Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:52, реферат
Наша страна разделена на экономические районы, каждый из которых имеет свои особенности. В своей работе предлагаю подробнее рассмотреть Дальневосточный экономический район, так как по моему мнению он является одним из самых интересных. По той причине, что занимает огромную площадь, большое количество природных ресурсов – но мало освоенный.
В общероссийском территориальном разделении труда ДВЭР специализируется на добыче золота, алмазов, олова, свинца, цинка, вольфрама, ртути, плавикового шпата. На долю региона приходится почти 90 % производства сои, половина общероссийского улова рыбы и морепродуктов страны, более 10 % вывоза древесины, около 5 % производства бумаги и картона. Ведущее место в хозяйстве ДВЭР принадлежит промышленности – 97,3 %, на сельское хозяйство приходится 22,2 %. Сельское хозяйство региона решает первостепенной важности внутрирайонные и сырьевые задачи. Удельный вес отраслей специализации промышленности Дальнего Востока в конце 1990-х гг. в масштабе России составлял: цветная металлургия – 16,1%; пищевая промышленность – 8,7 %; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная – 8%. Удельный вес топливной промышленности в регионе – менее 3 %, электроэнергетики – 5,7 %, машиностроения и металлообработки – 3 %, химической и нефтехимической промышленности – 1,3 %, черной металлургии – 1,1 %. В регионе сложилась неэффективная отраслевая структура с преобладанием добывающей отрасли промышленности; в горнорудной, цветной, пищевой отраслях и в судостроении используется сильно изношенное оборудование (60 % и более).
Отрасли рыночной специализации.
Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного района приадлежит цветной металлургии. Основные центры цветной металлургии размещаются в Якутии и Хабаровском крае. Цветная металлургия представлена добычей олова, ртути, полиметаллов, вольфрама, мышьяка.
Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. Освоены крупные месторождения свинцово-цинковых руд – Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам. В Приморском крае на базе этого месторождения построен горно-обогатительный комбинат.
Выделяется на Дальнем Востоке алмазодобывающая промышленность. Построены три крупных горно-обогатительных комбината в Якутии: «Мир», «Айхал», «Удачная».
К ведущим отраслям рыночной специализации относится рыбная промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит первое место среди экономических районов страны. Его удельный вес – около 20 % в объеме производимой продукции региона, а по численности занятых – 25 %. Основные промысловые рыбы: лососевые (кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец и др. Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы, китобойные флотилии.
Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. Район занимает значительный удельный вес в общероссийской вывозке древесины (10 %), производстве пиломатериалов, древесноволокнистых плит, бумаги (5 %), целлюлозы (10 %).
Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако ведущими отраслями, т.е. отраслями рыночной специализации, являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты. Один из крупнейших машиностроительных центров – Хабаровск. Здесь работает ряд заводов, выпускающих оборудование для многих отраслей промышленности. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Находке, а речное судостроение – в Благовещенске. Сельскохозяйственное машиностроение размещается в г. Свободном (Амурская область).
Отрасли, дополняющие территориальный комплекс, представлены добычей угля, нефти, природного газа, электроэнергетикой, черной металлургией и др. Черная металлургия пока еще развита недостаточно. Имеются лишь два небольших завода. Легкая промышленность Дальнего Востока представлена: текстильной, швейной, трикотажной, кожевно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах. Производство стройматериалов размещено в Приморье, Республике Саха, Хабаровском крае и других городах региона. Химическая и нефтехимическая отрасли в комплексе с нефтеперерабатывающими заводами в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности – рыбной, на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли: мукомольная, крупнейшим представителем которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, в которой выделяются мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане; маслобойно-жировая, сырьем для которой служит соя, представлена масло и жирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.
Доля топливной промышленности в структуре промышленности ДВЭР – 14,0 %, электроэнергетики – 27,9 %. Запасы угля в регионе превышают 5 % от общероссийских, добыча – 32… 33млн. т, или 12 % российской. Это, прежде всего, высококачественный южно-якутский коксующийся уголь. Выход к якутским углям обеспечивают Малый БАМ и железная дорога БАМ Тында-Бирканит, по которой уголь вывозится через порт Восточный.
Запасы нефти в ДВЭР – не более 1,5 % от российских – сосредоточены на Сахалине, на континентальном шельфе в Охотском море (по оценкам, в перспективе можно добывать 300 млн. т). В 1996 г. добыча нефти составляла около 2 млн. т (0,6 % от российской), потребность района в собственной добыче не удовлетворяется, поэтому в цистернах по железной дороге нефть доставляется в регион из Ангарска, куда она в свою очередь поступает из Западной Сибири. При этом стоимость ее становится в 10 раз дороже из-за дорогого транспорта.
Запасы природного газа сосредоточены в Якутии и на Сахалине и составляют не более 5 %российских, добыча в 1996 г. – около 3,6 млрд. м3.
Дальний Восток функционирует в режиме, изолированном от единой РАО ЕЭС (Российское акционерное общество «Единая энергетическая система»), энергосистемы «Дальэнерго», и представлен следующими объектами: электротеплоэнергетическими (Якутская, Петропавловск-Камчатская КЭС и ТЭЦ – наиболее крупные), гидравлическими электростанциями (Зейская, Колымская и др.), атомными (Билибинская АЭС), геотермальной станцией (Лаужетской на Камчатке). Наиболее развита электроэнергетика в Амурской, Магаданской, Камчатской областях, доля валового производства электроэнергии составляла около 20 % всей промышленной продукции ДВЭР. Завышенные тарифы на транспортировку топлива и на использование отпускаемой потребителю электроэнергии усугубляют тяжесть экономического положения в регионе.
