называется профилактикой, в отличие от лечения. При этом хорошо известно, что лечение предполагает больной организм, а профилактика – здоровый".Россия в данный момент старается действовать в рамках вышеуказанной логики и Энергетической стратегии Российской Федерации, которую недавно приняли и сделали открытой для мировой общественности.

Россия уделяет значительное внимание ситуации на нефтяных рынках не только в контактах со странами ОПЕК, но и во взаимодействии с основными  странами-потребителями. Для России, это, прежде всего, европейские страны (около 90 процентов экспорта нефти). Так, в рамках Энергодиалога России и Евросоюза страны договорились, в частности, совместно изучить вопрос о влиянии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

На сентябрьской сессии ОПЕК говорили о том, что в этом году Россия планирует добыть 450 миллионов  тонн нефти, из которых 225 миллионов  тонн пойдет на экспорт. В итоге, за прошлый год в России добыто 458,8 млн. жидких углеводородов. На экспорт  ушло - 285 млн. т, что соответствует  стратегии, которая оговаривалась  с ОПЕК.

Главные официальные лица ТЭК России полагают, что наращивание  добычи и экспорта нефти внесет определенный вклад в решение задачи стабилизации мировых цен на нефть. Если ОПЕК сочтет необходимым пересмотреть существующий ценовой коридор, то, по мнению России, следовало бы исходить из баланса интересов производителей и потребителей, а также необходимости сохранения нынешних темпов развития мировой экономики.

16 марта 2005 Организация  стран-экспортеров нефти принимает  решение увеличить квоты на  добычу и экспорт. И российские  официальные власти это решение  полностью поддержали. Пока квота  будет увеличена на 500 тысяч баррелей  в сутки. При этом ОПЕК предполагает  в ближайшее время вернуться  к этому вопросу, и если цена  на нефть уменьшится, увеличить  квоту еще больше. И такое увеличение  будет происходить до тех пор,  пока цена на нефть на мировых  рынках не опустится до "приемлемого  уровня". Правда, что это за  уровень, пока не понятно. Зато  в решении есть и другая  оговорка: если в результате такой  игры с квотами цена нефти  не изменится, то игру прекратят.

Интересно, что такую формулу  при регулировании мирового рынка  нефти ОПЕК применяет впервые.

Чем же выгодно для России новое решение стран-экспортеров  нефти? Российская экономика страдает от высоких нефтяных цен не меньше, чем экономики государств-импортеров нефти.

Высокий уровень цен на российскую нефть привел к серьезному притоку в Россию иностранной  валюты и увеличению издержек при  производстве отечественных товаров  с большей добавленной стоимостью. Советник российского президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, описывая такую ситуацию, даже применил термин "венесуэлизация российской экономики". И такой взгляд подтверждается данными Минэкономразвития. В прошлом году зависимость России от экспорта энергоресурсов продолжала увеличиваться, и это увеличение составило почти 3%. Хотя до аналогичного показателя Венесуэлы в 80% нашей стране еще далеко, такая динамика не может не настораживать российское правительство.

Справится с зависимостью от экспорта энергоресурсов, России пока не позволяет не только постоянное увеличение золотовалютных резервов Центрального банка, но и наличие Стабилизационного  фонда. По состоянию на 16 марта в  нем уже накоплено 707,5 млрд рублей. Однако полностью стерилизовать поступающие в Россию нефтедоллары правительству все равно не удается, и реальный эффективный курс национальной валюты с 1 января этого года вырос уже почти на 3%. Таким образом, принятое в марте решение ОПЕК будет явно на руку и российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Перспективы  развития стран ОПЕК

3.1Анализ  деятельности ОПЕК

Так что же это за организация, сумевшая за короткий исторический период взорвать привычную систему отношений, существовавшую в мировом капиталистическом  хозяйстве, когда недра одних  стран служили источником обогащения других?

На начальном этапе  деятельность ОПЕК не выходила за чисто  коммерческие рамки. Однако даже скромные требования монополии восприняли как  дерзкий вызов. В их штаб-квартирах  отказались признать «незаконнорожденную» организацию и предупредили, что будут вести переговоры с каждой страной в отдельности, но никогда — с организацией.

