Внешнеэкономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 15:50, доклад

Краткое описание

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами. Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Нужно.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

1. Количественные ограничения  экспорта и импорта:

Квотирование – внешнеторговая квота – количественное ограничение  объема экспорта и импорта определенных товаров. Импортная квота в отличие  от импортной пошлины позволяет  точно ограничить количественный объем  ввоза товара. Экспортная квота применялась  в РФ до 1994 г. в основном как инструмент контроля экспорта при существовавшей значительной разнице между мировыми и внутренними (более низкими) ценами на ряд традиционных товаров российского  экспорта. По мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых  товаров сокращалось. С 1 июля 1994 г. (постановление  Правительства № 758) квотирование ограничивается только выполнением международных  обязательств РФ и осуществляется лишь по экспорту узкого перечня товаров: необработанного алюминия, карбида  кремния, нитрата аммония, нитей  пряжи, тканей, готовых текстильных  изделий.

Лицензирование – метод  ограничения вывоза или ввоза  товара на основе выдачи государством лицензии, представляющей собой разрешение (право) на экспорт или импорт и  выделяется в отдельный перечень товаров.

Контингентирование –  вид лицензирования, предполагающий ограничение номенклатуры товаров  по экспорту или импорту в пределах устанавливаемых государством количественных или стоимостных квот на определенный период времени. Контроль за выдачей квот ведется также через предоставление лицензий. В настоящее время в РФ не применяется.

Добровольное самоограничение  экспорта – добровольный отказ экспортера от расширения поставок или обязательство  по их ограничению в страну импортера  в результате неофициальной договоренности между страной экспортера и страной  импортера. Осуществляется под угрозой  начала «торговых войн», или применения импортером более жестких мер. Пример: отказ Японии в 1989 г. от расширения в течение пяти лет экспорта автомобилей в США. В российской практике ВТД эти меры не применялись.

2.Запретительные: запрет  вывоза или ввоза отдельных  товаров – законодательно может  устанавливаться исходя из национальных  интересов страны; эмбарго на  торговлю с отдельными странами  – применяется обычно на основе  решений ООН (например, в отношении  Югославии).

3.Контроль качества –  сертификат соответствия, технический,  фармакологический,  ветеринарный,  экологический, фитосанитарный.

4.Таможенно-административные  требования: перечень документов  для таможен, контроль импортных  цен, система методов определения  таможенной стоимости товаров,  определение страны происхождения  товара.

5.Валютный контроль: система  уполномоченных банков-агентов валютного  контроля, паспорт сделки, комплексная  информационная система валютного  контроля.

 

 

 

Законодательство, регламентирующее ВЭД России.

Все нормативные акты РФ, регулирующие деятельность граждан  и юридических лиц во внешнеэкономической  сфере, можно условно подразделить на общие и специальные. Общие  являются нормативные акты, регулирующие отношения субъектов в целом, содержат общие принципы регулирования, которые в частности относятся  и к внешнеэкономическим отношениям. Среди них: Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г. Она  определяет права граждан на осуществление  предпринимательской деятельности, в том числе во внешнеэкономической  сфере, устанавливает гарантии их соблюдения. Гражданский кодекс РФ устанавливает  понятия, виды условия совершения сделок, права и обязанности сторон. Отдельная  глава кодекса посвящена правоспособности иностранных физических и юридических  лиц, а также условия заключения внешнеэкономических сделок. Некоторые  нормативные акты финансового права  также содержат нормы, регулирующие внешнеэкономические отношения, например, Закон РФ «О налоге на добавленную  стоимость» регламентирует вопросы исчисления и уплаты НДС по экспортно-импортным операциям.

Вопросы внешнеэкономической  деятельности освещаются так же и  в нормативных актах иных отраслей права. В частности, Уголовный Кодекс РФ определяет действия лиц во внешнеэкономической  деятельности как преступления (контрабанда, невозвращение вывезенных художественных и культурных ценностей, уклонение  от уплаты таможенных платежей) и устанавливает  ответственность за их совершение.

Из числа действующих  ныне законов в сфере ВЭД в  России следует указать: Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991г., Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г., Закон «О таможенном тарифе» от 24 мая 1993г., «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 10 июня 1993г., Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г., Закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999г.

 

 

 

Основными принципами государственного регулирования ВЭД

в Российской Федерации на сегодня являются:

– единство внешней (в том числе и внешнеэкономической) и внут%

ренней (в том числе и внутриэкономической) политики государства;

– единство системы государственного регулирования ВЭД и конт%

роля за его реализацией;

– единство таможенной территории и таможенной политики госу%

дарства;

– приоритет экономических (таможенно%тарифных) методов ре%

гулирования ВЭД над методами административного характера;

– исключение неоправданного вмешательства государства и  его

органов во внешнеэкономическую  деятельность хозяйствующих

субъектов;

– обеспечение равенства  всех участников ВЭД независимо от форм

собственности и защита их прав и законных интересов [24].

Государственное регулирование  ВЭД в Российской Федерации на%

правлено на достижение определенных целей, среди которых хоте%

лось бы выделить следующие:

– защита интересов отечественных  производителей и потребите%

лей, а также национальных экономических интересов в целом  путем

рационального сочетания  протекционистской и фритредерской та%

моженной политики;

– использование ВЭД как  совокупности способов реализации

внешнеэкономических связей для ускорения формирования в  стране

рыночной экономики;

– создание необходимых  условий для доступа российских товаров

на мировой рынок;

– оказание содействия мировому разделению труда и поддержание

благоприятного международного режима во взаимоотношениях с

иностранными государствами  и международными организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, законодательство Российской Федерации допускает

применение двух методов  государственного регулирования внешне-

торговой деятельности – таможенно-тарифного и нетарифного. Ис-

пользование обоих этих методов  отвечает общемировой практике. В

странах с рыночной экономикой в большей мере используются эко-

номические инструменты регулирования внешней торговли, воздей-

ствующие на ввоз и вывоз товаров и на формирование внутреннего

рынка товаров через механизм таможенных пошлин.

