Динамика экономики Азербайджана с 1991 по 2011 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 08:24, реферат

Краткое описание

Глава государства - Президент, избираемый на пять лет на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. С октября 2003 года – Ильхам Алиев. Исполнительная власть – Правительство: Премьер-министр (А.Т. Раси-заде) и члены Кабинета министров, назначается президентом и утверждается парламентом. Законодательная власть - однопалатный Милли Меджлис (парламент) в составе 125 депутатов, избираемых на 5-летний срок на основе мажоритарной системы относительного большинства. Последние парламентские выборы состоялись 6 ноября 2005 г.

Вложенные файлы: 1 файл

Азербайджан.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

 После восстановления Азербайджаном  независимости важное значение  во внешней экономической политике  уделялось связям с международными финансово-кредитными и экономическими учреждениями. За истекший период проделана существенная работа в этом направлении. Азербайджан является членом, можно сказать, всех авторитетных международных структур, в т.ч. с 1992-го года - Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, с 1999-го года - Азиатского Банка Развития, и постоянно проводит консультации с этими структурами по экономическим проблемам, вопросам перехода на рыночную экономику, пользуется их финансовыми ресурсами.

Внешнеэкономические связи страны:

 Обьем внешнеторгового оборота  Азербайджана по итогам 2006 года  составил $11639.8 млн., в том числе  экспорт товаров $6372.1 млн., а импорт - $5267.6 млн. Торговый баланс был положительным - $1104.5 млн. По итогам 2006 года во внешнеторговом обороте Азербайджана удельный вес стран СНГ составил 26% (в импорте - 39.8%, в экспорте - 14.6%), стран ЕС - 45.3% (в импорте - 30.8%, в экспорте - 57.2%). (См.Таблица 4.)

Главным торговым партнером Азербайджана является Италия, доля которой во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 25.5% (около $2970 млн.). Лидирующее положение Италии во внешней торговле Азербайджана объясняется тем, что эта страна является самым крупным импортером азербайджанской нефти. По итогам 2006 года доля Италии в азербайджанском экспорте составила 44.7% ($2.7 млрд.), а в импорте - всего - 2.4% ($125 млн.). (См.Таблица 5.)

После Италии вторым торговым партнером  Азербайджана является Россия, доля которой во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 13.1% (около $1.5 млрд.). При этом в импорте Азербайджана Россия занимает первое место. На долю России в 2006 году пришлось 22.4% (около $1182 млн.) от общего объема импорта Азербайджана и всего 5.4% ($344 млн.) от общего объема экспорта Азербайджана (хотя следует отметить, что Россия является самым крупным рынком ненефтяного экспорта Азербайджана). Доля Грузии во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 2.9% ($334.5 млн), в том числе в импорте - 0.9% ($49 млн.), в экспорте - 4.5% ($285 млн.). Основная статья азербайджанского экспорта в Грузию - это нефтепродукты.

 Основная статья азербайджанского  экспорта - это нефть, доля которого  в общем объеме экспорта Азербайджана  в 2006 году составила 84.6%.(См. Таблица 6.)

Можно заключить, что итоги социально-экономического развития Азербайджана за январь-декабрь 2006 года подтвердили, что основные макроэкономические показатели демонстрируют положительную  динамику. Таким образом, результаты успешно осуществленных за короткий промежуток времени во всех отраслях экономики страны реформ еще раз наглядно свидетельствуют о верной экономической политике, настойчиво претворяемой в жизнь руководством Азербайджанской Республики.

 

 

Это утверждение так же было основано на данных о темпах роста азербайджанской экономики. Тем не менее, остается открытым следующий вопрос: являются ли процесс экономического роста и уровень конкурентоспособности экономики сопоставимыми явлениями? Или, если в экономике отмечается экономический рост, то в случае с Азербайджаном можно ли считать это достаточным условием, чтобы сопоставить его с повышением уровня жизни населения? Ведь конечная цель любого экономического роста должна сводиться именно к обеспечению соответствующих условий безопасного существования государства и организации наиболее полноценной жизни его населения. И поэтому реальная оценка экономических достижений дается на основе этих обстоятельств, то есть насколько экономический рост сопровождался обеспечением условий для более безопасного существования государства и для более высокого уровня жизни населения.