Хотелось бы думать, что  читатель обратил внимание на состав участников ОПЕК. Здесь представлен почти весь спектр государственных режимов Азии, Африки и Латинской Америки: феодальные монархии, переживающие бурный период капиталистической трансформации (страны Персидского залива); буржуазные республики с относительно развитым частным капиталом (Венесуэла, Индонезия, Эквадор) и те, где местный капитализм только начал развиваться (Габон); страны,, находящиеся на этапе национально-демократической революции (Алжир, Ливия). Кроме того, страны — участницы ОПЕК резко отличаются друг от друга по масштабам нефтяного потенциала, размерам территории, численности населения, социально-экономической структуре.

По доказанным запасам  нефти можно выделить сверхгиганта — Саудовскую Аравию (более 23 миллиардов тонн), гигантов — Ирак, Кувейт, ОАЭ, Иран (от 12 до 13,5 миллиарда тонн), страны с крупными запасами (до 4 миллиардов тонн) — Ливию, Венесуэлу, Нигерию, Индонезию, государства с относительно скромными  резервами (до 1 миллиарда тонн) —  Катар, Эквадор, Габон.

У ряда участников ОПЕК, в  первую очередь малонаселенных стран  Аравийского полуострова, доходы от продажи нефти намного превышают  внутренние расходы. Даже щедро тратя  деньги на промышленное и транспортное строительство, развитие сельского  хозяйства, просвещение и здравоохранение, импорт потребительских товаров, закупая  в крупных масштабах вооружение, они просто не в состоянии израсходовать  все «нефтяные» деньги. Отсюда —  «излишки» валюты, главным образом  американских долларов.

За почти 30-летнюю историю  в ОПЕК сложились две группы с  полярными, в общем-то, экономическими интересами. С одной стороны, условно говоря, «радикалы» (Алжир, Ливия, Ирак, Иран), а с другой - «консерваторы» (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар). Остальные следуют за той или иной группой в зависимости от конкретных обстоятельств.

Упрощение, конечно, считать, что «радикалы» всегда правы, а «консерваторы» мечтают развалить ОПЕК. Ведь никто из них не желает остаться с нефтемонополиями один на один.

Никто из участников ОПЕК не спорит, что для увеличения доходов  необходимо сократить добычу и тем  самым улучшить конъюнктуру на рынке. Однако ни один из членов ОПЕК не хочет  сделать первый шаг.

Ясно, что ОПЕК будет время  от времени спотыкаться, но любое  серьезное падение цен на жидкое топливо заставит ее участников быть более сдержанными. Страны ОПЕК прекрасно  знают, что продажа большего количества нефти по более низкой цене невыгодна  и что лишь уверенность в поддержке  партнеров по организации обеспечит  единство, необходимое для осуществления  нужных акций на мировом рынке. Можно, например, сопоставить две цифры: 264 миллиарда и 97 миллиардов. Речь идет о выраженных в долларах доходах  за 1980 и 1987 годы. Так сколько же стоят  разногласия?

3.1Преспективы развития ОПЕК

Ежегодно секретариат  ОПЕК публикует прогнозы спроса и  предложения нефти до 2020 г., подготовленные с использованием существующей в  рамках картеля собственной Мировой  энергетической модели (OPEC World Energy Model - OWEM). Недавно опубликован последний такой прогноз, представленный в марте этого года на совещании Экономической комиссии. В данной статье содержатся ключевые выводы из этого отчета.

В базовом варианте последнего прогноза, основанного на Мировой  энергетической модели, было выдвинуто  предположение о том, что цена композитной "корзины" сортов нефти ОПЕК до конца текущего десятилетия останется в рамках объявленного диапазона цен - $22-28 за баррель в номинальном выражении и будет расти далее в темпе инфляции. Такие цены отражают ряд важных ожиданий поднимающегося рынка. Во-первых, предположение, что и впредь будет предлагаться к продаже достаточное количество нефти - как членами ОПЕК, так и странами, не входящими в картель, - что позволит избежать сильного давления рынка в сторону повышения цен на сырую нефть. И, во-вторых, что эта цена на нефть не противоречит устойчивому развитию рынка и вместе с тем не является настолько высокой, чтобы вызвать появление больших количеств дополнительной нефти из стран - нечленов ОПЕК.

Информация о работе Взаимодействие ОПЕК с Россией