Демографическая политика в Казахстане и других странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 05:53, реферат

Краткое описание

Вся национально-демографическая политика Советской власти в Казахстане была направлена на все более тесное привязывание республики к Россиии и по сути дела являлась продолжением колониальной политики царских времен. Сразу же после окончания гражданской войны было возобновлено переселенческое движение, узаконенное в 1924 г. Только в 1925 г. было зарегистрированно более 17,4 тыс. переселенцев. Плановое переселение крестьян из западных регионов началось в 1929 г., совпав с коллективизацией и притоком в республику сотен тысяч раскулаченных.

Содержание

Введение
1.Демографическая политика
2.Политика развивающихся стран
3.Демографическая политика в Казахстане
4.Численность населения в РК
5.Анализ прироста населения
6.Цели демографической политики
7.Проблема демографической ситуации в РК
8. Меры правительства по улучшению демографического состояния в стране
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

демограф политика.docx

— 34.12 Кб (Скачать файл)

5. Анализ прироста населения.

Президент Н.А. Назарбаев в целях укрепления независимости и безопасности страны поставил задачу до 2015 года довести численность населения до 20 миллионов человек. Для достижения этой цели осуществлен ряд масштабных мер, направленных на улучшение социально-бытовых условий жизни граждан, увеличение рождаемости, укрепление здоровья матери и ребенка.

Так, в 2002 году введена адресная социальная помощь малообеспеченным семьям. В 2003-м стали предоставлять единовременное пособие на рождение ребенка в размере 15 минимальных расчетных показателей. В прошлом году создана целостная система поддержки семей, имеющих детей.

Предпринятые шаги позволили достичь стабильного роста численности населения. К примеру, если в 2000 году родилось 220 тысяч детей, то в 2005 году - 278 тысяч, а в 2006-м - 290 тысяч. Общий прирост населения в 2005 году составил 145 тысяч человек, или 0,95 процента. В течение того периода наибольший показатель достигнут в Астане - 3,98 процента. В Алматы он составил 3,17, Мангистауской области - 3,5, Атырауской - 1,92, Южно-Казахстанской области - 1,82 процента.

Кстати, в столице и южном мегаполисе, а также в Атырауской области общий прирост населения достигнут в основном за счет переселенцев, в том числе и оралманов.

В то же время в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях число жителей, напротив, сократилось. В этих регионах число эмигрантов значительно превысило число иммигрантов, а показатель рождаемости так и остался на низком уровне.

Что касается естественного прироста населения, то здесь в лидерах Мангистауская область - 1,96 процента. В Южно-Казахстанской и Атырауской областях он достиг 1,92 процента, Кызылординской области - 1,51. Во всех перечисленных регионах большинство населения составляют представители коренной национальности. В Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областях естественный прирост населения составил лишь 0,05-0,5 процента. В Костанайской и Северо-Казахстанской областях этот показатель вообще "ушел в минус".

Представленный анализ показывает, что, несмотря на динамичное социально-экономическое развитие республики, вопросам миграции и демографии пока не уделяется достаточного внимания. Главный механизм увеличения численности населения в нашей стране - повышение рождаемости. Каждый год в Казахстане должны появляться на свет порядка 530-540 тысяч детей - в два раза больше, чем сегодня. Для обеспечения естественного прироста населения в каждой семье, как минимум, должно быть трое или четверо детей. Если первые двое малышей замещают своих родителей, то третий восполняет естественные потери и только четвертый ребенок "работает" на прирост.

6 . Цели демографической политики

Поддержание уровня рождаемости, снижение смертности населения и увеличение продолжительности здоровой жизни - цель демографической политики и укрепления семьи на 2010-2020 годы. Об этом 14 августа в Алматы в ходе специального «круглого стола», посвященного обсуждению проекта Концепции демографической политики и укрепления семьи, сказала министр труда и социальной защиты населения РК Гульшара Абдыкаликова.

Организаторы - Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, фонд ООН в области народонаселения, учреждение «Центр гражданских инициатив». В заседании приняли участие депутат, председатель социального совета при фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК Айткуль Самакова, депутат Мажилиса Парламента, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко, ученые, представители Администрации Главы государства, заинтересованных госорганов, международных и отечественных НПО.