 

Если говорить о темпе экономического развития в Азербайджане, то, действительно, начиная с 1996 года, он демонстрировал довольно стабильную положительную динамику. Согласно данным, опубликованным Всемирным банком (ВБ), ВВП Азербайджана в период с 1996 по 2000 год имел однозначную (за исключением 2001-ого года), а, начиная с 2000 года, уже двухзначную величину роста. См. График (2):

Наибольший рост ВВП Азербайджана был зафиксирован в 2006 году – 34,5%. Однако, можно заметить, что с 2006 по 2010 год темпы роста начали снижаться, составляя в 2011 году всего 0,1% (3).

 

С другой стороны, не секрет, что важнейшей  составляющей азербайджанской экономики  является нефтегазовая отрасль промышленности, и львиная доля зафиксированного экономического роста в Азербайджане за последние 10 лет приходилась именно на долю этого сектора. Следовательно, динамику такого снижения можно объяснить двумя обстоятельствами.

 

1. Спрос на азербайджанские энергоресурсы на мировом рынке приблизился к максимальному уровню.

 

2. Объемы добычи нефти и газа, а также возможности их поставки  в 2010-2011 годах приблизились к  максимальному уровню, и Азербайджан,  в условиях имеющихся нефтегазовых  запасов, больше не в состоянии обеспечивать дополнительные объемы добычи и поставки на мировой рынок.

 

Таким образом, можно констатировать, что с 2011-го года в Азербайджане существенно  ограничились дальнейшие возможности  экономического роста за счет нефтяного сектора. С другой же стороны, касаясь инфраструктуры и доли разных отраслей экономики в формировании ВВП Азербайджана в 2005-2011 годах, становится очевидным и низкий уровень диверсификации азербайджанской экономики и следовательно ее уязвимость (см. таблицу).

Как уже  было отмечено, из вышеуказанных данных можно убедиться, что в период с 2005 по 2011 года азербайджанская экономика  в основном держалась на нефтегазовой промышленности, в том случае, когда  производственная отрасль в формировании ВВП имела довольно низкую долю. То же самое можно отметить и относительно сельского хозяйства, в случае с которым проблема состоит уже не только в уязвимости этой отрасли как отдельного сектора экономики, но и в продовольственной безопасности Азербайджана. Достаточно лишь отметить, что 54% – 55% территории Азербайджана (около 47,4 – 47,6 тыс. кв. километров) (7) – это земли сельскохозяйственного назначения, и подобный низкий уровень доли сельского хозяйства в ВВП страны свидетельствует о довольно низкой производительности данной отрасли и о бедности сельского населения Азербайджана.

 

В частности, если учитывать, что согласно данным государственного комитета по статистике Азербайджана, число сельских жителей, для которых источником основного  дохода является сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство, в 2011 году составляло 4,28 млн. человек (8) (47% от общего населения), то доход каждого из них в том же году должен составлять около 643,4 манатов или, примерно, $820.3. Таким образом, примерный уровень среднего дохода средней сельской семьи из четырех человек в 2011 году составлял около $3281,3. Естественно, здесь следует учитывать и то, насколько сельские жители Азербайджана заняты в местных отраслях производства, промышленности, строительства, торговли, общественного обслуживания, а также какой была сумма платежей социального обеспечивания из государственного фонда социальной защиты.

 

Тем не менее, учитывая данные государственного комитета по статистике Азербайджана о том, что  из занятых 3,7 млн. граждан в 1999 году (более свежих данных в исходном отчете нет), 1,57 млн. (около 42.4% от общей занятости) были заняты в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве (9), становится ясно, что рассчитанный нами уровень дохода по части сельского населения близок к своей реальной величине (учитывая соответствующее соотношение сельскохозяйственных территорий и числа сельских жителей к общей площади Азербайджана и к общему числу населения, вероятность того, что вышеуказанное процентное соотношение претерпело существенное изменение, очень мала).

 

В пользу этого  свидетельствует и то, что в 2012 году число занятых в сфере  производства в Азербайджане составило 96 тыс. человек (10) (примерно 1,1% от общего населения и 6,1% от занятых в сельском хозяйстве). Занятые в промышленности в целом итого составили всего 2% от общего населения страны и 11,7% от занятых в сельском хозяйстве. Поэтому, если даже предположить, что половина занятых в промышленности приходится на долю сельских жителей, то от этого увеличивается доходы всего для 5% – 6% сельских жителей, что не влияет существенно на корзину общих доходов сельского населения и дохода на душу сельского жителя. То же самое можно сказать и по части строительного сектора.

 

Что касается платежей из фонда государственного страхования сегменту сельского населения, то общая сумма социальных платежей в целом в 2011 году составила 468,1 млн. манатов (11) или около $596.8 млн. Не имея определенных статистических данных о сумме платежей, осуществленных именно сельским жителям, но предполагая что эти платежи в целом имели равномерное распределение между городскими и сельскими жителями по их пропорциональности в составе общего населения, суммы, выплаченные сельским жителям, составят $280,5 млн. То есть, средняя величина социальных платежей на душу жителя села в 2011 году в среднем составляла около $65,5. Таким образом, можно сделать вывод, что возможный совокупный уровень годового дохода средней сельской семьи из 4 человек в 2011 году составлял $3543 – $3550. В итоге средний месячный доход для 4,28 млн сельских жителей в Азербайджане (как уже было отмечено 47% от общего населения) на среднюю семью в 2011 году составлял примерно $295 – $300. В связи с этим можно представить и каков уровень благосостояния населения Азербайджана, по крайней мере сельских жителей, которые составляют почти половину от общего населения Азербайджана..

 

В вышеописанном  контексте примечательно и то, что в нефтегазовой отрасли, доля которого в ВВП в 2011 года составила  около 50%, уровень занятости составлял 35 тысяч человек (12), или 0,38% от общего населения. Таким образом, в случае с Азербайджаном видна та же характерная черта, присущая многим другим нефтедобывающим странам (13). Это, в частности: быстрые темпы роста ВВП в период развития нефтедобывающей отрасли, большой резерв валютных средств, зависимость от одной отрасли экономики, крайняя однобокость ее структуры и низкий уровень диверсификации. Все это в условиях отсутствия соответственной налого-бюуджетной политики приводит к неравенству в распределении денежных доходов среди населения и, соответственно, к бедности существенной его части.

 

В подобных случаях, с точки зрения улучшения  ситуации важно эффективное применение налого-бюджетных рычагов, которые  в условиях больших валютных резервов дают возможность более смело  стимулировать программы социального и регионального характера. Однако в случае с Азербайджаном ничего подобного не наблюдается.

 

Вместо  заключения.

 

Такой прорыв в экономике Азербайджана предполагается осуществить в течение ближайших 10 лет, к концу которого предусматривается увеличить вес ненефтяного сектора в структуре ВВП до 80% (15). Учитывая в среднем ежегодный темп инфляции на уровне 10,6% в 2004 – 2011 годах (16), это фактически означает, что для достижения подобных результатов (вес ненефтяного сектора экономики в 2011-ом году составлял 48,3% ВВП) (17) необходимо обеспечить ежегодный средний рост в ненефтяных секторах экономики в объеме 20,82%. Мы предполагаем, что сказанное президентом Алиевым относилось к реальному экономическому росту, а не к номинальному, так как при номинальном росте понадобится ежегодный рост на уровне 12,73%, который в условиях будущей динамики инфляции в 10%, почти нечего не будет менять. Возможность подобного роста однако насколько желательна, настолько и невозможна. Подобные результаты могут быть сопоставимы с японским экономическим чудом, и в случае их достижения соответствующие должностные лица смогут внести историю экономического развития Азербайджана в учебники экономической науки.

 

Таким образом, вопрос о том, насколько в действительности сильна азербайджанская экономика, насколько она конкурентоспособна, и служила ли она тем основным целям, которые мы упомянули в начале данной статьи, пока остается открытым. Об этих вопросах азербайджанские должностные лица предпочитают молчать. Но это уже не из сферы экономической науки, а всего лишь издержки пропаганды.


Информация о работе Динамика экономики Азербайджана с 1991 по 2011 год