Сельское хозяйство
Важной отраслью экономики района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха).Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура – соя. Развивается овощеводство закрытого грунта, особенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство, особенно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, пантовое оленеводство. На долю Дальнего Востока приходится почти половина поголовья северных оленей страны. Большое значение приобрело пушное звероводство, созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей. Однако потребности в производимой сельскохозяйственной продукции в ДВЭР удовлетворяется лишь на 35 … 40 %.
Транспорт и экономические связи
Транспортный комплекс Дальнего Востока включает все виды транспорта с преобладающей долей в грузообороте (более 40 %) железнодорожного. Наибольшая густота железных дорог в Сахалинской и Амурской областях и Приморье (123, 83, 98 км соответственно на 1000 км территории). Особенно велика роль Транссибирской магистрали и не только для района, но и для всей России. Она играет и важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в европейские страны. От Транссибирской магистрали отходит ряд ответвлений, одно из них от Комсомольска-на-Амуре до Советской гавани. Второй выход на Тихоокеанское побережье район получил с постройкой Байкало-Амурской магистрали, второй мировой магистрали. От большого БАМа отходит Малый БАМ: Тында -Беркакит -Томмот-Якутск. Исключительно велико значение для Дальнего Востока, имеющего такую большую береговую линию, морского транспорта. На морской транспорт приходится 15 % внутренних перевозок ДВЭР; доля внешних перевозок этим транспортом составляет 5 … 6 %. На побережье созданы крупные порты – Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советска Гавань, порт Восточный, Владивосток. На долю речного транспорта приходится 15 % внутренних перевозок по рекам: Лена, Амур и их притокам.
Автомобильный транспорт не имеет большого распространения. Главные магистрали –Магадан – Якутск, Невер – Якутск, Приморье. Широкое развитие получил воздушный транспорт, особенно для северных районов. Трубопроводный транспорт (от Охи до Комсомольска-на-Амуре, через Татарский пролив обеспечивает перекачку нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Комсомольске-на-Амуре.
Импортные грузопотоки: транспортные средства, металлы, нефть и нефтепродукты, хлеб, машины, оборудование, промышленные товары, японские автомобили, радио- и электронная техника.
Экспортные грузы (27 % – в Приморье, 24 % – в Хабаровском крае, около 20 % – на Камчатке): древесина, пиломатериалы, концентраты цветных металлов, рыба и рыбопродукты.
В среднем транспортировка 1 т импортной продукции из Японии на Дальний Восток в 3 – 5 раз ниже, чем из западных и центральных районов России. В рыночных условиях сильные позиции Дальнего Востока оказались по природному газу и минеральному сырью, а по развитию рыночной среды, емкости рынка, уровню развития технологий Дальний Восток оказался на последнем месте.
Из 100 наименований товаров в экспорте ДВЭР 60 % их стоимости составляют три отрасли -лесная, рыбная, топливная, обеспечивающие поставку природных ресурсов. Рост экспорта ДВЭР сопровождался снижением объема внутреннего рынка из-за уменьшения платежеспособного спроса. При этом на Хабаровский край приходится 30 % экспорта, на Приморский край и Сахалин – по 20 … 21 %, на Якутию – 10 %.
Рыбную продукцию на
экспорт поставляют в основном Приморье,
Камчатка, Сахалин; лесную – преимущественно Хабаровский
край и Амурская область; уголь –
Якутия (Южно- Якутский территориально-
По импорту зависимость ДВЭР в конце 1990-х гг. значительно возросла и составила около 2 млрд. долл. Главным образом, ввозятся производственные товары, технологическое оборудование, транспортные средства, продукция материально-технического характера.
Наибольшую долю импортируемой продукции (22 %) составляют продовольствие, транспортные средства, арктическое дизельное топливо. На втором месте импортируемые товары из Южной Кореи и Японии (12 и 11 % соответственно): продовольствие, медицинское оборудование, транспортные средства, плавсредства, суда, пластмасса.
Значительна доля импорта (9 %) из Китая. Структура импортируемых в ДВЭР товаров следующая: машины, оборудование, транспортные средства – 45 %, продовольственные товары – около 35 %, продукция ТЭК – более 5 %, нефтехимическая продукция – более 4 %. Как следует из приведенных данных, в своих внутренних потребностях ДВЭР в значительной степени ориентируется на внешние источники.
Перспективы развития Дальнего Востока
Перспективы развития в
условиях рынка связаны с освоением
новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского
территориально-
Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и др. полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения. Возникнут отрасли машиностроения – производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленности. В районах города Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти Сахалинского шельфа, Якутского природного газа, Южно-Якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.
Намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га Сибирской и Дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн. м3. Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.
Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне реки Алдан, севернее Станового хребта, находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведано Чульмаконское месторождение. Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42 %. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и на экспорт в Японию.
Заключение.
Освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Поэтому необходима приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций со стороны в первую очередь соседних государств: Японии, Китая, Южной Кореи.