Однако использование  в чистом виде экономических мер регули-

рования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый по

ложительный результат, а, во-вторых, экономические меры неоди-

наково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и ма-

лыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия.

Поэтому в большинстве  стран наряду с экономическими мерами ши-

роко применяются также и административные меры регулирования

внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт

товаров, ограждая внутренний рынок как от излишних импортных

поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отече-

ственных товаров. При этом, правда, покупатель ограничивается в

праве свободного выбора между отечественными и импортными то-

варами.

Нетарифные меры государственного регулирования внешней тор-

говли, лишая покупателей свободного выбора товаров и тем самым

ослабляя конкуренцию  отечественных товаров с иностранными, ка-

залось бы, должны подрывать рыночный механизм.

Но это не так,ибо такие меры принимаются в отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров, либо в течение ограниченного срока, и

предназначены для решения  определенных экономических и соци-

альных проблем, требующих оперативного вмешательства государ-

ства. Таким образом, нетарифные меры не разрушают внутренний

рынок страны, а наоборот, содействуют его нормальному функцио-

нированию.

Применение мер нетарифного  регулирования в условиях самосто-

ятельного осуществления большим числом компаний внешнеторго-

вых операций позволяет влиять на рост внешнеторгового дефицита,

выравнивать торговый и платежный  балансы, более рационально

распоряжаться иностранной  валютой при острой ее нехватке для за-

купки за рубежом наиболее необходимых в стране товаров, мобили-

зовать валютные резервы для обслуживания внешнего долга России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таможенно-тарифная политика Российской Федерации является

важнейшим инструментом регулирования внешней торговли и по-

полнения доходной части федерального бюджета. Поиск оптималь-

ного соотношения функций таможенного тарифа как инструмента

регулирования и источника  формирования средств для бюджета фе-

дерации является сегодня наиболее актуальным вопросом в деятель-

ности таможенных органов Российской Федерации.

Правовую основу таможенно%тарифного регулирования составля-

ют: Таможенный кодекс Таможенного  Союза, Закон РФ «О таможенном тарифе»,Налоговый кодекс РФ, а также целая система нормативно-правовых актов подзаконного характера, издаваемых Правительством РФ и

ФТС России. К компетенции  Правительства РФ в сфере таможенно-

тарифного регулирования  отнесены вопросы установления ставок

таможенных пошлин и определения порядка предоставления тариф-

ных льгот, а ФТС России посредством издания нормативно-право

вых актов обеспечивает практическое применение таможенно-тариф

ных мер как одного из направлений реализации таможенной поли-

тики страны.

Основой для начисления таможенных платежей является тамо-

женная стоимость товаров. Это цена сделки, фактически уплачен-

ная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им та-

моженной границы, в то же время это стоимостная характеристика

объекта налогообложения. Таможенная стоимость используется для

обложения товаров таможенными пошлинами и ведения внешнеэко-

номической и таможенной статистик.

Таможенные платежи различаются как по своей юридической при-

роде, так и по своему экономическому содержанию. В частности, сре-

ди них есть налоги: таможенная пошлина, НДС и акциз и платежи

неналогового характера: всевозможные платы и сборы. Фискальная

функция, проявление которой  выражается в пополнении доходной

части государственного бюджета  за счет взимания таможенных пла-

тежей с перемещаемых через таможенную границу товаров и транс-

портных средств, является одной из основных функций таможен-

ных органов.

Основной особенностью таможенно%тарифного регулирования эк-

спорта нефти является его  отличие от мировых стандартов. К осо-

бенностям регулирования экспорта нефти из России в страны даль-

него зарубежья следует отнести следующее. Таможенно-тарифное ре-

гулирование обеспечивает огромные поступления в госбюджет за счет

взимания таможенных платежей. Наибольшая часть поступлений в120

бюджет России от экспорта нефти производится благодаря взима-

нию экспортных пошлин, используемых Правительством РФ в каче-

стве основного регулятора. Экспортные пошлины на нефть служат

также для ограничения  ее вывоза за пределы страны.

Ставка таможенной пошлины  на нефть – специфическая, она ис-

числяется в установленном размере за тонну и представляет собой

барьер на пути вывоза нефти, но ее основным неоспоримым преиму-

ществом является отсутствие необходимости точного определения

таможенной стоимости. Размер ставки пошлины на вывоз нефти ус-

танавливает Правительство РФ, и именно она подвергается наиболь-

шей динамике.

Поскольку ставка пошлины  на экспорт нефти подвергается наибольшей динамике, в работе рассматриваются основные факторы

изменения ставки.

Ставка пошлины на экспорт  нефти в основном зависит от:

– мировых цен на российскую нефть;

– необходимости нефти  для национальной экономики;

– спроса на российскую нефть.

За последние полтора  года произошел большой рост ставки экспортной пошлины на нефть. В первую очередь, это было обусловлено высоким ростом цен на нефть, спрос также имел положительную тенденцию. Оптимальные условия для экспорта нефти, сформировавшиеся к 2004 г., и благоприятная внешнеторговая конъюнктура обеспечили стабильный рост экспорта нефти. В результате этих факторов в государственный бюджет были перечислены немалые поступления. Вытекающими отсюда последствиями являются: увеличениеплатежеспособности России и рост ее импорта. Благодаря установлению больших ставок пошлин на вывоз нефти обеспечивается выполнение фискальной функции пошлины.

Нетарифное регулирование, как и таможенно-тарифное является

неотъемлемой частью государственного регулирования ВЭД РФ.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность