Демографическое старение населения России, ЦФО и конкретно Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:09, реферат

Краткое описание

Демографическое старение населения — увеличение доли пожилых людей в общей численности населения. Это результат длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а также частично миграции. По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше насчитывало в 2000 году 600 миллионов человек, что почти втрое превышало численность этой возрастной группы в 1950 году (205 миллионов человек). В 2009 году она превысила 737 миллионов человек, а к 2050 году составит более 2 миллиардов человек, еще раз утроившись за период времени в 50 лет. В 2009 году удельный вес населения 60 лет и старше в среднем по миру составлял 10,8%. Он был наименьшим в Катаре и ОАЭ(1,9%), а наибольшим - в Японии (29,7%).

Вложенные файлы: 1 файл

Демографическое старение населения.docx

— 143.10 Кб (Скачать файл)

 

Вместе  с тем необходимо понимать, что  проблемы российской пенсионной системы  — это не только следствие непоследовательной политики реформ и популистских решений  последних лет, но и результат  глобальных экономических и демографических  проблем, не являющихся специфическими для России. Иными словами, Россия вынуждена решать в настоящее  время сразу два ключевых вызова для любой национальной системы: очевиден вызов, связанный с переходом  от распределительной к накопительной  системе, а также вызов устойчивости накопительной системы в условиях старения населения.

 

Как надо реагировать на первый вызов, практически  всем понятно. При таком переходе возникает проблема «двойного платежа», т.е. необходимость для действующих  работников не только формировать собственные  пенсионные накопления, но финансировать  пенсии тех поколений, которые работали и до создания накопительной пенсионной системы (и накопления у которых  попросту отсутствуют). В силу инерционности  демографических процессов и  с учетом периода «оборота» рабочей  силы, такой переход объективно затягивается на 20-30 лет. И государство может  лишь использовать свои дополнительные источники ресурсов (регулярные налоговые  поступления, ресурсные доходы, доходы от собственности и т.д.) для снижения нагрузки от распределительной части пенсионных отчислений на действующих работников. Экономически развитые страны и многие развивающиеся страны прошли этот этап во второй половине прошлого века, когда преобладали тенденции к росту численности населения, на рынок труда вступали многочисленные поколения родившихся после Второй мировой войны, а доля пенсионеров в общей численности населения оставалась умеренной.

 

Россия  столкнулась с этим переходом  в прямо противоположной ситуации. Население страны стареет, растет не только доля лиц пенсионного возраста, но и средняя продолжительность  жизни (безусловно, отрадный факт с  точки зрения благосостояния общества – но не пенсионной системы!), а на рынок труда приходит все меньше работников из малочисленных поколений, родившихся в 1990-е годы («демографическая яма»). Очевидно, что все эти обстоятельства делают переход к накопительной  системе еще более затратным  для государства. А вот положительные  эффекты от реформы (они тем не менее сохраняются) — откладываются  на более поздний срок. Перечисленные  выше меры помогли бы сделать этот переход менее болезненным для  экономики в целом, ускорили бы проявление позитивных моментов от реформы. Но...

 

Дополнительные  сложности создает тот факт, что  Россия проходит обсуждаемый переход  на фоне другого глобального вызова сложившимся пенсионным системам: старение населения и рост доли лиц пенсионного  возраста в населении развитых стран  начинает подрывать экономические  основы накопительных пенсионных систем!

 

По сути, накопительная пенсионная система (обязательная, либо добровольная) подразумевает, что соответствующие долгосрочные пенсионные вложения принесут за весь период настолько большой доход, что его будет достаточно для жизни после выхода на пенсию. Однако сформулированное подобным образом правило работает только в ситуации постоянно расширяющегося потока сбережений, поступающих на финансовый рынок: новые пенсионные деньги провоцируют инфляцию цен финансовых (и не финансовых рыночных) активов, а не товарных цен. Соответственно, лица, вложившие пенсионные сбережения ранее, — получают заметный доход.

 

Изменение баланса численности вышедших на пенсию и новых работников-участников накопительной системы, ломает данную конструкцию. Отток накопленных  пенсионных средств с рынка финансовых активов для финансирования собственно индивидуальных пенсий начинает превышать  приток новых накоплений и — цены активов не растут. Это означает, что действующие работники не видят стимулов для формирования пенсионных накоплений, а пенсионеры — стараются досрочно вывести  свои сбережения из казавшихся ранее  доходными активов.

 

Накопительная система формально сохраняется. Но уже не гарантирует возможности  «накопить себе самому на пенсию». Ожидаемые  в ближайшие годы медленные темпы  роста и неустойчивое развитие мировой  экономики (возможно, связанные и  со сменой технологических укладов), лишь усиливают негативные тенденции. Выход – в возвращении экономик на траекторию нового экономического роста и расширении спроса экономических  субъектов на «длинные деньги», долгосрочные финансовые ресурсы, что будет толкать  цены активов вверх даже при негативном балансе «продажи/покупки» со стороны  населения.

 

В России дополнительным «драйвером» может  оказаться спрос на такие активы со стороны реального сектора. Таким  образом, источником повышения потенциальной  доходности пенсионных накоплений может  стать активизация инвестиционной активности вследствие улучшения делового, инвестиционного климата, а также снижения уровня риска и неопределенности в экономике — по мере снижения инфляции и ослабления влияния курса рубля на внутренний денежный рынок.

 

 

 

Старение  населения в Брянске

 

Еще одним  показателем, оказывающим отрицательное  влияние на динамику численности  населения, является старение населения. Средний возраст жителей Брянска  составляет 40 лет (мужчин — 36,8; женщин — 42,6 года).

Еще один не самый хороший признак: в городе в полтора раза больше пенсионеров, чем детей и подростков. Трудоспособного  населения в Брянске более  половины от всего числа горожан.

 

За 2010 год  число жителей региона уменьшилось  более чем на восемь тысяч человек  – по словам специалистов, это обусловлено, в основном, естественной убылью.

 

Рост  числа жителей в прошедшем  году наблюдался лишь в Брянском и  Дятьковском районах, сообщила руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области Надежда Муратова.

 

Старение  населения рассматривается как  неблагоприятный фактор, увеличивающий  демографическую нагрузку на трудоспособное население.

 

Наиболее  низкий удельный вес трудоспособного  населения сложился в таких районах, как Новозыбковский, Злынковский, Климовский, Стародубский, Гордеевский. Больше всего пожилых людей проживает в Стародубском, Новозыбковском, Почепском, Погарском, Климовском и Злынковском районах.


Информация о работе Демографическое старение населения России, ЦФО и конкретно Брянской области