Как было отмечено, современная демографическая ситуация в Казахстане характеризуется «старением» рожениц, стареющим населением, высокой смертностью населения, низкой продолжительностью жизни и рядом других проблем. Все эти вопросы обозначены в проекте Концепции и предложены пути их решения. В целом Концепция демографической политики и укрепления семьи РК на 2010-2020 годы определяет основные принципы, цели, задачи, механизмы реализации и направления действий по улучшению демографической ситуации в стране. Она разработана в соответствие с Конституцией РК; Стратегией гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы; общепризнанными принципами и нормами международного права в области политики народонаселения и т.д.

Ожидаемыми результатами реализации Концепции, по словам Г.Абдыкаликовой, являются увеличение числа и процента семей, имеющих трех и более детей; снижение материнской смертности к 2020 году до 15 случаев на 100 тысяч родившихся живыми (в 2008 - 33,7 случаев), снижение младенческой смертности - до 12 случаев на 1000 родившихся (в 2008 - 20,9 случаев), сокращение разницы в продолжительности жизни женщин и мужчин с 10,5 лет в 2008 году до 8 лет к 2020 году, увеличение реального размера семейных пособий, наличие государственной жилищной политики для молодых семей, достижение соответствия статуса инвалидов в Казахстане международным стандартам и правилам по обеспечению равных возможностей инвалидов, поддержание миграционного прироста, в том числе за счет реализации программы привлечения соотечественников.

7 . Проблема демографической ситуации в РК.

В Послании Президента "Новый Казахстан в новом мире" в рамках Стратегии "Казахстан-2030" обозначены 30 важных направлений социально-экономического развития страны на предстоящие десять лет. Особенность нынешнего Послания в том, что в нем охвачены все сферы жизни общества. И одна их самых актуальных задач государства - проведение эффективной демографической политики.

Несмотря на несметные богатства, огромные просторы и экономические успехи нашей страны, сравнительная малочисленность и низкая плотность ее населения формируют неблагоприятную демографическую картину.

Между тем из-за того, что в свое время европейские державы не придавали должного внимания демографическим процессам, они переживают сейчас всеобщий процесс старения. Во Франции и Германии, к примеру, население увеличивается за счет притока представителей других национальностей. В Швеции при рождении ребенка наряду с женщинами трехлетний отпуск могут получить и их мужья. Им выплачиваются дополнительные пособия. На такие шаги государства вынуждены пойти только в целях увеличения численности населения.

С обретением независимости по инициативе Главы государства мы тоже стали придавать значение улучшению демографической ситуации. Несмотря на трудности переходного периода, с повестки дня в Казахстане никогда не снимались вопросы повышения благосостояния народа, проявления заботы о материнстве и детстве. Для увеличения численности населения республика обратилась с призывом к соотечественникам за рубежом, разбросанным по всему земному шару, чтобы они возвращались на историческую родину.

В результате за истекшие годы число репатриантов достигло около полумиллиона человек.

8 . Меры правительства по улучшению демографического состояния в стране.

Для достижения названного показателя необходимо значительно улучшить благосостояние населения и особенно условия жизни репродуктивных женщин и детей. У них должно быть крепкое здоровье, качественное питание, хорошие условия жизни. Не случайно, на развитии социальной сферы в Послании Президента текущего года сделан особый акцент.

Только в 2008 году для реализации задач, поставленных Главой государства в данной сфере, предусматривается выделение из бюджета дополнительных средств в размере 108 миллиардов тенге. Придавая исключительное значение социальной защите материнства и детства, Президент поручил Правительству с первого января будущего года повысить размер единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка до 34 740 тенге, или в два раза, увеличить ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года. Также предусматривается ввести обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин. При этом их пенсионные накопления должны продолжаться в период декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком до одного года.

Выплата пособий будет осуществляться из средств Государственного фонда социального страхования, сформированного за счет перераспределения социального налога. Всего на реализацию вышеуказанных задач выделяется 18,7 миллиарда тенге.

В соответствии с Посланием всем работающим женщинам за каждые четыре месяца пребывания в декретном отпуске выдается пособие по беременности и родам в размере среднемесячной зарплаты.

Для развития системы образования и здравоохранения Глава государства дал поручение - за три года построить сто школ и столько же больниц именно в тех регионах страны, которые в них особо нуждаются.

Правительству в ближайшее время следует подготовить комплексную программу по реализации задач, вытекающих из Послания Президента, направленных на стимулирование рождаемости, укрепление института семьи. В частности, необходимо осуществить меры по обеспечению жильем молодых семей, охране здоровья матери и ребенка, дальнейшему совершенствованию социальной поддержки семей с детьми и так далее.

Рост численности населения также напрямую зависит от решения жилищной проблемы. В республике принята Программа развития жилищного строительства на 2005-2007 годы. В течение трех лет было запланировано построить 12 миллионов квадратных метров жилья. Однако только за два года сдано 11 миллионов "квадратов". А в текущем к ним добавятся еще семь миллионов. Таким образом, всего в эксплуатацию сдается 18 миллионов квадратных метров жилья, и программа будет выполнена на 150 процентов.

Сегодня особенно важно сделать новые квартиры доступными для населения и удешевить их стоимость. В связи с превращением республики в гигантскую строительную площадку стройиндустрия должна развиваться интенсивно. Несмотря на то, что число предприятий отрасли непрерывно растет, строительные материалы остаются дорогими и в основном завозятся из-за границы. По этой причине стоимость жилья тоже постоянно растет. Поэтому нам необходимо повсеместно создавать производства по выпуску строительных материалов, развивая их деятельность, особенно в районных центрах и малых городах. Это, во-первых, даст возможность открывать новые рабочие места, во-вторых, пополнит поступления в местный бюджет и самое главное - значительно снизит цену стройматериалов.

В предстоящие три года из 27 миллионов квадратных метров жилья 17 миллионов будут возведены за счет частных средств, при этом главной задачей государства является подготовка земельных участков для строительства, обеспечение домов линиями тепло- и электропередачи, дорожно-транспортными, водными и другими инженерными коммуникациями. Если государство будет выделять частным предпринимателям необходимые земельные участки, поможет им провести свет, воду и тепло, проложить дороги, приобрести дешевые стройматериалы, число заинтересованных в строительстве жилья частных лиц, городских и сельских жителей значительно возрастет.

Исполнительным органам на местах необходимо навести жесткий порядок при выделении земельных участков под строительство. По поручению Президента следует также взяться за решение проблемы закрепления на селе молодых учителей и врачей с высшим образованием, приступив к возведению для них трех-четырехквартирных домов возле аульных школ и больниц. Кроме того, как сказано в Послании, строительство комплексов доступного арендного жилья, особенно для молодых семей, даст им возможность получения квартир по дешевой цене. Тем самым они будут обеспечены жильем еще до того, пока накопят достаточно средств на квартиру или строительство индивидуального дома.

 

Заключение

Итак, сегодня нашей молодой и стремительно прогрессирующей стране необходимо вести активную демографическую политику. Для любого государства человеческий фактор является составной частью его экономического развития. По данным Всемирного банка, в странах с переходной экономикой лишь 16 процентов уровня экономического развития зависит от производственного потенциала (оборудование, инфраструктура и так далее), 20 - от природных ресурсов, а оставшиеся 64 процента - от человеческого и социального капитала. Как бы там ни было, человек играет основную роль в модернизации общества и достижении передовых экономических высот. В целом для Казахстана главной, думается, является демографическая проблема, которая непосредственно влияет на независимость и безопасность республики. Поэтому, убежден, настал момент для реорганизации Агентства по миграции и демографии, которое должно напрямую подчиняться Правительству и основательно заниматься решением всех затронутых в данной статье вопросов

Для решения задач, поставленных в проекте, предусматривается увеличение расходов на улучшение демографической ситуации в стране. В том числе на государственную поддержку семей с детьми, охрану здоровья населения и регулирование миграционных процессов.

Демографическая обстановка в молодом государстве непосредственно влияет на его экономику и политику, на социальную жизнедеятельность и межнациональные отношения. Правильная оценка демографической ситуации и научные прогнозы о ее возможных изменениях в ближащем и далеком будущем дают возможность правильно определить тактические и стратегические задачи во внутренней политике нашей республике и тем самым избежать возможные межнациональные конфликты.

Народы Казахстана сейчас находятся на различных стадиях всеобщего демографиического перехода, что отражается в прошлой, настоящей и будущей динамике их численности. Такие весьма существенных различия особенно ярко выражены в сравнительной демографической динамике не только русских и казахов, как главных этносов, а также других диаспор, как украинцев, узбеков, немцев, уйгуров, поляков, евреев и др.

Информация о работе Демографическая политика в Казахстане и других странах